Экономико-географическая характеристика района тяготения Западно - Сибирской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических икартографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Основной задачей работы является приобретение студентами необходимых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районовтяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки грузовпо видам транспорта.
В процессе мы получили возможность практически ознакомиться с цифровым материалом, литературными источниками и статистическими справочниками о работе Западно-Сибирской железной дороги и других видов транспорта

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ…………………………………………………………………..4-12
РАЗДЕЛ 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ………………………………………………….13-19
РАЗДЕЛ 3.
РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ………………………………………...
РАЗДЕЛ 4.
СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМЫ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_2.docx

— 52.63 Кб (Скачать документ)

Угольная. Кузнецкий, Горловский, Обь-Иртышский угольные бассейны и западная часть Канско-Ачинского бассейна. Общегеологические запасы оцениваются в 953 млрд. т, или 16,9% общероссийских запасов. По запасам и качеству углей выделяется Кузнецкий бассейн, в котором сосредоточено 725 млрд. т угля. Объем добычи кузнецких углей при необходимости может быть увеличен до 350 млн. т в перспективе.

Нефтяная. По величине эксплуатируемых и подготовленных к эксплуатации запасов нефти на Западную Сибирь приходится 65%. На территории региона можно выделить четыре нефтеносных района: Центральный (Приобский), Северный, Восточный и Западный.

Газовая. В Западной Сибири сосредоточено почти 54 трлн. куб. м газа и газоконденсата: свыше 50 трлн. куб. м приходится на Тюменскую, 3,5 трлн. куб. м — на Томскую область.

Металлургическая. Общие запасы железных руд оцениваются в 4,5 млрд. т. и сконцентрированы в Горной Шории и Горном Алтае. Железные руды Горной Шории (Кемеровская область) являются сырьевой базой Кузнецкого металлургического комбината (КМК). Основные месторождения — Темиртау, Таштагол, Шалымское, Шерегешское, Ташельгинское. На территории Западно-Сибирской равнины открыт крупнейший в мире железорудный бассейн площадью около 260 тыс. кв. км.  Бакчарское месторождение (Томская область) занимает площадь в 16 тыс. кв. км. Рудный горизонт месторождения составляет 20—70 м и залегает на глубине 160 — 200 м. Руды содержат до 45% железа, а также примеси фосфора и ванадия.

Машиностроительная.  В структуре машиностроительного комплекса слабо развиты специализация и кооперирование; незначителен удельный вес подетальной специализации, которая получила развитие только в тракторном, сельскохозяйственном машиностроении и вагоностроении. Здесь нет ни одного специализированного завода по производству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения. Производство этой продукции осуществляется в цехах машиностроительных предприятий. Из-за недостаточной технической оснащенности этих цехов и низких масштабов производства стоимость 1 т литья в 3—5 раз дороже, чем на специализированных заводах. На территории Западной Сибири эффективно размещать металлоемкие, энергоемкие отрасли машиностроения. В металлоемких отраслях по сравнению с европейской зоной приведенные затраты увеличиваются незначительно (0,6%), а в трудоемких они составляют 3,4%.

Лесная. Лесной и лесоперерабатывающий комплекс Западной Сибири представлен вывозкой древесины и ее механической переработкой. В районе отсутствует целлюлозно-бумажное производство. Леса к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали истощены нерациональными рубками прошлых лет (лесистость здесь не превышает 20%). Большая часть лесов расположена в районах с низким уровнем хозяйственного развития.  Перерабатывается только половина древесного сырья, ежегодно 6—7 млн. куб. м отходов от лесосеки и лесопиления не используются, хотя они могли бы заменить 20—22 млн. куб. м деловой древесины.

Химическая. Химический комплекс базируется на местном сырье. Крупнейшими узлами химического комплекса Западной Сибири являются Кемерово, Томск, Тобольск, Омск и Барнаул.

Текстильная. В структуре легкой промышленности региона важное место занимают швейная, трикотажная и текстильная подотрасли; недостаточно развито галантерейное производство. Ведущее место в производстве продукции пищевой промышленности занимают Алтайский край, Новосибирская и Омская области — почти 70% товарной продукции; на Томскую и Тюменскую области приходится 18%, на Кемеровскую область —12%.

Пищевая. Важная проблема пищевой отрасли — износ основных фондов. Свыше 60% предприятий пищевого комплекса работает на старом оборудовании, износ основных фондов достигает 60—80%. На долю мясной подотрасли приходится почти 40% товарной продукции пищевой промышленности Западной Сибири, молочной промышленности — 29%.

1.9. Сельское хозяйство  района тяготения железной дороги. Показать специализацию отдельных  районов тяготения дороги. Установить  связь сельского хозяйства с  обрабатывающей промышленностью.

