Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:59, реферат
Актуальность темы «Машиностроительный комплекс России» не вызывает сомнений, ведь он является основополагающей, для других отраслей экономики. На современном этапе развития человеческого общества: во времена экономических всплесков в северной Африке, Греции и ряда других стран, частоменяющейся конъюнктуры рынка и глобальных экономических кризисов, «на плечи» машиностроительной отрасли встает огромная ответственность за правильное и «здоровое» развитие базиса экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. Структура машиностроения и его основные особенности в РФ. 4
1.1. Машиностроительный комплекс – основа НТП и материально-технического перевооружения экономики………………………………4
1.2. Структура машиностроения и межотраслевые связи………………6
1.3. Особенности размещения машиностроения в РФ……………….....9
2. Современное состояние машиностроения РФ и перспективы развития…………………………………………13
2.1. Место РФ в мировом производстве машиностроения…………….13
2.2. Современное состояние машиностроения РФ……………………..16
2.3. Проблемы и пути перспективного развития машиностроения РФ.22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Московский государственный
университет дизайна и
Кафедра экономики и предпринимательства
Домашняя работа
по «Экономической географии»
на тему «Машиностроительный комплекс».
Выполнила:
Москва 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Структура машиностроения и его основные особенности в РФ. 4
1.1. Машиностроительный комплекс – основа НТП и материально-технического перевооружения экономики………………………………4
1.2. Структура машиностроения и межотраслевые связи………………6
1.3. Особенности размещения машиностроения в РФ……………….....9
2. Современное состояние машиностроения РФ и перспективы развития…………………………………………13
2.1. Место РФ в мировом производстве машиностроения…………….13
2.2. Современное состояние машиностроения РФ……………………..16
2.3. Проблемы и пути перспективного развития машиностроения РФ.22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Машиностроительный комплекс России» не вызывает сомнений, ведь он является основополагающей, для других отраслей экономики. На современном этапе развития человеческого общества: во времена экономических всплесков в северной Африке, Греции и ряда других стран, частоменяющейся конъюнктуры рынка и глобальных экономических кризисов, «на плечи» машиностроительной отрасли встает огромная ответственность за правильное и «здоровое» развитие базиса экономики. Так же эта тема актуальна потому, что на фоне отраслей нефти и газодобывающего сектора, которые являются более выгодными для экспорта и финансирования в целом, машиностроение отходит на задний план, замедляясь в развитии.
Можно выделить несколько основных целей данного исследования:
- изучить машиностроение РФ, как систему взаимосвязанных элементов и каждый элемент отдельно;
- рассмотреть машиностроительный комплекс, как целостную структуру, влияющую на Российскую экономику и его место среди других отраслей экономики;
- установить взаимосвязь машиностроения и других отраслей экономики и их влияние друг на друга;
- изучить машиностроительный
комплекс РФ, как базис для
дальнейшего роста нашей
- установить основные проблемы российского машиностроения и пути их решения с перспективами на будущее;
Объектом данной работы будет являться машиностроение РФ в целом и в системе мирохозяйственных отношений в частности, ведь, именно в нашей стране эта отрасль имеет множество краеугольных камней и специфических особенностей.
В этой работе будут использоваться несколько методов исследования, основными из них будут являться наблюдение, сравнение и анализ полученной информации.
1. СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РФ.
1.1. Машиностроительный комплекс – основа НТП и материально-технического перевооружения экономики
Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами:
Машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и около 29% всех работающих в мире людей, а так же почти 23% стоимости всех основных – промышленных производственных фондов. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительного комплекса приходится 35 - 40% стоимости промышленного производства и 25 – 35% занятых, в развивающихся странах чуть меньше.
По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 2000 человек, по сравнению с менее чем 900 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
Поэтому его
отрасли развиваются
1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всей экономике – это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие
развитие научно-технической
3. Отрасли, обеспечивающие
развитие научно-технической
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике, обеспечивая своей продукцией нужды материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. На современном историческом этапе важно возродить спрос на оборудование в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях экономики. Для технологической сбалансированности машиностроительного комплекса, придания необходимой гибкости его производственной базе требуется увеличение выпуска оборудования межотраслевого назначения. В отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться самим государством. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей, восстановить производственно-кооперационные связи со странами – торговыми партнерами. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (в первую очередь оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.
Стратегия развития машиностроения предусматривает внедрение новейших технологий с возможностью замены оборудования, постепенное накопление опыта его производства, а затем развитие приоритетных технологий.
При благоприятных рыночных условиях мировое машиностроение будет развиваться в следующих направлениях:
-выпуск модернизированных
машин и оборудования для
- производство наукоемкой продукции с привлечением иностранного капитала;
- участие в
проектах, предполагающих производство
технологически сложных
- точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.
С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.[2]
1.2 Структура машиностроения и межотраслевые связи.
Машиностроение – главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями экономики.
В настоящее
время в структуре
Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).
В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.
Производство
металлургического
Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.[15]
Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов.
Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.
Эта подотрасль производит также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.).
Турбостроение,
поставляющее для энергетики паровые,
газовые и гидравлические турбины.
Заводы подотрасли выпускают оборудование
для тепловых, атомных, гидравлических
и газотурбинных