Машиностроительный комплекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:59, реферат

Описание

Актуальность темы «Машиностроительный комплекс России» не вызывает сомнений, ведь он является основополагающей, для других отраслей экономики. На современном этапе развития человеческого общества: во времена экономических всплесков в северной Африке, Греции и ряда других стран, частоменяющейся конъюнктуры рынка и глобальных экономических кризисов, «на плечи» машиностроительной отрасли встает огромная ответственность за правильное и «здоровое» развитие базиса экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. Структура машиностроения и его основные особенности в РФ. 4
1.1. Машиностроительный комплекс – основа НТП и материально-технического перевооружения экономики………………………………4
1.2. Структура машиностроения и межотраслевые связи………………6
1.3. Особенности размещения машиностроения в РФ……………….....9
2. Современное состояние машиностроения РФ и перспективы развития…………………………………………13
2.1. Место РФ в мировом производстве машиностроения…………….13
2.2. Современное состояние машиностроения РФ……………………..16
2.3. Проблемы и пути перспективного развития машиностроения РФ.22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….29

Работа состоит из  1 файл

Машиностроительный комплекс России.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Более благоприятные  перспективы наращивания российского  экспорта вооружений в – Индию и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них $0,6-1 млрд. 

Ограничен и  европейский рынок. Бывшие соцстраны  ориентируются на закупки западного  вооружения, хотя экономическая реальность и вынуждает их поддерживать связи  с Россией. В 2008 году, по крайней мере, три европейские страны фигурировали в первой десятке покупателей российского вооружения – Финляндия, Кипр и Венгрия. Всего они получили вооружений на сумму $300-350 млн., но поставки в Финляндию и Венгрию шли в счет погашения долга. В последние годы был зафиксирован динамичный рост военных закупок странами Латинской Америки. Однако из-за противодействия США Россия в лучшем случае может довести среднегодовой объем экспорта в этот регион до $300 млн. 

Экспорт тяжелого машиностроения идет главным образом за счет энергетического и металлургического оборудования. Деятельность по расширению географии и номенклатуры экспорта осуществляется через рабочие группы со многими  зарубежными странами: Румынией, Болгарией, Словакией, Венгрией, Кубой, КНР, Вьетнамом и многими другими. В тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении конкурентоспособны горная техника, железнодорожные локомотивы, дизельные двигатели, а основное энергетическое оборудование для тепловых и гидростанций соответствует по техническим показателям лучшим мировым образцам. 

В станкостроении выделяются модели машин, оборудования и инструмента, которые отвечают основным критериям конкурентоспособности  и могут служить базой для  расширения экспортных поставок на мировой  рынок и закупок на внутреннем рынке. К ним относятся токарно-леворверный модуль Алапаевского завода, сверлильно-фрейзерный станок Куйбышевского СПО, некоторые станки высокой сложности Клинского станкозавода, обрабатывающий центр Коломенского завода тяжелого станкостроения, алмазный порошок производства АО «МПО алмазного инструмента «Томал». 

Из выпускаемой  строительно-дорожной техники конкурентоспособными являются: асфальтоукладчик «ДС-181»  и дорожный каток АО «Раскат», кран на автомобильном ходу АО «Автокран», шагающий экскаватор АО « Уралмаш», гидрооборудование АО «Пневмостроймашина».

Отдельные виды продукции химического и нефтяного  машиностроения имеют высокий технический  уровень, конкурентоспособны  и не уступают зарубежным аналогам. Это  крупнотоннажные  установки для производства жидких и газообразных  криогенных продуктов, емкостное оборудование для хранения и транспортировки жидких криогенных продуктов  производства АО «Криогенмаш», а также изделия АО «Гелиймаш». Свыше 50% данного оборудования экспортируется.

Конкурентоспособны и не уступают мировому уровню буровые установки АО «Уралмаш», вагоны метрополитена АО «Метровагонмаш», погрузочная шахтная машина Красногорского машиностроительного завода, магистральный пассажирский тепловоз и дизели холдинговой компании «Коломинский завод».