В южной части региона  расположена зона лесостепи и  степи, располагающая плодородными почвами, ресурсами тепла и влаги; здесь хорошо развито земледелие и скотоводство, а также производство пшеницы. По размерам посевных площадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), уступая Поволжскому (22,0%) району. Западная Сибирь производит 12% пшеницы  в стране, 11% молока и 12% мяса.

Технические культуры —  сахарная свекла, подсолнечник, лен-кудряш и лен-долгунец — занимают 1,7% пашни.

Выращивание сахарной свеклы в районе связано с большим  риском, так как урожай может быть потерян и во время июньской засухи, частой в Западной Сибири, и в  дождливую холодную осень. Уборка свеклы совпадает с сезоном уборки зерновых, при этом почти половина урожая убирается  вручную, под дождем, а зачастую и  в морозы. Урожайность свеклы в  среднем составляет 110 ц/га, или в 2 раза меньше, чем в Центрально-Черноземном, и в 2,3 раза меньше, чем в Северо-Кавказском районах. Качество сахарной свеклы, выращенной в Алтайском крае, в 4—5 раз ниже, чем в указанных регионах.

1.10. Перспективы  развития экономики района тяготения  железной дороги.

Таким образом, можно сделать  вывод о важности Западно-Сибирского района для России в географическом и экономическом плане. Мы  видим, что здесь расположены важнейшие  очаги российской экономики, без  которых развитие России просто невозможно. Это, естественно, топливно-энергетический комплекс. Отсюда вытекает одна из главнейших современных проблем России: она  живет процентов на 90 за счет нефти.

Западно-Сибирский район  относится к наиболее перспективным  районам страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения. Это связано главным образом с технических обновлением. Остро стоят и внутренние проблемы региона.

В связи с «ударной»  промышленностью страдает экология Западной Сибири. И, хотя, ответственные  за это лица стараются улучшить положение, проблема еще остается довольно острой.

Раздел 2.

Железнодорожный транспорт.

Структура: 4 отделения - Омское, Новосибирское, Алтайское, Кемеровское. Управление дороги: г. Новосибирск.

Местонахождение: на территории Кемеровской, Томской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского края и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахстана.

Создание: в 1961 в результате объединения Омской и Томской ж. д., в 1997 присоединена Кемеровская ж. д.

Эксплуатационная  длина: 6181 км, в т.ч. электрифицированных свыше 3000 км (1990). Граничит с Южно-Уральской, Свердловской, Красноярской ж. д, а также Казахстанскими ж. д.

Основные станции: Омск, Комбинатская, Барабинск, Новосибирск, Барнаул, Томск, Тайга, Юрга, Топки, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Артышта, Новокузнецк, важнейшие грузовые - Входная, Московка, Инская, Алтайская, Тайга, Кемерово-Сортировочное, Топки.

Эксплуатационная длина  дороги 5865,1 км, в т. ч. однопутных линий - 2650,8 км, двухпутных 3168,8 км, трехпутных и более 45,5 км. В состав дороги входят 4 отделения: Омское, Алтайское (г. Барнаул), Кузбасское (г. Кемерово), Новосибирское.

Железнодорожный транспорт  играет важную роль в транспортной системе района. Основу железнодорожной  сети Западной Сибири составляют три  главные магистрали, в значительной части построенные в советские  годы и пересекающие с запада на восток западносибирский юг, а также  несколько меридиональных линий, связывающих  с этими магистралями ведущие  промышленные и сельскохозяйственные районы Западной Сибири – Кузбасс, Горную Шорию, Предалтайскую лесостепь, Кулунду, Нижнее Притомье и Причулымье. Наиболее важной из широтных магистралей  остаётся и теперь самая северная – Главная Сибирская железнодорожная  магистраль с её разветвлением у  Омска: через Тюмень – на Екатеринбург и через Курган – на Челябинск. Различия в развитии транспорта в  той или другой части района в  значительной степени определяются различиями в их природных условиях. Так, основные железнодорожные магистрали проложены по равнине, в степи, с минимальными уклонами, что даёт возможность пропускать тяжелые и сверхтяжелые составы до 100 и более вагонов на большей скорости. А в горной местности, например в Горной Шории и на Алтае, железнодорожное строительство и эксплуатация рельсовых путей связаны со всеми осложнениями, которые влечет за собой горный рельеф. При пересечении наземными путями многочисленных в Западной Сибири рек и их обширных пойм необходимо перекидывать большие и сложные по конструкции мосты, особенно в условиях сильных половодий в северной и срединной полосе района.

Важнейшими направлениями  перспективного развития района являются транспортное строительство, особенно железных дорог в районах освоения ресурсов на Крайнем севере, в том  числе на полуострове Ямал, реконструкция  действующих железнодорожных магистралей, в том числе на транссибирской магистрали.

Речной  транспорт.

