Экономико-географическая характеристика республики Башкортостан - района тяготения куйбышевской железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико – географическую характеристику района тяготения дороги. Задача исследователя – на основе системного подхода к комплексной оценке территории с учётом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных » и «горизонтальных» связей в экономическом районе и стране в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Картосхема………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономико-географическое положение республики Башкортостан...5
Глава 2. Экономическая ценка природных условий и ресурсов………………8
Глава 3. Население и трудовые ресурсы……………………………………….18
Глава 4. Хозяйственный комплекс республики Башкортостан………………23
Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения…………………………..33
Глава 6. Экологические проблемы района……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………………..…..40
Условные обозначения………………………………………………………..…41

Работа состоит из  1 файл

Башкортостан.docx

— 704.05 Кб (Скачать документ)

Воздушный транспорт: Также для республики важное экономическое значение имеет воздушный транспорт. Главные линии: из Уфы в Красноярск, Магадан, Норильск и т.д. Увеличено количество маршрутов и рейсов из республики к нефтедобывающим центрам Тюменской области. По-прежнему активно действуют рейсы Уфа-Москва, Уфа-Санкт-Петербург, Уфа-Екатеринбург, Уфа-Минеральные воды, Уфа-Сочи, Уфа-Анапа. Транзитные линии связывают Уфу с Ростовом-на-Дону, Краснодаром.

Местные воздушные линии  связывают Уфу с рядом поселков, расположенных в глубинке (Атняш, Кирзя, Первомайский ).

Судоходство и водный транспорт: Внутренним водным транспортом из республики вывозятся, главным образом, нефтепродукты, нерудные строительные материалы, зерно, различное оборудование, товары народного потребления. Уфимский транспортный узел выступает значительным перевалочным пунктом грузов с воды на железную дорогу (песчано-гравийной смеси для последующей транспортировки в города и районы республики и отчасти соседних регионов, не примыкающих к речным путям).

Размеры и структура речного  грузооборота Башкортостана большей  частью определяются грузовой работой, выполняемой по реке Белой. В общереспубликанских  речных перевозках около 15% приходится на долю реки Уфа; по Каме выполняется  очень незначительная часть речных перевозок республики Башкортостан.

Трубопроводный транспорт: Высокий уровень развития трубопроводного транспорта в РБ обусловлен двумя причинами. Во-первых, развитие промышленности по добыче и переработке нефти и газа сопровождалось созданием разветвленной сети трубопроводов. Во-вторых, территорию республики, занимающую транзитное положение между восточными и западными регионами, пересекло большинство трубопроводов, соединивших эти две составные части страны. Обширна и географическая направленность трубопроводов, которая расходится отсюда в сторону восточного склона Урала, Сибири, Казахстана, Прикамья, Оренбуржья, Поволжья. Очень разнообразен и видовой состав трубопроводов, что обеспечивает перекачку сырой нефти, светлых нефтепродуктов, газового конденсата, этилена, горючего газа.

 

 

Глава 6. Экологические  проблемы республики Карелия

 

При взаимодействии общества и окружающей природной среды  в процессе производства происходит изменение ландшафтов и их компонентов, что влияет  на здоровье и образ  жизни людей. Чтобы оценить последствия  человеческой деятельности и выявить  пути рационализации природопользования на исследуемой территории, необходимо определить уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду.

Для определения уровня такого воздействия необходимо рассчитать среднюю экологическую плотность  населения (ЭПср) путем корректировки численности населения на коэффициент концентрации загрязнения:

К1 = 1; К2 = 1,5; К3 = 2,0,

где   К1 - соответствует численности населения до 500 тыс. чел.; К2 - от 501 тыс. до 1,0 млн чел.; К3 - свыше 1,0 млн чел.

Затем выявить уровень  воздействия (УВ) городского поселения  на природную среду. УВ определяется по формуле: УВ = ЭПср / Кср,

где Кср - табличный показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (Кп), атмосферы (Ка), водного бассейна (Кв) изучаемого района тяготения: Кср = (Кп + Ка + Кв) / 3

Балльная оценка совокупного  влияния предприятий различных  отраслей хозяйства на окружающую среду  района тяготения основывается на характеристике воздействия предприятий различных  отраслевых групп. При этом «низкое» (Н) воздействие оценивается в 1 балл, «среднее» (С) – 2 балла, «высокое» (В) – 3 балла.