Экспорт тракторов  составляет 20% от объема их производства. Поэтому необходим поиск новых  рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных машин, соответствующих по своим  параметрам мировому уровню. Среди  них – тракторы Владимировского, Липецкого, Алтайского тракторных заводов, зерноуборочные комбайны Красноярского комбайнового завода, «Дон 1200» и «Дон 1500» ПО «Ростсельмаш», измельчитель кормов «Волгарь 5» завода «Сызраньсельмаш», грабли-ворошилки завода «Соль-Илецкмаш». 

Ряд изделий  электротехнической промышленности и приборостроения по техническому уровню и основным параметрам также не уступают аналогам зарубежных фирм. Это турбо – и гидрогенераторы, трансформаторы, крупные электрические машины, электродвигатели, кабели. Но расширение экспортных поставок электротехнической и приборостроительной продукции сдерживается из-за высокой насыщенности ею зарубежных рынков.

Машиностроительные  предприятия по отдельности не в  состоянии обеспечить комплексную  конкурентоспособность своей продукции. Так как понятие конкурентоспособности любого товара, а тем более дорогого и служащего длительный период, включает не только цены и основные технические характеристики, но и многие другие параметры. Всесторонняя оценка конкурентоспособности техники предполагает учет:

  • показатели  качества продукции – технический уровень, надежность, адаптация к местным условиям, уровень сервиса, ремонтопригодность, эргономические характеристики, дизайн, а также имидж фирмы-производителя и продавца. Часто предприятия не способны удовлетворить всю совокупность таких требований;
  • ценовых показателей – цена, возможность приобретения в кредит, наличие скидок, поддержка государством выпуска дорогой наукоемкой продукции с длительным сроком окупаемости затрат. Здесь приходится учитывать, что западный производитель кредитуется своими банками нередко под гарантии российских правительственных структур. У наших предприятий при острой нехватке оборотных средств, высоких налогах такая возможность отсутствует;
  • показатели сбыта – наличие дилерской сети и представительств, охват рынка. Такие функции доступны лишь эффективным производствам;
  • продвижение продукции – радио – и телереклама, пресса, прямая реклама, выставки, сувенирная реклама. 

Большинство предприятий  не может обеспечить комплекс необходимых характеристик конкурентоспособности своей продукции. Но этого часто и не требуется, так как в рыночной экономике немалую часть таких характеристик достигают крупные стратегические посредники. Они  признаны занять ту нишу, которую ранее занимала государственная система материально-технического обеспечения. Следовательно, формирование и поддержка таких посредников  может считаться одним из основных элементов государственной политики в области повышения  конкурентоспособности предприятий машиностроения.

Специалисты констатируют, что товарная структура внешней торговли РФ в  начале 2011 года не претерпела кардинальных изменений. В экспорте преобладали  топливно-энергетические товары, на долю которых пришлось более 50% всех поставок, а также черные и цветные металлы (17%); в импорте – продукция машиностроения (35,3%), продовольствие и товары широкого потребления. [7,14,20,21]

 

2.2. Современное  состояние машиностроения РФ.

Машиностроительный  комплекс представляет сложное межотраслевое  образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому  сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.

Машиностроение  является ведущей отраслью тяжелой  индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент выпускаемой  продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.

В настоящее  время в машиностроении по степени  технической оснащенности выделяют пять уровней технологического уклада.

Первый  уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.

Второй  уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.

Третий  уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.

Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.

Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это — производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность.

В структуре  машиностроения насчитываются 19 крупных  комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным  отраслям, сходным по технологическим  процессам и используемому сырью, относятся тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Достижения  машиностроительного комплекса  характеризовались не только ростом объемов его производства, но и  созданием и выпуском прогрессивных  видов продукции, внедрением более современных технологий.

В последние  десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны  страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревшая в стране к началу 1990-х  годов, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность. Лишь около 1/4 новых технологий соответствовали мировому уровню.

