Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:42, реферат
Как известно, на современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одной из наиболее динамично развивающихся зон мировой деловой активности. И, учитывая тот факт, что ныне 70 % доходов от растущей всемирной торговли идет в основные индустриальные страны, где отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными по различным причинам (в том числе сугубо политического свойства), для надежного обеспечения собственного устойчивого развития Республике Беларусь необходимо активнее осваивать постсоветское пространство и развивающиеся азиатские рынки.
В данном контексте развитие партнерства Беларуси и Вьетнама не только приобретает несомненный политический и экономический смысл, но и будет способствовать укреплению различных аспектов безопасности СРВ и продвижению позиций нашей страны в весьма перспективном регионе. Это наглядно продемонстрировали первые итоги состоявшегося в апреле 2008 г. визита Главы белорусского государства в Ханой.
Однако необходимо
учитывать, что Вьетнам является
сравнительно бедной развивающейся
страной с внушительными
Препятствием являются
и признаваемые самим вьетнамским
руководством «ограниченные возможности
управления экономикой», «медлительность
в решении проблем и громоздкая
система организации работы», косность
мышления руководства госпредприятий,
бюрократия, коррупция, попытки внешних
сил дестабилизировать
Собственно трудность даже силового «пробивания» сверху реализации в том числе чрезвычайно важных для самого Вьетнама проектов и решений связана не с политической фрондой или оппозиционным саботажем курса центрального правительства, а с убежденностью низшего звена госаппарата в собственном праве проявлять самостоятельность в осуществлении региональной политики. Такова традиция, согласно которой «политическая преданность центральной власти и ее идеям не означает отсутствия широкой самостоятельности в решении местных хозяйственных проблем».
Есть и другие негативные факторы. Среди таковых -- существенные недостатки нормативно-правовой базы (связаны с малым количеством законов прямого действия, их противоречивостью и отсутствием кодификации), усиливающаяся зависимость от экспорта в США и ЕС, товарооборот с которыми в 2006 г. составил соответственно 9 и 9,9 млрд дол. США, что в 5,5 раз превышает уровень 2001 г. хотя 62 % всего торгового дефицита Вьетнама приходится на Китайскую Народную Республику, что несколько смягчает отрицательное влияние указанного фактора. К тому же первостепенным рынком для Вьетнама в последнее десятилетие остается именно Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится более 70 % прямых иностранных инвестиций в страну и 80 % товарооборота.
Безусловной проблемой и фактором влияния на развитие, как внутриполитической ситуации, так и динамики международных отношений Вьетнама является то, что, с одной стороны, продолжается процесс разложения прежних солидаристских социальных отношений кооперативно-общинного уклада экономики, а с другой -- не институционализированы в должной мере идущие им на смену в условиях рыночной перестройки качественно иные отношения на базе экономической рациональности.
Сдерживает взаимодействие
и потребность большинства
В 1992 году Республика
Беларусь и Республика Корея установили
дипломатические отношения. Несмотря
на перспективность
1) внешнеполитическая ориентация Республики Корея на США и прохладные отношения с КНР, нашим стратегическим партнером в регионе;
2) отсутствие последовательности
в политике корейского
Традиционным и широко распространенным высказыванием на сей счет является: «Беларусь не в состоянии предложить Южной Корее столь же широкие возможности для инвестиций, как Россия или Китай»
3) Республика Беларусь,
Прибалтика, Чехия не входят в
число приоритетных для Южной
Кореи стран, так как здесь
нет дешевых минеральных
4) визовые барьеры,
расстояние и, как следствие,
дороговизна сообщения и
5) отсутствие четко
позиционированной на высоком
уровне заинтересованности
6) построение южнокорейской
модели на приоритете закупки
не товаров, а передовых
Например, на долю полупроводников, средств связи, компьютеров и цифрового оборудования в экспорте Республики Корея пришлось свыше 30 %, на машиностроение и металлообработку -- около 20 %, продукты нефтепереработки и химии -- около 7 %, т. е. мы являемся потенциальными конкурентами, что одновременно формирует и базу для создания совместных предприятий в указанной сфере. Тем более, в южнокорейском экспорте все же преобладает продукция электроники, а это дополнительный шанс привлечь инвесторов на белорусские предприятия и непосредственно в Парк высоких технологий.
