Экономико-географическая характеристика республики Башкортостан - района тяготения куйбышевской железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико – географическую характеристику района тяготения дороги. Задача исследователя – на основе системного подхода к комплексной оценке территории с учётом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных » и «горизонтальных» связей в экономическом районе и стране в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Картосхема………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономико-географическое положение республики Башкортостан...5
Глава 2. Экономическая ценка природных условий и ресурсов………………8
Глава 3. Население и трудовые ресурсы……………………………………….18
Глава 4. Хозяйственный комплекс республики Башкортостан………………23
Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения…………………………..33
Глава 6. Экологические проблемы района……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………………..…..40
Условные обозначения………………………………………………………..…41

Работа состоит из  1 файл

Башкортостан.docx

— 704.05 Кб (Скачать документ)

Основные предприятия  электроэнергетики:

-ОАО «Башкирэнерго» (функция генерации энергии);

          -ООО «Энергетическая сбытовая  компания Башкортостана» (функция сбыта энергии);

         -ООО «Башкирская сетевая компания» (функции передачи энергии)

Машиностроение: Машиностроительный комплекс республики Башкортостан – крупная отрасль, его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Башкирии. Также развиты тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторное. Наиболее быстро развиваются электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Для машиностроения Башкортостана  так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в  крупных городах; недостаточная  специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных  и ремонтных производств, замедленное  внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Крупные машиностроительные предприятия:

-ОАО "Машиностроительная Компания "Витязь" - Производство автомобилей;

-ФГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение»;

-ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций».

Металлургия: Металлургический комплекс отличается разнообразием и объемом производимой продукции. Предприятия цветной металлургии представлены всеми стадиями производства меди и никеля и завершающей стадией – цинка. Предприятия перерабатывают не только собственное сырье, но и привозные концентраты руд.

В республике весьма динамично  развивается металлургия и выпуск изделий из металлов, где преобладают  стальная проволока и стальные канаты.

Крупнейшее предприятие  в этой области — Белорецкий металлургический комбинат (БМК, входит в компанию «Мечел») выпускает самый широкий в  России ассортимент метизов (стальной проволоки, канатов и других изделий). БМК лидирует в производстве пружинной  проволоки, арматурных прядей, высокопрочной проволоки, шарикоподшипниковой проволоки, а также является одним из ведущих производителей канатов в России. А в самом Башкортостане на его долю приходится более 95 % от всего производства черных металлов.

Крупные металлургические предприятия: 

-ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" – производитель метизов;

-ЗАО «Уфимский завод цветных металлов» - легкие сплавы;

-ЗАО "Белорецкий завод рессор и пружин" – специализированное предприятие по производству пружин для тракторов и автомобилей.

 

Таблица 6

Отраслевые особенности  машиностроительного комплекса

Тип предприятий

Места размещения

Факторы и условия развития

Авиационное машиностроение

Уфа, Кумертау

Производственный и научный  потенциал, квалифицированные кадры, электроэнергетическая база

Электротехническое машиностроение

Уфа

Электроэнергетическая база, производственный потенциал

Транспортное машиностроение

Автомобилестроение-Нефтекамск

Металлургическая и энергетическая база, водоснабжение, транспортная инфраструктура, производственный потенциал, возможности  широкого кооперирования, резерв трудовых ресурсов, большая потребность в  машинах и оборудовании

Приборостроительная промышленность

Уфа, Октябрьский, Туймазы

Научный и производственный потенциал, квалифицированные кадры

Станкостроительное и  инструментальное машиностроение

Стерлитамак

Металлургическая база, квалифицированные  кадры, резерв трудовых ресурсов.


 

Вывод: Анализируя представленную таблицу, можно сделать вывод о том, что Уфа является центром машиностроительного производства, в нем сосредоточены основные предприятия. Это обусловлено тем, что там есть соответствующая металлургическая и энергетическая база, водоснабжение, транспортная инфраструктура. На размещение машиностроительных производств влияют такие факторы, как: потребительский, транспортный, металлоемкость, трудоемкость и наукоемкость. В рассматриваемом нами объекте мы можем проследить тот факт, что выделяются такие факторы как трудоемкость и металлоемкость, т.к. территория располагает большим количеством трудовых ресурсов, рабочей силы, квалифицированными кадрами, богатой металлургической базой.

Сельское  хозяйство: Специализация агропромышленного комплекса – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть).

В структуре посевных площадей Республики Башкортостан наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель и овощи, лен, подсолнечник и сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика – немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью.

В структуре сельскохозяйственного  производства республики Башкортостан преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством – повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота

Коэффициент специализации  сельскохозяйственного производства рассчитывается по формуле: К=F/P

Где F — доля продукции области к общему производству в Федеральном округе, %; P — доля населения области к общей численности населения Федерального округа, %.

P = (4068/30241)*100%=13,4%

Таблица 7

 

Расчёт  коэффициента специализации сельскохозяйственного

производства, 2009 год

 

Продукция, тыс. т.

Республика Башкортостан

ПрФО

F

Коэффициент

Специализации

Валовой сбор зерна

4069

22349

18,2

1,4

Сбор картофеля

1420

9301

15,2

1,1

Сбор овощей

        449,5

3586

12,5

0,9

Производство скота и  птицы

246,8

   1487

16,5

1,2

Производство молока

2250,1

10610

21,2

1,6

Производство мяса

33,9

504,8

6,7

0,5

Производство яйца, млн. шт.

