Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических икартографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Основной задачей работы является приобретение студентами необходимых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районовтяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки грузовпо видам транспорта.
В процессе мы получили возможность практически ознакомиться с цифровым материалом, литературными источниками и статистическими справочниками о работе Западно-Сибирской железной дороги и других видов транспорта
Введение…………………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ…………………………………………………………………..4-12
РАЗДЕЛ 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ………………………………………………….13-19
РАЗДЕЛ 3.
РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ………………………………………...
РАЗДЕЛ 4.
СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМЫ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Угольная. Кузнецкий, Горловский, Обь-Иртышский угольные бассейны и западная часть Канско-Ачинского бассейна. Общегеологические запасы оцениваются в 953 млрд. т, или 16,9% общероссийских запасов. По запасам и качеству углей выделяется Кузнецкий бассейн, в котором сосредоточено 725 млрд. т угля. Объем добычи кузнецких углей при необходимости может быть увеличен до 350 млн. т в перспективе.
Нефтяная. По величине эксплуатируемых и подготовленных к эксплуатации запасов нефти на Западную Сибирь приходится 65%. На территории региона можно выделить четыре нефтеносных района: Центральный (Приобский), Северный, Восточный и Западный.
Газовая. В Западной Сибири сосредоточено почти 54 трлн. куб. м газа и газоконденсата: свыше 50 трлн. куб. м приходится на Тюменскую, 3,5 трлн. куб. м — на Томскую область.
Металлургическая. Общие запасы железных руд оцениваются в 4,5 млрд. т. и сконцентрированы в Горной Шории и Горном Алтае. Железные руды Горной Шории (Кемеровская область) являются сырьевой базой Кузнецкого металлургического комбината (КМК). Основные месторождения — Темиртау, Таштагол, Шалымское, Шерегешское, Ташельгинское. На территории Западно-Сибирской равнины открыт крупнейший в мире железорудный бассейн площадью около 260 тыс. кв. км. Бакчарское месторождение (Томская область) занимает площадь в 16 тыс. кв. км. Рудный горизонт месторождения составляет 20—70 м и залегает на глубине 160 — 200 м. Руды содержат до 45% железа, а также примеси фосфора и ванадия.
Машиностроительная. В структуре машиностроительного комплекса слабо развиты специализация и кооперирование; незначителен удельный вес подетальной специализации, которая получила развитие только в тракторном, сельскохозяйственном машиностроении и вагоностроении. Здесь нет ни одного специализированного завода по производству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения. Производство этой продукции осуществляется в цехах машиностроительных предприятий. Из-за недостаточной технической оснащенности этих цехов и низких масштабов производства стоимость 1 т литья в 3—5 раз дороже, чем на специализированных заводах. На территории Западной Сибири эффективно размещать металлоемкие, энергоемкие отрасли машиностроения. В металлоемких отраслях по сравнению с европейской зоной приведенные затраты увеличиваются незначительно (0,6%), а в трудоемких они составляют 3,4%.
Лесная. Лесной и лесоперерабатывающий комплекс Западной Сибири представлен вывозкой древесины и ее механической переработкой. В районе отсутствует целлюлозно-бумажное производство. Леса к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали истощены нерациональными рубками прошлых лет (лесистость здесь не превышает 20%). Большая часть лесов расположена в районах с низким уровнем хозяйственного развития. Перерабатывается только половина древесного сырья, ежегодно 6—7 млн. куб. м отходов от лесосеки и лесопиления не используются, хотя они могли бы заменить 20—22 млн. куб. м деловой древесины.
Химическая. Химический комплекс базируется на местном сырье. Крупнейшими узлами химического комплекса Западной Сибири являются Кемерово, Томск, Тобольск, Омск и Барнаул.
Текстильная. В структуре легкой промышленности региона важное место занимают швейная, трикотажная и текстильная подотрасли; недостаточно развито галантерейное производство. Ведущее место в производстве продукции пищевой промышленности занимают Алтайский край, Новосибирская и Омская области — почти 70% товарной продукции; на Томскую и Тюменскую области приходится 18%, на Кемеровскую область —12%.
Пищевая. Важная проблема пищевой отрасли — износ основных фондов. Свыше 60% предприятий пищевого комплекса работает на старом оборудовании, износ основных фондов достигает 60—80%. На долю мясной подотрасли приходится почти 40% товарной продукции пищевой промышленности Западной Сибири, молочной промышленности — 29%.
1.9. Сельское хозяйство
района тяготения железной
В южной части региона расположена зона лесостепи и степи, располагающая плодородными почвами, ресурсами тепла и влаги; здесь хорошо развито земледелие и скотоводство, а также производство пшеницы. По размерам посевных площадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), уступая Поволжскому (22,0%) району. Западная Сибирь производит 12% пшеницы в стране, 11% молока и 12% мяса.
Технические культуры — сахарная свекла, подсолнечник, лен-кудряш и лен-долгунец — занимают 1,7% пашни.
Выращивание сахарной свеклы в районе связано с большим риском, так как урожай может быть потерян и во время июньской засухи, частой в Западной Сибири, и в дождливую холодную осень. Уборка свеклы совпадает с сезоном уборки зерновых, при этом почти половина урожая убирается вручную, под дождем, а зачастую и в морозы. Урожайность свеклы в среднем составляет 110 ц/га, или в 2 раза меньше, чем в Центрально-Черноземном, и в 2,3 раза меньше, чем в Северо-Кавказском районах. Качество сахарной свеклы, выращенной в Алтайском крае, в 4—5 раз ниже, чем в указанных регионах.