В Западной Сибири речному  транспорту принадлежит заметное место, особенно во внутрирайонных перевозках. Транспорт действует почти исключительно  на двух главных речных артериях Западной Сибири – на Оби и Иртыше. Бассейн  реки Обь вместе с притоком Иртыш  охватывают почти всю территорию Западной Сибири. Этот факт наравне  с несильной изрезанностью береговой  линии и достаточно пологими берегами (русло реки проходит почти полностью  по равнинной местности) делает речной транспорт в Западной Сибири достаточно распространённым. Направление течения  с юго-востока на северо-запад  делают речную навигацию очень удобной  не только для внутрирайонной доставки грузов, но и для связи железнодорожного транспорта с морским. Основной груз для речных перевозок – лес. Его буксируют в плотах по Чулыму, Кети и другим притокам Оби и Иртыша к рейдам, где грузят на суда. Крупнейшими пунктами прибытия плотов являются Асино и Устье Чулыма. Отсюда и из других пунктов лес в судах перевозят в Томск, Новосибирск и Омск. Также большая часть перевозок приходится на минеральные строительные материалы.

Морской транспорт.

Роль же морского транспорта для Западной Сибири очень невелика: мелководный Ясмалинский бар  вблизи устья Оби не даёт заходить туда крупным морским кораблям, и  только речные суда совершают рейсы  по Обской и Тазовской губерниям.

На территории Западно-Сибирского района расположены такие крупные  морские порты, как Дудинка, Диксон, Хатанга, Тикси.

Трубопроводный  транспорт.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и  попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается  по своим закономерностям.

Западно-Сибирский район  имеет ведущее значение в газовой  и нефтяной промышленностях. Именно поэтому трубопроводный транспорт  имеет большое значение. Кроме  этого, нефтепроводы сокращают более  чем в 3 раза затраты на транспортировку  нефти, что также является одной  из наиболее важных причин широкого распространения  трубопроводного транспорта. Кроме  газопровода, идущего с севера на юг (Уренгой - Кузбасс) внутри района, существуют ещё два газопровода, идущих в  западном направлении через Уральский  район в Казахстан. Кроме того, несколько крупных нефтепроводов пересекают район по всем направлениям: на запад Ноябрьск – Междуреченск; на юг Ноябрьск – Тобольск – Омск; а также нефтепровод, проходящий по югу району через Омск и Новосибирск. Все нефтепроводы, кроме одного (Сургут – Новокузнецк с ответвлением на Томск), имеют ведущее значение.

Крупнейшая в мире система  магистральных трубопроводов "Дружба", связавшая между собой социалистические страны Совета экономической взаимопомощи, проходит и в Сибири. По этому  нефтепроводу также осуществляется поставка нефти в страны дальнего зарубежья. К числу наиболее известных  нефтепроводов Сибирского региона  относятся "Нижневартовск–Куйбышев", "Нижневартовск-Усть-Балык", "Усть-Балык–Омск", "Усть-Балык-Уфа-Альметьевск", "Александровское-Анжеро-Судженск" и "Сургут–Полоцк".

Воздушный транспорт.

По югу Западно-Сибирского района проходят воздушные линии  всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится большая часть грузовых и пассажирских перевозок. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные  центры и многие другие, даже небольшие, города.

Авиакомпания "СИБИРЬ" обеспечивает около 90% общего объема работ авиакомпаний Западной-Сибири. На рейсах авиакомпании "Сибири было перевезено большинство пассажиров — 2 604,4 тыс. человек или 88,9% от общего объема работ. Пассажирооборот авиакомпании составил 94,1% от общего показателя в регионе.

Стоит отметить, что во всех крупнейших городах региона, кроме  Омска, действуют филиалы авиакомпании "Сибирь", в которых созданы  отдельные авиаэскадрильи и группы бортпроводников.

Таким образом, можно  выделить несколько наиболее крупных  транспортных узлов. На территории Западной Сибири такими узлами являются:

  • Тюмень (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
  • Тобольск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
  • Омск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
  • Томск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
  • Новосибирск (нефтепровод, железнодорожный и автомобильный транспорт)
  • Барнаул (железнодорожный и автомобильный транспорт)
  • Сургут (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
  • Нижневартовск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
  • Новый Уренгой (газопровод, железнодорожный и речной транспорт)
  • Бийск (автомобильный, железнодорожный и речной транспорт)

Раздел 3.

Расчет густоты  железнодорожной сети на 1000 км2 территории

Административно

-территориальная

единица

Территория,

тыс. км2

Эксплуатационная

Длина железных

дорог, км

Густота железных

дорог, км

Республика Алтай

93.3

775

8,3

Алтайский край

168.1

1584

9,4

Кемеровская обл.

96.0

1728

18,0

Новосибирская обл.

178.2

154

0,8

Омская обл.

141, 1

752

5,3

Томская обл.

314, 3

3429

10,9

Тюменская обл.

144.1

1025

7,1

Ханты-Мансийский АО

535.3

1106

2,0

Ямало-Ненецкий АО

770.2

5900

7,6

Итого по дороге:

2440,6

16453

6.7

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Западно - Сибирской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов