Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:42, контрольная работа
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика экономического района ……………………….4
2. Природно-ресурсный потенциал………………………………………...6
3. Население и трудовые ресурсы………………………………………….9
4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства……………….10
4.1. Рыбопромышленный комплекс…………………………………….10
4.2. Машиностроительный комплекс …………………………………..13
4.3. Лесопромышленный комплекс …………………………………….14
4.4. Агропромышленный комплекс …………………………………….15
5. Транспортный комплекс…………………………………………………16
6. Экономика………………………………………………………………...20
7. Инвестиционная статистика………………………
Характеристика
внутренних водных путей.
Калининградская область имеет развитую
сеть внутренних водных путей (571 км), плотность
которой (38 км на 1 тыс. км2 территории)
почти в 10 раз больше среднероссийского
показателя. Внутренние водные пути Калининградской
области включают реки, каналы и Куршский
залив. Калининградский (Вислинский) залив
относится к внутренним морским водам.
В речном порту Советск установлен и открыт
двухсторонний, круглосуточный, речной
пункт пропуска через государственную
границу Российской Федерации, в котором
осуществляются контрольные операции
только в отношении российских и литовских
судов. Между Россией и Литвой в 2007 году
было достигнуто взаимное соглашение
о судоходстве в Куршском заливе и о строительстве
пропускного пункта «Рыбачий».
Характеристика железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт является ведущим
видом транспорта, связывающим Калининградскую
область с остальной территорией России.
До 80% грузов доставляются в область железнодорожным
транспортом. Длина железнодорожных путей
общего пользования составляет 618 км, их
плотность более чем в 9 раз выше среднероссийской.
Имеются пути российской колеи (1520 мм)
и два участка западноевропейской колеи
(1435 мм). Перегрузка грузов «вагон — вагон»
колеи 1520 и 1435 мм осуществляется на станциях
Черняховск и Дзержинская-Новая в г.Калининграде.
Железнодорожные пути имеют выходы в сопредельные
государства: Литву и Польшу. Дороги с
европейской колеёй выходят за пределы
области в пунктах Багратионовск, Мамоново
и Железнодорожный.
Участок железнодорожных путей Советск
— Калининград — Мамоново входит в ответвление
трансъевропейского транспортного коридора
№ 1-А, участок Калининград - Нестеров -
в ответвление №9-Д. Оба участка обеспечивают
подходы к портовым терминалам, государственной
границе Российской Федерации, выход на
железные дороги Литвы и далее через Белоруссию
на основную территорию России, в Украину,
страны Центральной Азии, государства
Европейского союза.
Характеристика
пограничных пунктов пропуска.
Автомобильные, железнодорожные и речные
пункты пропуска, расположенные на территории
Калининградской области, установлены
Договором между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики
Польша о пограничных переходах и Соглашением
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Литовской Республики
о пунктах пропуска через государственную
границу между Российской Федерацией
и Литовской Республикой. На территории
Калининградской области установлено
27 пунктов пропуска, обустроено по временной
или постоянной схеме и функционирует
23 пункта пропуска.
Количество действующих пунктов пропуска
через государственную границу в Калининградской
области в целом обеспечивает потребности
международного сообщения, развития внешнеэкономических
связей, приграничного сотрудничества.
Рост объёма внешнеторговых операций
и расширение парка большегрузных автомобилей
привело к увеличению нагрузки на действующие
автомобильные пункты пропуска.
6. Экономика
Экономика
Калининградской области характеризуется
достаточно высокой степенью диверсификации
– в регионе не существует отраслей и
кластеров, которые могли бы монопольно
определять основные экономические тенденции
развития.
Основные направления создания потенциала
долговременного экономического роста
региона на ближайшие годы заданы в «Стратегии социально-экономического
развития Калининградской области на
средне- и долгосрочную перспективу» и «Программе
социально-экономического развития Калининградской
области на 2007-2016 годы».
Развитие инновационной сферы, энергетики,
траспортно-логистического комплекса,
туризма, сельского хозяйства и пищевой
промышленности определены в качестве
приоритетов экономической политики регионального
правительства на ближайшие годы.
В 2010 году продолжилось
экономическое оживление, начавшееся
во второй половине 2009 года. На сегодняшний
день компенсирована практически половина
от спада 2008 – 2009 годов. В 2010 году рост
происходил в секторах, наиболее пострадавших
от кризиса, в первую очередь, в обрабатывающей
промышленности, ориентированной на инвестиционный
спрос.
Индекс промышленного
производства в 2010 году по сравнению с
2009 годом составил 131,2%. По данному показателю
Калининградская область уступила в Российской
Федерации лишь Калужской области.