1283

9762

13,1

0,9

Масло растительное

34,3

  389,1

8,8

0,7

Сахар-песок

211,1

  763,3

27,6

2,0

Масло животное

9,4

  112,5

8,4

0,6

Улов рыбы

1,2

   9,2

13,0

0,9

Хлеб и хлебобулочные  изделия

155,2

  1612,9

9,6

0,7


 

Вывод:  Отраслями специализации является производство скота, птицы молока, сбор картофеля, зерна, сахара-песка, так как у них высокие показатели коэффициентов, то есть превышающие единицу. Следовательно, данную продукцию можно предоставлять на экспорт в другие регионы нашей страны.

Такие отрасли  как сбор льноволокна, сахарной свеклы на территории республики Башкортостан не представлены, следовательно, продукция этих отраслей завозится из других регионов.  
Глава 5. Транспортный комплекс республики Башкортостан.

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса республики Башкортостана. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой – высоким уровнем комплексности экономики, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда – высокий удельный вес внутрирайонных перевозок.

Транспортная сеть Башкортостана  обеспечивает не только внутриреспубликанские, но и мощные транзитные потоки грузов и пассажиров из азиатской части  России в европейскую ее часть (и  обратно). Вдоль оси этих потоков  сложилась крупнейшая в стране транспортная магистраль в составе параллельно расположенных и тесно взаимодействующих транспортных артерий - железной дороги Самара-Уфа-Челябинск, многониточных трубопроводов, высоковольтной линии электропередачи Поволжье-Урал и автомагистрали Самара-Уфа-Челябинск.

Таблица 8

Характеристика  транспортных путей региона, 2008 г.

Регион

Железные дороги, тыс. км/ 
с учетом поправочного коэффициента к=1,2

Речные пути, тыс. км

Автомо-бильные дороги, тыс. км/ 
с учетом поправочного коэффициента к=1,2

Площадь территории региона, тыс.км²

Густота ж/д путей, км/10000 км2

Густота речных путей, км/1000 км2

Густота автодорог, км/1000 км2

Башкортостан

1,4567/ 
1,74804

3,744

130,4/ 
156,48

143,6

9,92

21,4

125,8

Россия

86

102

754

17100

50,3

5,9

44,1


 

Железнодорожный транспорт: Башкортостан является зоной тяготения  Куйбышевской железной дороги. Железнодорожная сеть Башкортостана представляет собой пространственную систему линий с их перегонами, разъездами, обгонными путями и станциями. Общая длина железных дорог общего пользования Башкортостана достигла 1475 км. Основу железнодорожной сети образуют федеральные (магистральные) линии, предназначенные для дальних, массовых и быстрых перевозок.

Главной железнодорожной  артерией РБ служит электрифицированная  сверхмагистраль Самара-Уфа-Челябинск с высокой загрузкой грузовым и пассажирским движением, имеющая наилучшую в стране техническую вооруженность. Она пересекает территорию республики с запада на восток почти по ее середине и является частью главной общероссийской широтной магистрали Москва-Владивосток (ее участок от Челябинска до Владивостока получил название Транссибирской магистрали) и играет исключительно важную роль в системе железнодорожной сети страны. Она представляет собой главное звено в связях Москвы с крупными промышленными центрами Поволжья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивает основной выход из республики как в восточном, так и в западном направлениях.

В районе Уфы к магистрали Самара-Уфа-Челябинск примыкает  еще одна широтная электрифицированная  дорога Карламан-Белорецк-Маг-нитогорск. Она служит западным звеном Южно-Сибирской железнодорожной магистрали, идущей через Акмолы-Новокузнецк-Абакан-Тайшет и продолжающейся далее на восток в виде Байкало-Амурской магистрали.

На северо-западе территория Башкортостана выходит к электрифицированной  двухпутной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург, представляющей кратчайший путь между  Средним Уралом и Центром.

Региональная особенность железнодорожной сети Башкортостана - широкая схваченность ее электрификацией: около двух третей дорог работает на электрической тяге (по стране - более трети дорог). Электрифицированный железнодорожный транспорт является наиболее надежным, скоростным, высококомфортабельным, экономически выгодным, экологически чистым.

Важной региональной особенностью конфигурации железнодорожной сети Башкортостана является преобладание широтных и отсутствие сквозных меридиональных направлений.

Автомобильный транспорт:  По объему перевозок пассажиров автомобильный транспорт стоит на первом месте, грузов - на третьем, уступая трубопроводному и железнодорожному видам транспорта. Он имеет в основном внутриреспубликанское значение и принимает сравнительно ограниченное, но растущее в последнее время участие в межрайонных транспортно-экономических связях республики. В настоящее время в Республике Башкортостан эксплуатируется около 35 тыс.км автомобильных дорог, из которых 30,5 тыс.км имеет твердое покрытие. Ось автодорожной сети РБ образуют асфальтированные дороги Нефтекамск-У фа-Оренбург, Самара-Уфа-Челябинск, Уфа-Казань, большинство автодорог (Бирск-Месягутово-Сатка, Булгаково-Белорецк, Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск, Стерлитамак-Раевский, Ира-Сибай-Магнитогорск и другие) представляют собой боковые их ответвления. 

Информация о работе Экономико-географическая характеристика республики Башкортостан - района тяготения куйбышевской железной дороги