1.10. Перспективы
развития экономики района
Таким образом, можно сделать
вывод о важности Западно-Сибирского
района для России в географическом
и экономическом плане. Мы видим,
что здесь расположены
Западно-Сибирский район относится к наиболее перспективным районам страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения. Это связано главным образом с технических обновлением. Остро стоят и внутренние проблемы региона.
В связи с «ударной» промышленностью страдает экология Западной Сибири. И, хотя, ответственные за это лица стараются улучшить положение, проблема еще остается довольно острой.
Раздел 2.
Железнодорожный транспорт.
Структура: 4 отделения - Омское, Новосибирское, Алтайское, Кемеровское. Управление дороги: г. Новосибирск.
Местонахождение: на территории Кемеровской, Томской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского края и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахстана.
Создание: в 1961 в результате объединения Омской и Томской ж. д., в 1997 присоединена Кемеровская ж. д.
Эксплуатационная длина: 6181 км, в т.ч. электрифицированных свыше 3000 км (1990). Граничит с Южно-Уральской, Свердловской, Красноярской ж. д, а также Казахстанскими ж. д.
Основные станции: Омск, Комбинатская, Барабинск, Новосибирск, Барнаул, Томск, Тайга, Юрга, Топки, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Артышта, Новокузнецк, важнейшие грузовые - Входная, Московка, Инская, Алтайская, Тайга, Кемерово-Сортировочное, Топки.
Эксплуатационная длина дороги 5865,1 км, в т. ч. однопутных линий - 2650,8 км, двухпутных 3168,8 км, трехпутных и более 45,5 км. В состав дороги входят 4 отделения: Омское, Алтайское (г. Барнаул), Кузбасское (г. Кемерово), Новосибирское.
Железнодорожный транспорт
играет важную роль в транспортной
системе района. Основу железнодорожной
сети Западной Сибири составляют три
главные магистрали, в значительной
части построенные в советские
годы и пересекающие с запада на
восток западносибирский юг, а также
несколько меридиональных линий, связывающих
с этими магистралями ведущие
промышленные и сельскохозяйственные
районы Западной Сибири – Кузбасс,
Горную Шорию, Предалтайскую лесостепь,
Кулунду, Нижнее Притомье и Причулымье.
Наиболее важной из широтных магистралей
остаётся и теперь самая северная
– Главная Сибирская
Важнейшими направлениями
перспективного развития района являются
транспортное строительство, особенно
железных дорог в районах освоения
ресурсов на Крайнем севере, в том
числе на полуострове Ямал, реконструкция
действующих железнодорожных
Речной транспорт.
В Западной Сибири речному
транспорту принадлежит заметное место,
особенно во внутрирайонных перевозках.
Транспорт действует почти
Морской транспорт.
Роль же морского транспорта для Западной Сибири очень невелика: мелководный Ясмалинский бар вблизи устья Оби не даёт заходить туда крупным морским кораблям, и только речные суда совершают рейсы по Обской и Тазовской губерниям.
На территории Западно-Сибирского района расположены такие крупные морские порты, как Дудинка, Диксон, Хатанга, Тикси.
Трубопроводный транспорт.
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.
Нефтяная промышленность
сегодня - это крупный
Западно-Сибирский район
имеет ведущее значение в газовой
и нефтяной промышленностях. Именно
поэтому трубопроводный транспорт
имеет большое значение. Кроме
этого, нефтепроводы сокращают более
чем в 3 раза затраты на транспортировку
нефти, что также является одной
из наиболее важных причин широкого распространения
трубопроводного транспорта. Кроме
газопровода, идущего с севера на
юг (Уренгой - Кузбасс) внутри района, существуют
ещё два газопровода, идущих в
западном направлении через Уральский
район в Казахстан. Кроме того,
несколько крупных
Крупнейшая в мире система
магистральных трубопроводов "Дружба",
связавшая между собой
Воздушный транспорт.
По югу Западно-Сибирского
района проходят воздушные линии
всероссийского значения. На долю авиационного
транспорта в Западной Сибири приходится
большая часть грузовых и пассажирских
перевозок. Регулярным воздушным сообщением
между собой связаны все
Авиакомпания "СИБИРЬ" обеспечивает около 90% общего объема работ авиакомпаний Западной-Сибири. На рейсах авиакомпании "Сибири было перевезено большинство пассажиров — 2 604,4 тыс. человек или 88,9% от общего объема работ. Пассажирооборот авиакомпании составил 94,1% от общего показателя в регионе.
Стоит отметить, что во всех крупнейших городах региона, кроме Омска, действуют филиалы авиакомпании "Сибирь", в которых созданы отдельные авиаэскадрильи и группы бортпроводников.
Таким образом, можно выделить несколько наиболее крупных транспортных узлов. На территории Западной Сибири такими узлами являются:
Раздел 3.
Расчет густоты железнодорожной сети на 1000 км2 территории
Административно -территориальная единица |
Территория, тыс. км2 |
Эксплуатационная Длина железных дорог, км |
Густота железных дорог, км |
Республика Алтай |
93.3 |
775 |
8,3 |
Алтайский край |
168.1 |
1584 |
9,4 |
Кемеровская обл. |
96.0 |
1728 |
18,0 |
Новосибирская обл. |
178.2 |
154 |
0,8 |
Омская обл. |
141, 1 |
752 |
5,3 |
Томская обл. |
314, 3 |
3429 |
10,9 |
Тюменская обл. |
144.1 |
1025 |
7,1 |
Ханты-Мансийский АО |
535.3 |
1106 |
2,0 |
Ямало-Ненецкий АО |
770.2 |
5900 |
7,6 |
Итого по дороге: |
2440,6 |
16453 |
6.7 |