В обрабатывающих производствах индекс
производства составил 147,6%. При этом такие
сектора, как электронная промышленность
(рост в 3 раза), автомобилестроение (рост
в 2,8 раза), химическое производство (рост
в 1,8 раза), были в 2010 году среди безусловных
лидеров.
Благоприятное
развитие промышленного производства
позволило существенно увеличить и показатель
ВРП региона. В 2010 году прирост валового
регионального продукта оценивается на
7,8%, прогноз на 2011 год - 8,8% к уровню 2010 года,
что позволит в сопоставимых ценах выйти
на уровень ВРП 2008 года.
В структуре ВРП
области в 2009 году наибольшая доля принадлежит
деятельности, связанной с оптовой и розничной
торговлей (20,7%), обрабатывающим производствам
(16,4%), а также деятельности в сфере операций
с недвижимым имущества, аренды и предоставления
услуг (12,1%).
Практически на 15% по сравнению с 2010 годом увеличился объем инвестиций в основной капитал.
Значительно
выросли за 2010 год и среднедушевые
доходы населения, возросшие в реальном
выражении за 11 месяцев 2010 года на 4,8%,
средняя номинальная
Сегодня Правительством
Калининградская область продолжается
активная работа, направленная на эффективное
использование внутренних факторов развитие
региональной экономики:
- снижение административных барьеров;
- развитие конкуренции;
- ориентация на инновационные кластеры
в промышленной политике;
- снижение инфраструктурных ограничений;
- развитие социальной сферы.
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Калининградской области - «Инвестиции в основной капитал» и «Иностранные инвестиции» свидетельствует об эффективности реализуемой в регионе инвестиционной политике.
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в 2002-2008 гг. (в процентах к предыдущему году) | |||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Инвестиции в основной капитал | 122,2 | 155,5 | 122,7 | 130,5 | 93,8 | 159,1 | 127,1 |
Иностранные инвестиции | 194,4 | 117,8 | 110 | 121,7 | 107,3 | 369,8 | 125,8 |
В период 2002-2007
гг. наблюдалось структурное
Структурный
анализ инвестиций в нефинансовые активы
указывает на увеличение расходования
инвестиций в основной капитал, что, в
свою очередь, свидетельствует о формировании
основных фондов предприятий, увеличения
капиталоемкости производств, ввода в
эксплуатацию новых технологических линий
и институциональном развитии экономики
в целом.
Основными объектами
инвестиционной деятельности в структуре
инвестиций в основной капитал являются
производственные здания и сооружения,
машины, оборудование, инструмент, инвентарь.
В регион уже
пришли инвесторы более чем из 70 стран.
Накопленный иностранный капитал в секторах
экономики Калининградской области за
2008 год составил - 724,0 млн. долларов США.
Основные странами-инвесторами за период
январь-сентябрь 2008 года были США (24,8% от
общего объема инвестиций), Польша (23,3%),
Дания (13,8%) и Кипр (13,%).
Заключение
Калининградская область обладает достаточным природно-ресурсным потенциалом, чтобы активно применять минеральные ресурсы и использовать их в качестве топлива (торф, уголь), в обработанном виде - в качестве ювелирных изделий (янтарь), строительных материалов (глина). Благодаря лесным ресурсам развивается целлюлозно-бумажная промышленность, выпускающая бумагу, картон, целлюлозу из древесины. Водные ресурсы, и в частности биоресурсы моря, создают рыбопромышленный комплекс, включающий портовое хозяйство, научно-исследовательские организации, добычу и переработку рыбы и т.п.
Наиболее
важной стратегической задачей, стоящей
перед регионом, является устранение
энергетической зависимости от сопредельных
государств.
Для этого предстоит реконструировать
и восстановить небольшие электростанции
на территории области.
Для приведения
рыночных структур региона в соответствие
с реформированием экономики
и новыми геополитическими условиями
необходимо:
- единство общегосударственных политико-экономических
интересов федерального центра и региона.
Четкая регламентация прав и ответственности
федерального центра и региона на период
проведения экономических преобразований
в стране
- в качестве второго стратегического
направления в области реформирования
и функционирования региональной экономики
следует считать проведения структурной
перестройки народнохозяйственного комплекса
региона.
В связи
с этим необходимо обеспечить развитие
приоритетных отраслей региона, увязав
процесс приватизации и структурной
перестройки отраслей в единое целое.
- создать в регионе разветвленную рыночную
инфраструктуру, поддерживать и развивать
малое предпринимательство.
Список использованной литературы