В результате в СССР стали происходить нарушения договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок. Менялись налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, явились причиной отсутствия в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.

За период 1998—2009 гг. объем промышленной продукции  машиностроения возрос в 9,1 раза и составил 2,6 трлн руб. Деиндустриализация экономики  отразилась и на машиностроительном комплексе. Отрасли машиностроения пятого уровня, ориентированные на выпуск наукоемкой продукции, сократили производство с 45,3 до 22,5%. Выпуск высокопроизводительного наукоемкого оборудования, оснащенного электронными устройствами и микропроцессорным управлением, за отмеченный период сократился в десятки раз, а по некоторым номенклатурным позициям — в сотни раз. Так, производство станков с ЧПУ сократилось в 142 раза. В стране в 2007 г. было изготовлено всего 200 станков с ЧПУ, а в Японии (для сравнения) — около 35 тыс., свыше половины из них были реализованы на мировом рынке. Производство кузнечно-прессовых машин с ЧПУ сократилось с 370 до 22 единиц, или в 16,8 раза. В значительных объемах сократился также выпуск прогрессивного режущего инструмента, особенно из керамики, поликристаллических синтетических алмазов и сверхтвердых материалов, абразивных микропорошков. Тогда как производство продукции четвертого уклада (автомобилей) осталось практически без изменений и составило 1,1 млн шт.

Ухудшилось  внешнеторговое сальдо по продукции  машиностроения: если в 1990 г. объем импорта превышал объем экспорта на 33%, то в 2009 г. — почти на 90%. Общее снижение экспортного потенциала машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относятся разрушение предметной специализации, существовавшей в рамках СЭВ и СССР, а также изменение соотношения цен производителей сырьевых и обрабатывающих отраслей. Индексы роста цен по сырьевым отраслям превысили соответствующие показатели для машиностроительного комплекса по электроэнергетике более чем в 4 раза, топливной промышленности примерно в 3 раза, черной металлургии почти в 2 раза. Вследствие этого цена факторов производства машиностроительной продукции (за исключением труда) приблизилась к мировой.

К внешним факторам снижения экспортного потенциала относятся низкая (по сравнению с зарубежными аналогами) конкурентоспособность выпускаемой продукции и неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Главным сдерживающим фактором развития машиностроения с 1992 г. выступает сокращение инвестиций в развитие машиностроительного комплекса, высокий износ основных производственных фондов, устаревшие технологии в машиностроительном комплексе.

Структурные изменения  в выпуске продукции машиностроения отражают сдвиги в экономике в целом и в ее отраслях.

Повышение удельного  веса ремонта машин и оборудования с 8,5 до 14% отражает естественный процесс  экономического кризиса и необходимость  поддерживать в работоспособном  состоянии стареющий парк техники. Недостаточно продуманная политика на ориентацию развития топливно-сырьевых отраслей определила повышение в отраслевой структуре доли машиностроения с 7,8 до 18,9%. В то же время удельный вес наукоемких отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышение производительности труда (приборостроение, машиностроение оборонного комплекса), сократился с 45,3 до 27,6%. Снижение доли структурообразующих отраслей машиностроения представляет угрозу невыполнения им одной из главных ролей — обеспечения воспроизводственного процесса в экономике, обновления ее на основе прогрессивной техники и технологии, т.е. реструктуризации. В настоящее время машиностроение использует лишь 10—15% мощностей, имевшихся на начало 1992 г., и без внедрения наукоемких технологий. В то же время отечественные технологические разработки позволяют производить широкий спектр техники с высокими трудо-, энерго- и материалосберегающими характеристиками. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий обходится в 2—3 раза дешевле увеличения объемов добычи топлива и сырья, что особенно важно для потребителя в условиях приближения роста цен на производство к мировым. Следовательно, основные тенденции, наблюдаемые в машиностроении, свидетельствуют об отходе как от ведущих мировых тенденций (рост наукоемкой продукции), так и от функции технологического обеспечения воспроизводственного процесса в экономике.

Информация о работе Машиностроительный комплекс РФ