Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:42, контрольная работа
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика экономического района ……………………….4
2. Природно-ресурсный потенциал………………………………………...6
3. Население и трудовые ресурсы………………………………………….9
4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства……………….10
4.1. Рыбопромышленный комплекс…………………………………….10
4.2. Машиностроительный комплекс …………………………………..13
4.3. Лесопромышленный комплекс …………………………………….14
4.4. Агропромышленный комплекс …………………………………….15
5. Транспортный комплекс…………………………………………………16
6. Экономика………………………………………………………………...20
7. Инвестиционная статистика………………………
4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
4.1. Рыбопромышленный комплекс
В области созданы мощный рыболовный флот и рыбоперерабатывающая промышленность. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана. Основные промысловые рыбы — салака, треска, килька, угорь. Работают рыбоконсервные комбинаты и холодильные установки.
Океаническое рыболовство.
Сегодня многие районы промысла, где вели лов предприятия Калининградской области в 70-80 годах прошлого столетия весьма доступны для осуществления рыболовства – это Центральная часть Атлантического океана (ЦВА), Западная часть Индийского океана (ЗЧИО), Южная часть Тихого океана (ЮВТО). Основной проблемой, не позволяющей вернуться в традиционные районы является отсутствие рыбодобывающего флота. В связи с отсутствием судостроения в России в последние 20 лет сложились тяжелые условия для обновления флота и модернизации существующего. Осложнения связаны с отсутствием современных технологий рыбопромыслового судостроения и современного отечественного технологического оборудования.
Прибрежное рыболовство
Прибрежное рыболовство в Калининградской области осуществляется в Балтийском море, Куршском и Вислинском заливах. Годовой объем квот российских прибрежных квот составляет около 50 тыс. тонн, из них около 40 тыс. тонн квоты предприятий Калининградской области. Из выделенных квот не использованными остаются квоты мелкосельдевых видов рыб - шпрота и салаки.
Рыбоперерабатывающий комплекс.
С принятием
Федерального закона от 22.01.1996 г. № 13-ФЗ
«Об Особой экономической зоне в
Калининградской области» сложились
благоприятные условия для
На сегодняшний день в области работает 15 крупных рыбаперерабатывающих предприятий. В 2007 и 2008 годах были введены в строй 2 новых предприятия: ООО «Балтийский консервный завод» (г. Черняховск) и ООО «Роскон» (г. Пионерский). В ноябре 2010 года введен в эксплуатацию рыбоперерабатывающий комплекс ООО «Атлантис», который выпускает рыбную кулинарию из рыбы и морепродуктов. Кроме того в регионе функционируют предприятия по производству филе трески и судака с последующей реализацией на европейском рынке.
Рыболовство во внутренних водных объектах Калининградской области.
Водный фонд внутренних водных объектов области представлен реками, озерами, водохранилищами и другими водными объектами. В настоящее время рыбохозяйственное использование внутренних водных объектов Калининградской области очень ограниченное. Водоемы в основном используются только для целей любительского и спортивного рыболовства. Только на озере Виштынецком и в устьевых участках рек бассейна Куршского залива ведется промышленное рыболовство. Не полноценное использование внутренних водных объектов на протяжении многих лет было связано со слабым их изучением и соответственно предложениями по рациональному использованию.
Отдельное место в развитии рыбохозяйственного комплекса региона занимает перспективное рациональное использование озера Виштынецкого. На данный момент рыбные ресурсы озера используются в целях промышленного рыболовства, любительского и спортивного рыболовства, а также подводной охоты. По научным данным потенциал озера позволяет ежегодно добывать около 27 тонн рыбы.
Ежегодно выделяемые рыбакам квоты осваиваются не полностью. По итогам 2010 года освоение составило всего около 1 тонны.
Аквакультура
Аквакультура в Калининградской области представлена следующими направлениями:
- воспроизводство водных биологических ресурсов и пастбищная аквакультура;
- товарное рыбоводство.
Воспроизводство водных биологических ресурсов в последние 3 года активно развивается. В 2009 году был введен в эксплуатацию экспериментальный цех ФГУ «Запбалтрыбвод» по воспроизводству запасов сига в Куршском заливе, который находится в п. Лесной Зеленоградского района. Ежегодно в Куршский залив выпускают 150 тысяч молоди сига, выращенной в цеху.
С 2011 года возобновил работу рыбоводный цех (ООО «Западно-Балтийский рыбоводный завод») в п. Головкино Полесского муниципального района. В регионе работают 2 рыбоводных предприятия, занимающихся выращиванием товарной рыбы.
Вся выращенная товарная рыба реализуется на внутреннем рынке Калининградской области.
Очень не
простая ситуация складывается вокруг
земельных отношений у
4.2. Машиностроительный комплекс
Машиностроительные предприятия дают стране саморазгружающиеся вагоны— думпкары для перевозки угля и руды, башенные краны, автопогрузчики, дорожно-строительные машины, судовое оборудование. Имеются предприятия по ремонту судов, производству бумагоделательного, торгового и коммунального оборудования. Получила развитие электротехническая промышленность, специализирующаяся на производстве микродвигателей, светотехнической и электросварочной аппаратуры.
Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом.
Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.
Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объема ремонтных работ.
В качестве
основных путей развития комплекса
могут стать: освоение и выпуск новых
видов продукции, оборудования; повышение
надежности и ее конкурентоспособности
не только на внутреннем, но и на внешнем
рынке; увеличение объемов производства
товаров народного потребления;
использование
4.3. Лесопромышленный комплекс
В хозяйственном
комплексе области видное место
занимает целлюлозно- бумажная и деревообрабатывающая.
В Калининградской области четыре целлюлозно-бумажных
комбината, несколько мебельных фабрик.
Всероссийское значение имеет производство
бумаги для глубокой печати. Лесопромышленный
комплекс после рыбной промышленности
и машиностроения занимал ведущее положение
в экономике области.
В настоящее время древесина поступает в область в основном из Литвы, Латвии и северо-западных регионов России.
Изменчивость конъюнктуры рынка мирового рынка и, прежде всего, европейского, на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности оказывает первостепенное влияние на динамику развития промышленности области. Это обусловливается тем, что большая часть продукции предприятий поставляется в зарубежные страны.
Конъюнктура цен на товарную целлюлозу, бумагу и картон изменяется в соответствии с изменением циклов делового развития целлюлозно-бумажной промышленности. Основные факторы, влияющие на цены, - баланс спроса и предложения, степень использования мощностей промышленности, состояние запасов продукции (прежде всего в странах Скандинавии).
Деревообрабатывающая
промышленность в области не получила
широкого развития и потому ассортимент
выпускаемой продукции
Лесовосстановление в лесном фонде Калининградской области осуществляется в целях своевременного восстановления вырубок, гарей и других, не покрытых лесной растительностью земель. Перед областью стоит основная задача – повышение качества и эффективности лесовосстановления, обеспечивающее не только сокращение не покрытых лесом площадей, но и улучшение породного состава, сохранения генетического потенциала лесов, совершенствования системы селекционного семеноводства, развития и эффективного использования постоянных лесосеменных участков. Фактический объем проведенных в 2010 году лесовосстановительных работ по Калининградской области составил 535,2 га, в том числе комбинированное лесовосстановление 54,2 га.
4.4. Агропромышленный комплекс
Сельское
хозяйство области, сообразуясь
с природно-климатическими условиями,
специализируется преимущественно
на животноводстве, дающем три четверти
всей валовой сельскохозяйственной
продукции. Ведущее место занимает
разведение крупнорогатого скота мясомолочного
направления.
Скотоводство опирается на развитую кормовую
базу: многолетние культурные пастбища,
высокопродуктивные сенокосы, посевы
кормовых культур.
Земледелие
в области носит
Природные условия в целом благоприятны. В течение длительного времени можно использовать пастбище.
5. Транспортный комплекс
Транспортный
комплекс - важнейшая составная часть
производственной инфраструктуры и
сферы услуг Калининградской области.
Устойчивое и эффективное функционирование,
динамичное развитие и сбалансированность
транспортного комплекса являются необходимым
условием высоких темпов экономического
роста, обеспечения национальной безопасности
и обороноспособности страны, повышения
качества жизни населения, рациональной
интеграции Калининградской области в
российскую и мировую экономику. Транспортный
комплекс Калининградской области объединяет
в себе автомобильный, железнодорожный,
морской, речной, воздушный транспорт
и объекты соответствующей инфраструктуры
(дороги, железнодорожные станции, порты
и аэропорт, пункты пропуска через государственную
границу).
