Международная миграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:08, лекция

Описание

1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
2. НАПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.
3. ТЕОРИИ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
4. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.
5. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Работа состоит из  1 файл

Rassylka_TEMA_5.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

Теория социального  капитала Концепция миграционных сетей

  • социальный капитал определяется как прямое и виртуальное участие в общественной жизни, предполагающей общие социальные сети и коммуникации, нормы, ценности, культуру, обычаи, традиции, взаимопонимание, что способствует сотрудничеству внутри или между социальными группами в достижении общих целей и  ради взаимной выгоды
  • миграционные сети определяются как комплекс межличностных связей, возникающих между мигрантами и коренными жителями в странах-донорах и странах-реципиентах
  • благодаря сетям скорость передвижения мигрантов увеличивается из-за снижения рисков и потерь при переезде и увеличении степени адаптации и ожидаемого чистого дохода от миграции
  • усиление действия сетей происходит в связи с тем, что предыдущие акты миграции порождают новые, при этом немаловажную роль играет эффект подражания: некоторые люди стремятся сравняться с соседями, имеющими работника за рубежом, заработки которого позволяют качественно улучшить жизненный уровень
  • вероятность миграции увеличивается с ростом количества переездов и продолжительности пребывания мигрантов за рубежом

Социальный  подход к трудовой миграции

1. Личностный социальный подход: изучается комплекс социальных побудительных причин и их последствий на уровне мигранта

2. Генерирующий  социальный подход: особо выделяются высококвалифицированные кадры, интеллектуальная элита, как генераторы наиболее активных в политическом и экономическом планах социальных слоев

Демографический подход к трудовой миграции

миграционные процессы связываются с естественным приростом  населения и процессами модернизации

Институциональный подход к трудовой миграции

  • большое значение придается международным организациям в формировании миграционной политики и миграционных потоков
  • считается, что направления миграционных потоков обусловлены в значительной степени уровнем интеграции страны в мировое сообщество и различные интеграционные объединения стран

 

 

4. МИГРАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  И МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.

Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее с целью защитить интересы трудящихся-мигрантов, национальных кадров, а также обеспечить взаимную защиту интересов самих стран-доноров и стран-реципиентов.

Виды миграционной политики

Эмиграционная

Иммиграционная

Цель -  создание благоприятного эмиграционного климата и регулирование  объема и структуры эмиграционных  потоков

Цель – защита национального  рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов и обеспечение рационального использования их труда


Формы и методы государственного регулирования эмиграции

Косвенные

Прямые

  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов
  • предоставление льгот по валютным вкладам (налоги, проценты, тарифы)
  • продажа мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогом
  • таможенные льготы для реэмигрантов
  • обеспечение права на свободу перемещения и трудоустройство
  • присоединение к международным конвенциям, и соглашениям по миграции
  • гарантирование реэмиграции
  • содействие смягчению безработицы стимулируя выезд работников, профессии которых не пользуются спросом
  • привлечение репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития национальной экономики

предоставление социальных гарантий эмигрантам

  • ограничение квотами или запрет выезда занятых определенной специальности
  • лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом
  • поощрение выезда специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции
  • ограничение выдачи заграничных паспортов

установление сроков обязательной работы в стране после получения бюджетного образования


Виды иммиграционной политики

  1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам)
  2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи
  3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства

Формы и методы государственного регулирования иммиграции

1. Селективный  подход – привлечение определенных  категорий работников:

    • для тяжелой, вредной, грязной, неквалифицированной работы (временная миграция, работа в сельском хозяйстве, гостиничном, ресторанном бизнесе). Например, программы в ЕС.
    • высококвалифицированные специалисты для новых отраслей. Например, в США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии.
    • специалисты редких профессий (врач, реставратор). Например, программы в США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии.
    • специалисты с мировым именем, крупные ученые, выдающиеся музыканты или спортсмены. Например, программы в США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии.
    • крупные бизнесмены. Например, программы в ЕС.

2. Ограничения  на профессиональную квалификацию:

    • уровень образования
    • стаж работы (более 3-5 лет)
    • соответствие диплома стандартам страны
    • рекомендательные письма

3. Ограничения  личного характера:

    • здоровье (наркоманы, больные СПИДом, атипичной пневмонией, психические больные)
    • возраст (20-40 лет)
    • политический и социальный облик (судимые, террористы, профашисты, экстремисты и т.д.)

