Особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…3
1. Особенности современных миграционных процессов в РФ………….....…4
1.1 Понятие и классификация миграции……………………………………...……4
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ...………………………………….7
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ……...….…11
2.1 Основные характеристики миграционных потоков………………….…..…...11
2.2 Социальные последствия миграционных процессов………….………......….17
3. Государственное управление миграционными процессами в РФ….....….21
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России……………………………………………………….………….………21
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации…………………...…….24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации……………………………..…..……...31
Заключение……….....……………………………………………..….……..….......34 Приложения…………………………………………………………..……...…..…..35
Список литературы…………………………………………………………...……..40

Работа состоит из  1 файл

экономическая география.doc

— 965.50 Кб (Скачать документ)
    • соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);
    • противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;
    • проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;
    • совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;
    • создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;
    • стимулирование возвращения в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;
    • создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта.

    4.   В области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны

    • участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ;
    • обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;
    • обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания;
    • предоставление полной и объективной информации о ситуациях в местах их прежнего проживания.

     5. В области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей

    • развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов, обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;
    • содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров.

     6.   В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников

    • обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
    • разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
    • определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
    • разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
    • государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;
    • развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;
    • использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
    • оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.

     7.   В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

    • восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
    • стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;
    • проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.

     8.   В области содействия добровольному переселению соотечественников из государств – участников Содружества Независимых государств и государств Балтии

    • содействие в получении необходимой информации об условиях переезда, возможности приема, обустройства и проживания в Российской Федерации;
    • реализация международных договоров РФ по вопросам регулирования процесса добровольного переселения и защиты прав переселенцев, а также заключение аналогичных договоров с теми государствами – участниками  СНГ и государствами Балтии, с которыми таких соглашений не имеется;
    • разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации;
    • создание условий для получения молодежью, проживающей в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии, образования в России.18

 

 

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

             

    3.3 Механизм реализации современной миграционной политики  на  

                    территории Российской Федерации

     

              Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ. Основная работа по выявлению незаконных мигрантов и применению к ним норм об административной ответственности возложена подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации.      

              Структура управления миграционными потоками на федеральном и региональном уровнях (на примере Ставропольского края) показана в Приложении 2.

              Российская Федерация за последние десять лет стала участником большинства международных договоров в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.

              Россия является участником:

         - Соглашения 1994 г. о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся – мигрантов. Соглашение между Правительством РФ и правительствами ряда государств СНГ и стран дальнего зарубежья по трудовой миграции;

         - Соглашения 1998 г. о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

              До выхода из соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников Россия заключила со всеми странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Введены ограничения на передвижение только с Туркменистаном и Грузией.

              Законодательство, обеспечивающее государственное регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации имеет ряд пробелов и недоработок:

         1.   Главным недостатком законодательства в области миграции является то, что законодательная база построена на созерцательной позиции и практически полной отстраненности государства от влияния на процессы миграции. Между субъектами миграции и государством отсутствуют партнерские отношения, основанные на взаимном признании прав и обязанностей.

         2.   Необходима подготовка проекта федерального закона об оказании помощи лицам, пострадавшим в ходе разрешения локальных кризисных ситуации в субъектах Российской Федерации. Такой законопроект позволит установить порядок финансирования в единую систему расходования материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на восстановление хозяйственных объектов, упорядочит и объединит усилия федеральных органов государственной власти  Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению этой проблемы.

         3.   Отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных процессов привело к неравномерной миграционной нагрузке на субъекты Российской Федерации и существенно осложнило решение вопросов обустройства и интеграции беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка проекта закона «О государственном регулировании миграционных потоков на территории России на основе установления субъектами Российской Федерации миграционных квот».

              Таким образом, миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России.

              Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

             

     

     

     

    Заключение

     

              Политические  события последних десяти лет явились причиной возникновения на территории бывшего СССР конфликтных зон, что привело к возникновению массовой миграции. Масштабы и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.

              Приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса.

              Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

     

     

                                                                                                             

     

     

     

     

     

      

    Приложение 1

     

     

    Основные особенности  современных миграционных потоков  в России

     

     

    Характерные черты

    Миграционные потоки

     

    Внутренние

    Внешние: между Россией и странами…

    ближнего зарубежья

    дальнего зарубежья

    1. Интенсивность миграционных потоков

    Сокращение перемещений населения

    Волнообразный характер; снижение интенсивности  потоков

    В начале 90-х гг. увеличение потоков  мигрантов, но затем сокращение, особенно после августа 1998 г.

    2. Направление миграционных потоков

    1992 г. – инверсия в миграциях  «город–  село»; отток с севера и востока страны в старообжитые районы

    Приток мигрантов из всех бывших союзных республик в Россию

    Приток в основном из стран Центральной  и Юго-Восточной Азии (Китай, КНДР, Вьетнам), а также Турции, бывших соц. Стран; отток в основном в  США, германию, Израиль

    3. Состав мигрантов

    Семейная миграция; пониженная доля мигрантов в трудоспособном возрасте; достаточно квалифицирован-ные кадры

    Семейная миграция; сложный неоднородный состав; преобладает русское и  русскоязычное население; возрастной состав мигрантов прогрессивнее, чем возрастной состав местного населения; в основном высококвалифицированные кадры

    Резкое преобладание мигрантов  трудоспособного возраста; уровень  квалификации выезжающих выше уровня квалификации въезжающих

    4. Мотивы перемещения мигрантов

    Экономические (преобладание вынужденной)

    Этнополитические (резкое преобладание вынужденной)

    Экономические, социальные

    5. Степень легализации

    ___

    Низкая

    Средняя

    6. Степень приживаемости мигрантов

    Низкая

    Низкая (почти половина мигрантов  транзитные)

    Средняя

    7.Особенности размещения мигрантов  на территории России

    Концентрация в регионах наиболее глубокого промышленного кризиса, с высокой безработицей, но развитым частным сектором экономики

    Концентрация в регионах развития частного сектора экономики и в приграничных районах

    Концентрация в регионах с развитой инфраструктурой, привлекательных  для иностранных инвесторов, и  в приграничных  районах

    Информация о работе Особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации