Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:47, реферат
Целью данной работы является:
-дать оценку состояния конкурентоспособности экономики Украины;
-представить пути повышения конкурентоспособности экономики Украины;
-выявить, какие украинские товары являются конкурентоспособными в мире.
Введение……………………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Определение конкурентоспособности………………………………… стр. 5
Глава 2. Конкурентоспособность экономики Украины…………………………. стр. 10
Глава 3. Повышение конкурентоспособности экономики Украины………….. стр. 13
Заключение………………………………………………………………………… стр. 17
Список использованных источников…
На
мировом рынке продукция
Небольшое количество предприятий, которое работала на внешний рынок, почти непосредственно не сталкивалась с конкурентной ситуацией. В условиях же глобализации мировой экономики украинские товаропроизводители столкнулись с фирмами, которые развились в условиях жестокой конкуренции, став известными мировыми производителями. Нестабильная украинская экономика приобщилась к мировой торговой гонке на позициях аутсайдера и пока еще ситуация складывается не на ее пользу. В отличие от стран Центральной но Восточной Европы, Украина остается экспортером преимущественно сырья и полуфабрикатов. Как же определить, каким должен быть товар, который бы обладал высокой конкурентоспособностью? Этот вопрос беспокоит экономистов давно. Но сегодня он стал камнем преткновения для украинских товаропроизводителей. Накопленные проблемы до настоящего времени тянулись, потому что государство помогало чем могло, а наши потребители платили и за это бремя. Теперь же с активизацией глобализационных процессов и вступлением Украины в ВТО этот груз потянет неэффективные предприятия на дно.
Основными
конкурентоспособными предприятиями
являются предприятия черной металлургии,
которые специализируются на выпуске
чугуна, стали, готового проката. Украина
имеет конкурентоспособные
Как
же расположены страны, и среди них — Украина,
в мировой таблице конкурентоспособности?
По так называемым новым рынкам картина приблизительно следующая: ОАЭ —16-е место, Чили — 22-е, Бахрейн — 28-е, Южная Корея — 29-е, Малайзия — 31-е, Таиланд — 34-е, Китай — 46-е, Мексика — 48-е.
Среди государств посткоммунистической Европы чемпионом является Эстония (20-е место), за ней — Словения — 33-е место, Литва — 36-е, Венгрия — 39-е, Чешская Республика — 40-е, Словацкая Республика — 43-е, Латвия — 44-е, Болгария — 59-е, Польша — 60-е, Хорватия — 61-е, Румыния — 63-е, Россия — 70-е, Босния и Герцеговина — 81-е, Македония — 84-е. Украина — на 86-мместе, за ней — Сербия и Черногория (89-е) и Грузия (94-е).
Если посмотреть на отдельные компоненты нашего «успеха», то увидим, что Украина достаточно высоко котируется по уровню «изобретательности» населения (то есть развития технологических идей), качеству научно-исследовательской базы, образования в точных науках, а также благодаря относительно неплохому состоянию базовой инфраструктуры. Однако страна очень низко котируется по факторам, обеспечивающим возможность практической «капитализации» этих преимуществ. А здесь — и высокий уровень «утечки мозгов», и сложные процедуры лицензирования новых технологий и услуг, и неприемлемо низкий уровнь защиты прав интеллектуальной собственности, и узкий потенциал по инвестициям в образование и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Вот
и получается, что по уровню, например, грамотности
взрослого населения мы в числе первых
3% в мире, а по уровню благосостояния — в числе
последних 40% стран. Что по количеству инженеров
и ученых мы в первых 25%, а по доле экспорта,
приходящегося на высокие технологии (всего
лишь более 8%) — в числе последних. Иными
словами, экономический уровень страны
и ее конкурентные позиции в мире и близко
не отражают качества ее людей.
ГЛАВА
3. ПОВЫШЕНИЕ
Говоря
о конкурентоспособности, мы чаще всего
имеем в виду сравнение конкурентных
преимуществ отдельных
Для
повышения
Оценка
потенциальных возможностей отдельных
отраслей экономики Украины касательно
повышения
Усиление
конкурентных позиций в опорных
отраслях перерабатывающей промышленности
может быть достигнуто только при
условиях существенного увеличения
инвестиционных возможностей и накопления
инновационного потенциала. В то же
время Украина на данный момент фактически
является активным поставщиком технологий
и интеллекта на мировой рынок. Если
рассматривать ситуацию в целом,
то Украина от такого экспорта технологий
терпит убытки, так как прежде всего
государство несет затраты на
обучение специалистов, которые потом
эмигрируют в развитые страны, а
затем Украина импортирует
Таким образом нужно привлекать иностранные и внутренние инвестиции. Привлечение иностранных инвестиций есть в настоящее время более возможным на территориях со специальным режимом инвестиционной деятельности в Донецкой, Луганской, Закарпатской, Житомирской, Черниговской, Волынской областях, г. Харькове и АР Крым. Таким образом, принимая во внимание информацию, приведенную выше, в Украине предприятия парфюмерной промышленности успешно развиваются именно в этих регионах.
Среди
приоритетных направлений инновационной
деятельности с точки зрения повышения
конкурентоспособности
1) ресурсосберегающие технологии, новые материалы и источники энергии;
2)повышение
конкурентоспособности
3)импортное замещение производства;
4)информационные технологии;
5)телекоммуникации и связь;
6)переработка
и хранение
7)охрана окружающей среды.
Также следует обратить внимание на улучшение качества жизни населения, который является одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны, поскольку является предпосылкой привлечения инвестиционных и трудовых ресурсов, интеллектуального капитала и, с другой стороны, не стимулирует отток человеческого и финансового капитала за границу. Качество жизни как предпосылка развития человеческого капитала является одновременно средством и целью усиления национальной конкурентоспособности.
Несмотря
на значительные потери ресурсов, научно-технологического
и кадрового потенциала и времени,
Украина еще имеет перспективы
для достижения международной
Государственная
политика в создании конкурентных преимуществ
должна сосредоточить усилия, прежде
всего, на тех направлениях, где роль
государства незаменима, - на развитии
общей инфраструктуры, образования,
науки, создании цивилизованного нормативно-
Конкуренция
как комплексная категория дает
возможность ввести в действие большой
потенциал рыночных стимулов деловой
активности, которые пока что используются
недостаточно. Проводя активную промышленную
политику, инструментом которой есть
добросовестная конкуренция, можно
достичь желаемого согласования
интересов государства и
Необходимо
подчеркнуть, что государство только
создает соответствующие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие любой страны современного мира напрямую зависит от того места,
которое она занимает на мировом рынке технологий и инноваций. Многое зависит от способности отдельных стран воспользоваться дополнительными возможностями, которые предоставляют инновации, а также от умения нейтрализовать дополнительные риски, возникающие в связи с данными процессами.
Темпы и качество экономического роста государства в новом веке напрямую
зависят от проводимой политики и выбранной стратегии развития интеллектуального потенциала государства.
Мировой опыт показывает, что страны, как правило, экспортируют ту продукцию, для которой у них есть излишек факторов производства и которая имеет наименьшую относительную стоимость, а импортируют продукцию, которая требуют дефицитных факторов производства и повышенных затрат на ее изготовление. Поэтому основное внимание в практической работе по повышению конкурентоспособности должно уделяться обеспеченности факторами производства, которые могут использоваться для развития отрасли и создания конкурентных преимуществ. Отдельные факторы по-разному влияют на создание конкурентных преимуществ, и вдобавок они могут отличаться по характеру действия и источникам воспроизводства, которые также надо учитывать.
Мировой
опыт также свидетельствует, что
наличие факторов производства является
важным, но недостаточным условием
успешной конкуренции. Для этого
еще нужен определенный спрос
на продукцию, в частности, требовательные
потребители, конкурентоспособные
поставщики и смежники, добросовестное
ведение конкуренции, соответствующая
стратегия предприятий