Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико – географическую характеристику района тяготения дороги. Задача исследователя – на основе системного подхода к комплексной оценке территории с учётом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных » и «горизонтальных» связей в экономическом районе и стране в целом.
Введение………………………………………………………………………...…3
Картосхема………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономико-географическое положение республики Башкортостан...5
Глава 2. Экономическая ценка природных условий и ресурсов………………8
Глава 3. Население и трудовые ресурсы……………………………………….18
Глава 4. Хозяйственный комплекс республики Башкортостан………………23
Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения…………………………..33
Глава 6. Экологические проблемы района……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………………..…..40
Условные обозначения………………………………………………………..…41
Воздушный транспорт: Также для республики важное экономическое значение имеет воздушный транспорт. Главные линии: из Уфы в Красноярск, Магадан, Норильск и т.д. Увеличено количество маршрутов и рейсов из республики к нефтедобывающим центрам Тюменской области. По-прежнему активно действуют рейсы Уфа-Москва, Уфа-Санкт-Петербург, Уфа-Екатеринбург, Уфа-Минеральные воды, Уфа-Сочи, Уфа-Анапа. Транзитные линии связывают Уфу с Ростовом-на-Дону, Краснодаром.
Местные воздушные линии
связывают Уфу с рядом
Судоходство и водный транспорт: Внутренним водным транспортом из республики вывозятся, главным образом, нефтепродукты, нерудные строительные материалы, зерно, различное оборудование, товары народного потребления. Уфимский транспортный узел выступает значительным перевалочным пунктом грузов с воды на железную дорогу (песчано-гравийной смеси для последующей транспортировки в города и районы республики и отчасти соседних регионов, не примыкающих к речным путям).
Размеры и структура речного грузооборота Башкортостана большей частью определяются грузовой работой, выполняемой по реке Белой. В общереспубликанских речных перевозках около 15% приходится на долю реки Уфа; по Каме выполняется очень незначительная часть речных перевозок республики Башкортостан.
Трубопроводный транспорт: Высокий уровень развития трубопроводного транспорта в РБ обусловлен двумя причинами. Во-первых, развитие промышленности по добыче и переработке нефти и газа сопровождалось созданием разветвленной сети трубопроводов. Во-вторых, территорию республики, занимающую транзитное положение между восточными и западными регионами, пересекло большинство трубопроводов, соединивших эти две составные части страны. Обширна и географическая направленность трубопроводов, которая расходится отсюда в сторону восточного склона Урала, Сибири, Казахстана, Прикамья, Оренбуржья, Поволжья. Очень разнообразен и видовой состав трубопроводов, что обеспечивает перекачку сырой нефти, светлых нефтепродуктов, газового конденсата, этилена, горючего газа.
Глава 6. Экологические проблемы республики Карелия
При взаимодействии общества и окружающей природной среды в процессе производства происходит изменение ландшафтов и их компонентов, что влияет на здоровье и образ жизни людей. Чтобы оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории, необходимо определить уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду.
Для определения уровня такого
воздействия необходимо рассчитать
среднюю экологическую
К1 = 1; К2 = 1,5; К3 = 2,0,
где К1 - соответствует численности населения до 500 тыс. чел.; К2 - от 501 тыс. до 1,0 млн чел.; К3 - свыше 1,0 млн чел.
Затем выявить уровень воздействия (УВ) городского поселения на природную среду. УВ определяется по формуле: УВ = ЭПср / Кср,
где Кср - табличный показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (Кп), атмосферы (Ка), водного бассейна (Кв) изучаемого района тяготения: Кср = (Кп + Ка + Кв) / 3
Балльная оценка совокупного
влияния предприятий различных
отраслей хозяйства на окружающую среду
района тяготения основывается на характеристике
воздействия предприятий
Уфа: численность населения – 1062,3 тыс. чел.
ЭПср = 1062,3 * К3 = 3186,9 тыс. чел.
Кср = (1,9+1,9+1,35) / 3 = 1,72
УВ = 1062,3 / 1,72 = 617,4
Бальная оценка совокупного влияния предприятий различных предприятий различных отраслей хозяйства на окружающую среду республики Башкортостана:
землю: 24 балла;
воду: 22 балла;
воздушную среду: 25 баллов;
биосферу: 27 балл;
человека: 27 баллов.
Таким образом, наибольшее негативное воздействие в республике Башкортостан оказывается на человека, биосферу и воздушную среду, наименьшее – на воду. Это объясняется наличием предприятий тяжелой промышленности, черной и цветной металлургии, и большим числом предприятий лесной, деревообрабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Так, концентрация промышленного производства в разы больше, нежели в России. Особенно в части размещения предприятий нефтеперерабатывающей и химической отраслей, что помимо роста экономики, создало серьезные экологические проблемы. За последние десять лет валовые объемы сбросов загрязняющих веществ уменьшились на 22 %, и на данный момент составляют 1,5 млн. тонн. Произошли улучшения состояния рек Агидель и Уфа. Увеличился на 20% среднегодовой объем образования отходов производства и потребления и составляет теперь 20 млн. тонн. Вырос объем переработки и обезвреживания отходов - 6,5 млн. тонн на данный момент. Республика Башкортостан проводит ряд программ для понижения негативного воздействия токсичных отходов. В частности это разработка проекта постановления «О расширении использования сжатого и сжиженного газа в качества моторного топлива», создание завода по переработке твердо-бытовых и промышленных отходов с современными и передовыми технологиями, отвечающий требованиям природоохранного законодательства
Заключение
На основании изучения литературных, картографических, статистических и иных источников мной установлено, что экономико-географическое положение рассматриваемой нами республики имеет многие преимущества, так как Башкортостан занимает центральное положение в стране. Она входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западных, так и в восточных районах страны. Республика Башкортостан имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.
Республика Башкортостан имеет развитую транспортную сеть. На ее территории представлены все основные виды транспорта. Экологическая ситуация стабильна, проводятся различные мероприятия с целью охраны и защиты окружающей среды.
Башкортостан имеет высокий природно-ресурсный потенциал, что касается демографического потенциала, он также достаточно высок, наблюдается естественный прирост населения.
В соответствии с вышесказанным, в ходе исследования мною было выявлено, что уникальные по своему разнообразию и сочетанию природные ресурсы явились основой для развития здесь таких производств как: лесные, деревообрабатывающие, черная и цветная металлургия, машиностроение.
Рассматривая работу в целом, считаю поставленную мною цель выполненной.
Список литературы
Условные обозначения:
- бурый уголь
-автомобильные дороги
-железные дороги
-химическая промышленность
-лесная промышленность
-нефть
-природный газ
-пищевая промышленность
-промышленность строительных материалов
-нефтеперерабатывающая
-газопровод
- нефтепровод
- тепловая электростанция
- -черная металлургия