Среди факторов, способствующих углублению белорусско-корейского сотрудничества, обозначим следующие:
1) в политической
системе баланс традиционно
2) в Республике
Корея политические
3) жесткое государственное
регулирование и планирование
экономического развития в
Правительство Республики
Корея традиционно считает
-- валютное регулирование и контроль во многом связаны с возрастающей зависимостью Республики Корея от импорта энергоресурсов;
-- ведущие позиции
в экономике обеих стран
-- деятельность Корейского
агентства содействия торговле
и инвестициям и ряда других
правительственных организаций
(имеют статус экономических
-- наличие в Республике
Беларусь достаточного
Что касается Японии, то, учитывая географическую удаленность и, соответственно, высокие транспортные издержки на доставку продукции и белорусских, и японских производителей, в данном случае перспективным с политической и экономической точки зрения видится перенесение акцента на закупку либо совместную разработку качественно новых технологий.
Способствует двустороннему сотрудничеству весьма необычный для все более глобализирующегося мира фактор социально-политического свойства, выражающийся в развитии традиционных национальных ценностных ориентаций в сторону гармоничного сочетания с прозападными новациями. Промежуточный, хотя и косвенный, итог упомянутого симбиоза применительно к реальному сектору экономики -- тот факт, что ныне в Японии действует около 1,5 млн магазинов и более 800 тыс. предприятий общественного питания, 1,5 млн фирм сети услуг, а количество занятых в данном секторе национальной экономики превышает 60 %.
Интересен также опыт в части развития возможностей сферы электронной торговли. Тем более, что так называемая «софтизация» экономики на современном этапе подразумевает в соответствии с японской моделью «переход к новому типу экономики -- интеллектуальному, где главным товаром становится идея». Не случайно в Японии, как и в Республике Беларусь, ускоряется деятельность по развитию новых технологий и связанных с ними отраслей, «интеллектуализации» хозяйства, совершенствованию сферы услуг и повышению экономической самостоятельности регионов, их сбалансированному и устойчивому развитию.
В рамках двустороннего
белорусско-японского
К тому же перед нашими
странами и сегодня возникает
ряд схожих проблем - например, уменьшение
количества трудоспособных граждан, особенно
расширение влияния на развитие науки
и технологий такого явления, как
сокращение числа занятых в
Тем не менее, существуют
факторы, негативно влияющие на углубление
белорусско-японского
Наконец, несмотря на организацию обучения японскому языку и культуре, в Беларуси не слишком много специалистов, в должной мере владеющих и понимающих сущностные характеристики этой страны, хотя язык -- «ключ к пониманию души народа» и налаживанию взаимовыгодного сотрудничества.
Таким образом, в качестве благоприятствующих сотрудничеству Беларуси с рассмотренными странами АТР можно выделить следующие факторы: уникальное географическое положение; стабильность политической системы и политического режима (практически все государства, за исключением Вьетнама); сбалансированная внешнеполитическая ориентация политической элиты и приемлемая степень зависимости от политики других стран (за исключением Кореи и Японии); открытость общества внешнему миру, традиции и менталитет граждан; растущая экономика и значительный объем рынков сбыта; наличие инновационных технологий и ресурсов для инвестирования.
Препятствует динамичному
расширению подобного взаимодействия
не только географическая удаленность,
но и некоторая пассивность
азиатский тихоокеанский беларусь сотрудничество
Список литературы
1. Бакланова, М. П. Региональное планирование в Японии. Владивосток: Дальнаука, 2003.
2. Воронович В.В. Факторы влияния на сотрудничество Беларуси со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // журнал международного права и международных отношений 2008 -- № 2. C. 16-22.
3. Голиков, М. Ю.
Модель экономического
6. Панченко, М. Ю.
Российско-китайские отношения
8. Салицкий, А. И. Внешнеэкономическая стратегия КНР // Китай в мировой политике: сб. ст. М., 2001. С. 68--92.
9. Koreans and Korean Business Interests in Central Europe & CIS Countries. Seoul, 1998.
10. White Paper on Science and Technology 2006. Tokyo: Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology Japanese Government, 2006.
11. Официальный сайт
Министерства иностранных дел
РБ. Режим доступа: http://www.mfa.