Особенности экономико-географического
положения Калининградской области определяют
необходимость развития её транспортного
комплекса (прежде всего для обеспечения
надёжного транспортного сообщения с
остальной территорией Российской Федерации
и расширения обслуживания российских
внешнеторговых и международных транзитных
перевозок).
Характеристика
сети автомобильных дорог.
Протяжённость автомобильных дорог общего
пользования в Калининградской области
составляет 4615,1 км, из них 203,8 км — автомобильные
дороги федерального значения (4% от общей
протяжённости), 4411,3 км — автомобильные
дороги регионального значения. Все автомобильные
дороги общего пользования имеют твердое
покрытие. Плотность автомобильных дорог
области составляет 303 км на 1 тыс. кв. км
территории, что значительно выше, чем
в среднем по России. Автодороги области
интегрированы в европейскую сеть автомобильных
дорог. По территории области проходят
два ответвления трансъевропейских транспортных
коридоров: № 1-А и №9-Д.
Характеристика автомобильного транспорта.
В Калининградской области зарегистрировано
более 220 тысяч легковых автомобилей, около
30 тысяч грузовых автомобилей и автобусов.
Область занимает второе место в России
по обеспеченности её жителей легковым
автотранспортом. В автопарке грузоперевозчиков
Калининградской области доля отечественных
автомобилей сокращена до минимума.
Характеристика
воздушного транспорта.
Воздушные перевозки в области осуществляют
10 авиакомпаний, которые обеспечивают
воздушное сообщение с 20 городами России,
СНГ и Европы. Ежесуточные провозные ёмкости
авиакомпаний составляют около 2000 кресел,
осуществляется до 26 рейсов ежедневно
(пиковая нагрузка - до 30 рейсов), из них
до 22 - регулярные.
На территории области действует единственный
международный аэропорт «Храброво», который
начал свою работу с июля 2007 года в режиме
«hub & spoke».
Характеристика
портового комплекса.
Порт Калининград является единственным
незамерзающим портом России на Балтийском
море и имеет выгодное географическое
положение — расстояние до крупнейших
портов на Балтике составляет от 300 до
700 км. Порт соединён с Балтийским морем
Калининградским морским каналом длиной
43 км, шириной 50—80 м, глубиной от 9 до 10,5
м. Такие характеристики канала позволяют
проход судов длиной до 170 м и грузоподъёмностью
до 30 тыс. тонн. Проектные возможности
портовых терминалов Калининградской
области позволяют перегружать до 26 млн
тонн различных грузов в год (в основном
экспортного направления). Начиная с 2000
года количество грузов, перерабатываемых
портовым комплексом области, стабильно
растёт. В основную номенклатуру грузов,
перерабатываемых портовым комплексом
области, входят: нефть и нефтепродукты,
уголь, кокс, лесные грузы и грузы лесопереработки
(пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага),
чёрные металлы, ферросплавы, минеральные
удобрения (жидкие, навалом и в различной
упаковке), рефрижераторные грузы (мясо,
рыба, масло, фрукты), зерно, грузы в контейнерах
и колесная техника.
Порт Калининград предоставляет услуги
по накоплению и хранению различных грузов,
имеет в своем распоряжении портальные
и мобильные краны грузоподъёмностью
до 52 тонн, авто- и электропогрузчики, средства
малой механизации и другие необходимые
механизмы, крытые склады, складские помещения
для рефрижераторных грузов и открытые
складские площади. Имеется парк ёмкостей
для хранения нефти, нефтепродуктов и
жидких удобрений. В порту организовано
снабжение судов топливом, водой, продуктами.
В порту Калининграда работает около 100
компаний, самые крупные из них объединены
в ассоциацию. В порту Калининград работает
около 10 сюрвейерских компаний. Сюрвейерские
компании оказывают услуги независимой
количественной и качественной оценки
грузов, осмотра и освидетельствования
транспортных средств (судов, контейнеров,
автомашин, вагонов), оценки качества укладки
и крепления грузов при транспортировке,
услуги аварийных комиссаров, вспомогательные
услуги при погрузочно-разгрузочных работах
(маркировка, сепарация грузов и т.п.), а
также консалтинговые услуги.