Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР, Япония, Вьетнам, Республика Корея)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:42, реферат

Описание

Как известно, на современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одной из наиболее динамично развивающихся зон мировой деловой активности. И, учитывая тот факт, что ныне 70 % доходов от растущей всемирной торговли идет в основные индустриальные страны, где отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными по различным причинам (в том числе сугубо политического свойства), для надежного обеспечения собственного устойчивого развития Республике Беларусь необходимо активнее осваивать постсоветское пространство и развивающиеся азиатские рынки.

Работа состоит из  1 файл

Отношения Республики Беларусь и стран АТР.docx

— 33.17 Кб (Скачать документ)

«Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР, Япония, Вьетнам, Республика Корея)»

Как известно, на современном  этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одной из наиболее динамично  развивающихся зон мировой деловой  активности. И, учитывая тот факт, что ныне 70 % доходов от растущей всемирной торговли идет в основные индустриальные страны, где отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными по различным причинам (в том числе сугубо политического свойства), для надежного обеспечения собственного устойчивого развития Республике Беларусь необходимо активнее осваивать постсоветское пространство и развивающиеся азиатские рынки.

Промедление либо формализм  в разработке и реализации более  динамичной внешней политики в указанном  регионе не просто контрпродуктивны, но и опасны для устойчивого развития Беларуси, поскольку на данном этапе  «непопадание в такт азиатской динамики, в том числе -- интеграционной, чревато для нашей страны будущими проблемами».

Между тем, наглядным  подтверждением фактического «выпадения»  АТР из числа приоритетов не только белорусской, но и российской, украинской внешней политики служит сравнительно небольшое количество даже узкоспециализированных публикаций по данной теме, сосредоточенных  преимущественно на экономическом  блоке вопросов и лишь схематично затрагивающих социально-политические факторы влияния на сотрудничество с соответствующими государствами.

Чрезвычайно перспективным  и целесообразным видится продолжение  и углубление сотрудничества с крупнейшим государством региона -- Китаем, чему способствует ряд как социальных факторов (например, возросшая в ходе реформ открытость китайского общества внешнему миру, наличие  общенационального консенсуса в  вопросах государственной идеологии), так и политических (в частности, стабильность политической системы  и политического режима, самостоятельность  и независимость внешней политики КНР и безусловный интерес в налаживании взаимодействия с партнерами на постсоветском пространстве, близость основных принципов государственного строительства и международной активности двух стран).

Дипломатические отношения  Республики Беларусь и Китайской  Народной Республики были установлены 20 января 1992 г. В этом же году в Минске было открыто Посольство КНР, а с 1993 г. белорусские дипломаты стали  работать в Пекине. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко наносил официальные визиты в Китай в 1995, 1997, 2001 и 2005 гг. С визитами в Китае также были Премьер-министр Беларуси (1996 г.), первый заместитель Премьер-министра (2007 г.), Председатели палаты представителей (1998 и 2005 гг.) и Совета Республики (2002 г.) Национального собрания Беларуси.

В свою очередь, осуществили  визиты в Беларусь Председатель КНР  Цзян Цзэминь (2001 г.), заместитель Председателя КНР Ху Цзиньтао (2000г.), Премьер Госсовета  Вэнь Цзябао (2007 г.), Ли Пэн (в 1995 г. в качестве Премьера Госсовета и в 2000 г. в должности Председателя Постоянного Комитета ВСНП), вице-премьеры Госсовета (1996 и 1997 гг.), заместитель Председателя Постоянного Комитета ВСНП Хань Цидэ (2008 г.). Качественно новое состояние белорусско-китайские двусторонние отношения приобрели после официального визита в Пекин в декабре 2005 г. Президента Республики Беларусь, в ходе которого руководители Беларуси и Китая А.Г.Лукашенко и Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию, где отмечено, что белорусско-китайские отношения вышли на уровень стратегического сотрудничества.

В настоящее время  белорусско-китайские политические и торгово-экономические отношения  динамично развиваются. Такое состояние  двустороннего сотрудничества базируется на общности принципов внутренней и  внешней политики, совпадении взглядов на важнейшие проблемы международных  отношений. Обе стороны выступают  за создание многополярного мира и  защиту авторитета ООН, против унилатерализма.

В одобренном по итогам визита в Минск в ноябре 2007 г. Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао «Совместном коммюнике Правительства Республики Беларусь и Правительства Китайской Народной Республики» особо подчеркивалось, что «китайская Сторона вновь заявила о поддержке прилагаемых белорусской Стороной усилий по обеспечению национальной независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и национального достоинства, а также сохранению стабильности внутри страны, развитию национальной экономики и выступает против вмешательства любой страны во внутренние дела Беларуси под предлогом защиты прав человека».

Республика Беларусь постоянно оказывает поддержку  китайским инициативам в международных  организациях, белорусские руководители неоднократно высказывались на официальном  уровне в поддержку политики «одного  Китая», против сепаратистских вылазок  в Тибете. 2 апреля 2008 года Президент  Республики Беларусь сделал официальное  Заявление против призывов бойкотировать  Пекинскую Олимпиаду. Китайская  сторона также поддерживает Республику Беларусь в международных организациях. В апреле 2008 г. МИД КНР высказался в поддержку Беларуси в противодействии  экономическим санкциям со стороны  США. Президент А.Г.Лукашенко присутствовал на церемонии открытия Пекинской Олимпиады. Накануне состоялась его встреча с Председателем КНР Ху Цзиньтао, в ходе которой Главы государств обсудили состояние и перспективы развития двусторонних отношений, договорились укреплять стратегическое взаимодействие по актуальным международным проблемам.

Некоторое сходство с  Республикой Беларусь, в том числе  указывающее на идейную близость наших политических элит и являющееся одним из серьезнейших оснований  для дальнейшего сближения и  сотрудничества, заключается в принципиальном совпадении не только политики, стратегии  и тактики в экономической  сфере, но и методологии, приемов, средств  и форм государственного влияния. Не случайно политику КНР в области  внешней торговли, привлечения иностранных  инвестиций и валютного регулирования  специалисты оценивают как «сочетание селективного и ограниченного "открытия" с жестким государственным контролем за его ходом и выраженным протекционизмом».

В качестве благоприятствующего  развитию двусторонних отношений политического  фактора следует отметить зафиксированную  во внешнеполитических документах ориентацию новой дипломатической стратегии  Китая на «партнерские отношения», задачами которых названы: создание и поддержание необходимой для  модернизации «благоприятной внешней  обстановки», пропаганда концепции  многополюсного мира в противовес политике силы и гегемонизма, расширение политических, торговых и культурных отношений «со всеми странами, выступающими за развитие с ним дружественных отношений».

В частности, важнейшей  частью партнерства Российской Федерации  и Китая стало научно-техническое  сотрудничество. Причем от фрагментарных, спорадических контактов страны перешли к совместным разработкам  и совместному финансированию важнейших  программ, оперативному внедрению результатов  научно-исследовательских работ. Возможно, и белорусской стороне следует  обратиться с аналогичными предложениями  к китайским партнерам, рассмотрев и варианты софинансирования, более эффективного совместного использования инфраструктуры и кадров уже существующего в Минске Парка высоких технологий.

Однако необходимо учитывать, что, по мнению ряда аналитиков: «В недалеком будущем Китай может  столкнуться с вероятным финансовым и банковским кризисом, а в среднесрочной  перспективе -- и потенциально более серьезной социально-экономической дестабилизацией и внутренним политическим кризисом в ходе дальнейших преобразований и реформирования экономической и политической системы государства…». И тогда беспрецедентные социально-экономические проблемы могут крайне отрицательно повлиять на устойчивость китайской политической системы.

Отчасти именно поэтому  у китайского руководства назревает  потребность выводить излишки финансовых ресурсов из национальной экономики, снимать  прессинг на нее, в том числе за счет инвестиций в зарубежные объекты. Соответственно, присутствует и политическая целесообразность, и наличие экономических  резервов для реальной активизации  двустороннего сотрудничества в  кратчайшие сроки. Развитие торгового  сотрудничества между Беларусью  и Китаем в последние годы характеризуется  особым динамизмом. В 2008 году объем  торговли товарами и услугами с КНР, Гонконгом, Макао и Тайванем достиг 2 208 млн. долларов (вырос на 49,1%) при  этом белорусский экспорт составил 684 млн. долларов (увеличился на 17%), китайский импорт - 1 524 млн. долларов (увеличился на 70%).

Таким образом, задача, поставленная Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко достичь 2-х миллиардного рубежа во взаимной торговле с Китаем в 2010 году, выполнена уже в 2008 году, то есть на два года раньше прогнозного срока.

В 2009 году существенное влияние на развитие белорусско-китайской  торговли оказали мировой финансово-экономический  кризис и отсутствие контракта на поставку калийных удобрений. В результате экспорт белорусских товаров  и услуг в КНР, Гонконг, Макао  и Тайвань в 2009 г. составил 244 млн. долларов, сократившись на 64,5% по сравнению  с 2008 годом. В 2010 году темпы развития взаимной торговли товарами и услугами существенно выросли. За первые семь месяцев т.г. товарооборот Беларуси с КНР, Гонконгом, Макао и Тайванем увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 68% и составил 1 141 471 тыс. долларов.

За январь-июль т.г. экспорт белорусских товаров и услуг в КНР, Гонконг, Макао и Тайвань составил 383 762 тыс. долларов и вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.Экспорт товаров и услуг в КНР, Гонконг, Макао и Тайвань в январе-июле 2010 г. даже без учета поставок калия в КНР и транспортных услуг по его доставке вырос на 24,2%.

Социалистическая  Республика Вьетнам признала независимость  Республики Беларусь 27 декабря 1991 г. Дипломатические  отношения между странами установлены 24 января 1992 г. Важность белорусско-вьетнамских  отношений определяется уникальным географическим положением, немалой  протяженностью морской границы  и наличием ряда портов международного класса, богатых природных запасов (включая нефть и газ), самим  расположением Вьетнама в сердце Юго-Восточной Азии, имеющей ключевое значение в АТР. При этом население СРВ составляет 76,3 млн человек, ежегодно возрастая на 1--1,1 млн человек, и не является гомогенным (численность населения национальности Вьет (Кинь) -- 88 %, по другим оценкам -- 86,2 %).

Факторами, благоприятствующими  двустороннему сотрудничеству, являются историческая память об общем советском  прошлом, интернациональной помощи в 1950--1980-е гг. (не следует забывать, что в том числе и белорусами заложены основы вьетнамской промышленности, сделан весомый материальный и военно-технический  вклад в победу над агрессорами), сохраняющееся знание русского языка, во многом схожая система образования  и здравоохранения (хотя уровень  подготовки, разумеется, несопоставим с отечественным).

До сих пор в  реальном секторе экономики Вьетнама продолжают работать многие руководители и производственные кадры, которые  получали образование и приобретали  опыт в наших вузах, на белорусских  предприятиях, что представляет собой  неоспоримое нематериальное, но вполне конвертируемое в реальные контракты  преимущество.

Тем более, что начатая в 1986--1989 гг. реформа, на взгляд экспертов, следует по порядку, отличному от порядка, рекомендованного Всемирным банком. Это признак наличия самостоятельной позиции, независимости внутри- и внешнеполитического курса, очевидный фактор благоприятствования нашему политическому и экономическому сближению. Помимо изложенного, вьетнамское государство также всегда принимало не просто активное, а едва ли не тотальное участие в экономической жизни своей страны, охватывая своей опекой и сельское хозяйство, и промышленность, и транспорт, и торговлю.

В любом случае в  ходе продолжающейся индустриализации и модернизации вьетнамской экономики  ее отрасли тяжелой, легкой промышленности и строительства все больше нуждаются  как раз в том оборудовании, которое не только у российских, но и у белорусских производителей вполне удовлетворяет ценовым и  техническим требованиям предприятий  Социалистической Республики Вьетнам. Сколь внушителен в финансовом выражении  этот сегмент, говорят прогнозы суммарных  объемов экспорта товаров из Российской Федерации во Вьетнам, согласно которым  поставки машин и оборудования возрастут  с 79,2 млн дол. США в 2005 г. до 125,3 млн дол. в 2010 г., транспортных средств -- с 40,7 до 72 млн дол., металлов и изделий из них -- с 361,9 до 603 млн дол.

Вьетнам испытывает потребность  в ускоренной подготовке квалифицированных  работников для реального сектора  экономики (особенно в высокотехнологичных  отраслях, банковской и социальной сфере). Более того, всячески подчеркивается, что на современном этапе ощущается  острая нехватка высококвалифицированных  исследователей, способных определять стратегические и текущие цели для  различных отраслей народного хозяйства  и руководить исследовательской  работой в институтах и на предприятиях. И Республика Беларусь вполне может  предложить свои услуги по организации  обучения вьетнамских граждан на возмездной основе.

Вьетнамская экономическая  модель представляет собой смешанную  структуру собственности при  обеспечении государственного контроля в ключевых отраслях экономики, сочетании  рыночного типа хозяйствования с  плановым, что является благоприятным  фактором для развития нашего сотрудничества. Беларусь вполне может оказать Вьетнаму помощь в постепенном переходе от простого производства к обрабатывающей промышленности современного уровня с  использованием достижений научно-технического прогресса и высокой добавленной  стоимостью по схеме: «вьетнамское финансирование -- белорусские технологии и обучение, при необходимости кадры».

Информация о работе Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР, Япония, Вьетнам, Республика Корея)