Уфа: численность населения – 1062,3 тыс. чел.

ЭПср = 1062,3 * К3 = 3186,9 тыс. чел.

Кср = (1,9+1,9+1,35) / 3 = 1,72

УВ = 1062,3 / 1,72 = 617,4

Бальная оценка совокупного  влияния предприятий различных предприятий различных отраслей хозяйства на окружающую среду республики Башкортостана:

землю: 24 балла;

воду: 22 балла;

воздушную среду: 25 баллов;

биосферу: 27 балл;

человека: 27 баллов.

Таким образом, наибольшее негативное воздействие в республике Башкортостан оказывается на человека, биосферу и воздушную среду, наименьшее – на воду. Это объясняется наличием предприятий тяжелой промышленности, черной и цветной металлургии, и большим числом предприятий лесной, деревообрабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Так, концентрация промышленного производства в разы больше, нежели в России. Особенно в части размещения предприятий нефтеперерабатывающей и химической отраслей, что помимо роста экономики, создало серьезные экологические проблемы. За последние десять лет валовые объемы сбросов загрязняющих веществ уменьшились на 22 %, и на данный момент составляют 1,5 млн. тонн. Произошли улучшения состояния рек Агидель и Уфа. Увеличился на 20% среднегодовой объем образования отходов производства и потребления и составляет теперь 20 млн. тонн. Вырос объем переработки и обезвреживания отходов - 6,5 млн. тонн на данный момент. Республика Башкортостан проводит ряд программ для понижения негативного воздействия токсичных отходов. В частности это разработка проекта постановления «О расширении использования сжатого и сжиженного газа в качества моторного топлива», создание завода по переработке твердо-бытовых и промышленных отходов с                   современными и передовыми технологиями, отвечающий требованиям                   природоохранного законодательства

 

Заключение

 

На основании изучения литературных, картографических, статистических и иных источников мной установлено, что экономико-географическое положение  рассматриваемой нами республики имеет многие преимущества, так как Башкортостан занимает центральное положение в стране. Она входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западных, так и в восточных районах страны. Республика Башкортостан имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

Республика Башкортостан имеет развитую транспортную сеть. На ее территории представлены все основные виды транспорта. Экологическая ситуация стабильна, проводятся различные мероприятия с целью охраны и защиты окружающей среды.

Башкортостан имеет высокий природно-ресурсный потенциал, что касается демографического потенциала, он также достаточно высок, наблюдается естественный прирост населения.

В соответствии с вышесказанным, в ходе исследования мною было выявлено, что уникальные по своему разнообразию и сочетанию природные ресурсы  явились основой для развития здесь таких производств как: лесные, деревообрабатывающие, черная и цветная металлургия, машиностроение.

Рассматривая работу в  целом, считаю поставленную мною цель выполненной.

 

 

Список литературы

 

  1. Регионалистика. Учебное пособие для вузов. /  Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Махлин Е.М.– М., 2010.
  2. Региональная экономика России: Учебник. – / Кистанов В.В., Копылов Н.В. М., 2006.
  3. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -  М., 2009.
  4. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги: задание и методические указания к курсовой работе / Сост. Н.Б. Попова, Е.Ю. Никитина, Е.А. Гизунова. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007.
  5. Атлас География России 8-9 класс. Роскартография, 1993. Росреестр, 2010.
  6. www. gsk. ru. – [Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики]
  7. www.bashstat.ru.- [Официальный сайт федеральной службы статистики в республике Башкортостан]
  8. www.bashkortostan.ru.- [Официальный сайт республики Башкортостан ]
  9. Экономика машиностроительного производства./Л.И. Трусова – М., 2007.
  10. Сафаров, В. Ф. - Градостроительство в Башкортостане во второй половине XVI - XX вв. : учеб. пособие для преподавателей и студентов вузов / В. Ф. Сафаров. - Уфа : 2005 .

 

 

Условные обозначения:

 

- бурый уголь


-автомобильные дороги


-железные дороги


  -химическая промышленность


-лесная промышленность


-нефть


            -природный  газ


            -пищевая  промышленность


            -промышленность  строительных материалов


            -нефтеперерабатывающая промышленность

             -газопровод


            - нефтепровод


            - тепловая электростанция


-           -черная металлургия

 

                   

 

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика республики Башкортостан - района тяготения куйбышевской железной дороги