4. Количественные  ограничения:

    • по экономике в целом за год
    • по отраслям
    • по предприятиям

5. Экономические  ограничения:

  • финансовые ограничения на фирмы, принимающие иммигрантов на работу (разрешение только для крупных фирм, дополнительные налоги в бюджет, плата за трудоустройство иностранцев)
  • условие об обязательном инвестировании значительной суммы в экономику принимающей страны, создании определенного количества рабочих мест – для бизнесменов

6. Ограничения  по времени пребывания и продлению  сроков

7. Географические  приоритеты на национальность  или страну происхождения.

8. Запреты на  определенные профессии, которыми  иностранцам заниматься запрещено,  на смену специальности.

9. Система санкций  в отношении:

  • незаконных трудящихся-мигрантов
  • лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы
  • работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов

10. Программы  репатриации.

Формы и методы стимулирования реэмиграции

1. Программы  стимулирования реэмиграции:

    • принудительная репатриация незаконных иммигрантов (департация)
    • оказание материальной помощи иммигрантам (с лишением права повторного въезда)

2. Программы  профессиональной подготовки иммигрантов:

    • проводятся с целью побудить их вернуться на родину
    • являются не очень действенными, т.к. не гарантируют рабочего места на родине

3. Программы  экономической помощи странам  массовой эмиграции с целью:

    • уменьшения безработицы в развивающихся странах
    • роста количества предприятий и рабочих мест
    • роста инвестиций

Международные организации, регулирующие  трудовую миграцию

  • Международная организация труда (МОТ)
  • Международная организация по миграции (МОМ)
  • Комиссия ООН по народонаселению и развитию
  • Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ)
  • Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР
  • Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
  • Всемирная торговая организация (ВТО) - в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)
  • Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и др.

 

Международная организация  труда (МОТ)                 International Labour Organization (ILO)

Место расположения: Женева, Швейцария

Учреждена: в 1919 г. по Версальскому договору

Страны-члены: 123 государства

Интернет-сайт: http://www.ilo.org/

Генеральный директор: c 1999 г. - чилиец Джуан Сомавиа (Juan Somavia)

Цели МОТ

  • развитие и реализация стандартов  и основополагающих принципов и прав в сфере труда
  • создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости и доходов
  • улучшение охвата и эффективности социальной защиты для всех
  • усиление трипартизма и социального диалога

Направления деятельности МОТ

  • Переобучение, переподготовка, реабилитация
  • Политика занятости
  • Администрирование труда
  • Трудовое законодательство и производственные отношения
  • Условия труда
  • Развитие менеджмента персонала
  • Кооперация
  • Социальная защита
  • Статистика труда
  • Безопасность и здоровье занятых

Функции МОТ

  • определение международных трудовых стандартов и прав в виде конвенций и рекомендаций
  • разработка международной политики и программ с целью содействия реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости
  • создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением и служащих ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики
  • техническое сотрудничество со странами-членами
  • курирование вопросов профессиональной подготовки и обучения
  • исследовательская и издательская деятельность по вопросам труда

 

Международная организация по миграции (МОМ)                   International Organization for Migration (IOM)

Место расположения: Женева, Швейцария

Учреждена: в 1951 г.

Страны-члены: 120 государств

Интернет-сайт: http://www.iom.int/

Генеральный директор: Брунсон Маккинли (Brunson McKinley)

Цели МОМ

  • Содействовать решению актуальных задач миграции
  • Улучшать понимание проблем в области миграции
  • Поощрять социальное и экономическое развитие с помощью миграции
  • Утверждать человеческое достоинство и благополучие мигрантов

Направления деятельности МОМ

  • Миграция и развитие
  • Стимулирование миграции
  • Регулирование миграции
  • Вынужденная миграция

Функции МОМ

  • Заключение соглашений по организованному перемещению мигрантов, для которых существующие возможности являются недостаточными или которые не смогли бы перемещаться без специальной помощи в страны, предоставляющие возможности для упорядоченной миграции
  • Организованное перемещение беженцев, лиц без ПМЖ и других лиц, нуждающихся в оказании услуг по международной миграции, в отношении которых могут быть достигнуты договоренности между МОМ и странами-участницами, включая страны-реципиенты 
  • Обеспечение, по просьбе и согласованию со странами-участницами, миграционных услуг, таких как: набор, отбор, подготовка к миграции, обучение языку, информирование мигрантов, медицинское обследование, размещение, меры, способствующие приему и интеграции, консультативные услуги по миграционным вопросам и другие услуги в соответствии с целями МОМ
  • Оказание услуг по заказу стран-участниц  или в кооперации с другими организациями по добровольной реэмиграции, включая репатриацию
  • Действие в качестве форума для стран-участниц и других организаций для обмена мнениями и опытом, расширения сотрудничества, координации усилий в области трудовой миграции, включая исследование проблем миграции в целях разработки практических решений

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов