Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:42, реферат
Как известно, на современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одной из наиболее динамично развивающихся зон мировой деловой активности. И, учитывая тот факт, что ныне 70 % доходов от растущей всемирной торговли идет в основные индустриальные страны, где отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными по различным причинам (в том числе сугубо политического свойства), для надежного обеспечения собственного устойчивого развития Республике Беларусь необходимо активнее осваивать постсоветское пространство и развивающиеся азиатские рынки.
«Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР, Япония, Вьетнам, Республика Корея)»
Как известно, на современном
этапе Азиатско-Тихоокеанский
Промедление либо формализм в разработке и реализации более динамичной внешней политики в указанном регионе не просто контрпродуктивны, но и опасны для устойчивого развития Беларуси, поскольку на данном этапе «непопадание в такт азиатской динамики, в том числе -- интеграционной, чревато для нашей страны будущими проблемами».
Между тем, наглядным
подтверждением фактического «выпадения»
АТР из числа приоритетов не только
белорусской, но и российской, украинской
внешней политики служит сравнительно
небольшое количество даже узкоспециализированных
публикаций по данной теме, сосредоточенных
преимущественно на экономическом
блоке вопросов и лишь схематично
затрагивающих социально-
Чрезвычайно перспективным
и целесообразным видится продолжение
и углубление сотрудничества с крупнейшим
государством региона -- Китаем, чему способствует
ряд как социальных факторов (например,
возросшая в ходе реформ открытость
китайского общества внешнему миру, наличие
общенационального консенсуса в
вопросах государственной идеологии),
так и политических (в частности,
стабильность политической системы
и политического режима, самостоятельность
и независимость внешней
Дипломатические отношения Республики Беларусь и Китайской Народной Республики были установлены 20 января 1992 г. В этом же году в Минске было открыто Посольство КНР, а с 1993 г. белорусские дипломаты стали работать в Пекине. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко наносил официальные визиты в Китай в 1995, 1997, 2001 и 2005 гг. С визитами в Китае также были Премьер-министр Беларуси (1996 г.), первый заместитель Премьер-министра (2007 г.), Председатели палаты представителей (1998 и 2005 гг.) и Совета Республики (2002 г.) Национального собрания Беларуси.
В свою очередь, осуществили визиты в Беларусь Председатель КНР Цзян Цзэминь (2001 г.), заместитель Председателя КНР Ху Цзиньтао (2000г.), Премьер Госсовета Вэнь Цзябао (2007 г.), Ли Пэн (в 1995 г. в качестве Премьера Госсовета и в 2000 г. в должности Председателя Постоянного Комитета ВСНП), вице-премьеры Госсовета (1996 и 1997 гг.), заместитель Председателя Постоянного Комитета ВСНП Хань Цидэ (2008 г.). Качественно новое состояние белорусско-китайские двусторонние отношения приобрели после официального визита в Пекин в декабре 2005 г. Президента Республики Беларусь, в ходе которого руководители Беларуси и Китая А.Г.Лукашенко и Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию, где отмечено, что белорусско-китайские отношения вышли на уровень стратегического сотрудничества.
В настоящее время
белорусско-китайские
В одобренном по итогам визита в Минск в ноябре 2007 г. Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао «Совместном коммюнике Правительства Республики Беларусь и Правительства Китайской Народной Республики» особо подчеркивалось, что «китайская Сторона вновь заявила о поддержке прилагаемых белорусской Стороной усилий по обеспечению национальной независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и национального достоинства, а также сохранению стабильности внутри страны, развитию национальной экономики и выступает против вмешательства любой страны во внутренние дела Беларуси под предлогом защиты прав человека».
Республика Беларусь
постоянно оказывает поддержку
китайским инициативам в
Некоторое сходство с
Республикой Беларусь, в том числе
указывающее на идейную близость
наших политических элит и являющееся
одним из серьезнейших оснований
для дальнейшего сближения и
сотрудничества, заключается в принципиальном
совпадении не только политики, стратегии
и тактики в экономической
сфере, но и методологии, приемов, средств
и форм государственного влияния. Не
случайно политику КНР в области
внешней торговли, привлечения иностранных
инвестиций и валютного регулирования
специалисты оценивают как «
В качестве благоприятствующего
развитию двусторонних отношений политического
фактора следует отметить зафиксированную
во внешнеполитических документах ориентацию
новой дипломатической
В частности, важнейшей
частью партнерства Российской Федерации
и Китая стало научно-
Однако необходимо
учитывать, что, по мнению ряда аналитиков:
«В недалеком будущем Китай может
столкнуться с вероятным
Отчасти именно поэтому у китайского руководства назревает потребность выводить излишки финансовых ресурсов из национальной экономики, снимать прессинг на нее, в том числе за счет инвестиций в зарубежные объекты. Соответственно, присутствует и политическая целесообразность, и наличие экономических резервов для реальной активизации двустороннего сотрудничества в кратчайшие сроки. Развитие торгового сотрудничества между Беларусью и Китаем в последние годы характеризуется особым динамизмом. В 2008 году объем торговли товарами и услугами с КНР, Гонконгом, Макао и Тайванем достиг 2 208 млн. долларов (вырос на 49,1%) при этом белорусский экспорт составил 684 млн. долларов (увеличился на 17%), китайский импорт - 1 524 млн. долларов (увеличился на 70%).
Таким образом, задача, поставленная Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко достичь 2-х миллиардного рубежа во взаимной торговле с Китаем в 2010 году, выполнена уже в 2008 году, то есть на два года раньше прогнозного срока.
В 2009 году существенное
влияние на развитие белорусско-китайской
торговли оказали мировой финансово-
За январь-июль т.г. экспорт белорусских товаров и услуг в КНР, Гонконг, Макао и Тайвань составил 383 762 тыс. долларов и вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.Экспорт товаров и услуг в КНР, Гонконг, Макао и Тайвань в январе-июле 2010 г. даже без учета поставок калия в КНР и транспортных услуг по его доставке вырос на 24,2%.
Социалистическая Республика Вьетнам признала независимость Республики Беларусь 27 декабря 1991 г. Дипломатические отношения между странами установлены 24 января 1992 г. Важность белорусско-вьетнамских отношений определяется уникальным географическим положением, немалой протяженностью морской границы и наличием ряда портов международного класса, богатых природных запасов (включая нефть и газ), самим расположением Вьетнама в сердце Юго-Восточной Азии, имеющей ключевое значение в АТР. При этом население СРВ составляет 76,3 млн человек, ежегодно возрастая на 1--1,1 млн человек, и не является гомогенным (численность населения национальности Вьет (Кинь) -- 88 %, по другим оценкам -- 86,2 %).
Факторами, благоприятствующими двустороннему сотрудничеству, являются историческая память об общем советском прошлом, интернациональной помощи в 1950--1980-е гг. (не следует забывать, что в том числе и белорусами заложены основы вьетнамской промышленности, сделан весомый материальный и военно-технический вклад в победу над агрессорами), сохраняющееся знание русского языка, во многом схожая система образования и здравоохранения (хотя уровень подготовки, разумеется, несопоставим с отечественным).
До сих пор в реальном секторе экономики Вьетнама продолжают работать многие руководители и производственные кадры, которые получали образование и приобретали опыт в наших вузах, на белорусских предприятиях, что представляет собой неоспоримое нематериальное, но вполне конвертируемое в реальные контракты преимущество.
Тем более, что начатая в 1986--1989 гг. реформа, на взгляд экспертов, следует по порядку, отличному от порядка, рекомендованного Всемирным банком. Это признак наличия самостоятельной позиции, независимости внутри- и внешнеполитического курса, очевидный фактор благоприятствования нашему политическому и экономическому сближению. Помимо изложенного, вьетнамское государство также всегда принимало не просто активное, а едва ли не тотальное участие в экономической жизни своей страны, охватывая своей опекой и сельское хозяйство, и промышленность, и транспорт, и торговлю.
В любом случае в
ходе продолжающейся индустриализации
и модернизации вьетнамской экономики
ее отрасли тяжелой, легкой промышленности
и строительства все больше нуждаются
как раз в том оборудовании,
которое не только у российских,
но и у белорусских производителей
вполне удовлетворяет ценовым и
техническим требованиям
Вьетнам испытывает потребность в ускоренной подготовке квалифицированных работников для реального сектора экономики (особенно в высокотехнологичных отраслях, банковской и социальной сфере). Более того, всячески подчеркивается, что на современном этапе ощущается острая нехватка высококвалифицированных исследователей, способных определять стратегические и текущие цели для различных отраслей народного хозяйства и руководить исследовательской работой в институтах и на предприятиях. И Республика Беларусь вполне может предложить свои услуги по организации обучения вьетнамских граждан на возмездной основе.
Вьетнамская экономическая
модель представляет собой смешанную
структуру собственности при
обеспечении государственного контроля
в ключевых отраслях экономики, сочетании
рыночного типа хозяйствования с
плановым, что является благоприятным
фактором для развития нашего сотрудничества.
Беларусь вполне может оказать Вьетнаму
помощь в постепенном переходе от
простого производства к обрабатывающей
промышленности современного уровня с
использованием достижений научно-технического
прогресса и высокой