Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексная политико-географическая характеристика Норвегии, которая и определяет место и роль данного государства в системе региональных и глобальных политических и экономических связей.
Глава 1. Оценка территории Норвегии и ее хозяйственного
комплекса………………………………………………………………5
Глава 2. Политическое устройство Норвегии………………………18
Глава 3. Место Норвегии на политической карте мира……………28
Заключение……………………………………………………………36
Список изученных источников……………………………………..37
Третий, современный период определяет Норвегию как парламентарную монархию, как государство с развитыми демократическими институтами, государство, признающее себя частью мировой экономической и политической системы.
Эйдсвольская Конституция
( ее часто называют по месту принятия
– город Эйдсволл в Норвегии),
определив Норвегию как дуалистическую
монархию, имела целью обеспечить
преобладание парламента над королевской
властью. В ней явно прослеживались
более сильные позиции
Современная государственная власть официально распределена между тремя органами власти: Стортингом (законодательная власть), Правительством (исполнительная власть) и судом [11].
Как ранее было сказано, Норвегия – конституционная монархия, во главе которой с 17 января 1991 г. стоит король – Харальд V (сын Улафа V, династии Глюксбургов), являющийся главой государства и исполнительной власти. Король, формально наделен значительными полномочиями: назначает правительство, возглавляет вооруженные силы, осуществляет все политические назначения, присутствует на всех церемониях и ведет (вместе с наследным принцем) формальные еженедельные заседания Государственного совета (правительства). Он так же осуществляет связь между тремя ветвями власти. Монархия наследственная, и с 1990 г. трон переходит к старшему сыну или дочери.
Правительственные решения формально принимаются Королем на Государственном Совете каждую пятницу. Все королевские Декреты должны быть подписаны Королем, а так же заверены подписью премьер-министра [11].
Исполнительная власть принадлежит
премьер-министру (Йенсу Стольтенбергу
с 2005 г.), действующему от имени короля.
Кабинет министров состоит из
премьер-министра и 16 министров, возглавляющих
соответствующие департаменты. Но,
у норвежского правительства, в
особенности у главы кабинета
министров намного меньше полномочий,
чем в других западных странах.
Правительство несет
Стортинг (норвежский национальный Парламент) является высшим политическим органом власти в стране со времени введения парламентаризма в 1884 г. Выборы в Стортинг проводятся каждые четыре года. Стортинг избирается по партийным спискам каждой из 19 областей (фюльке) [11]. Парламент Норвегии возглавляет президент, которым с 2009г. был назначен представитель Рабочей партии - Даг Терье Андерсен. Для каждого члена Стортинга избирается заместитель. Таким образом всегда имеется замена отсутствующим и членам Стортинга, вошедшим в состав правительства.
Стортинг – однопалатный парламент, если исходить из того, что в него все депутаты выбираются одновременно. 125 депутатов (3/4 состава Стортинга) образуют Одельстинг (нижняя палата), 44 депутата – Лагтинг (верхняя палата). Законопроекты сначала рассматриваются в Одельстинге, а затем в Лагтинге. Если после двукратного обсуждения в палатах не удается достичь единого мнения по поводу законопроекта, то он выносится на пленарное заседание Стортинга. Основная часть работы Стортинга проводиться в 13 постоянных комитетах, задачей которых является изучение предложений правительства и парламентских фракций. Стортинг, одельстинг и лагтинг избирают каждый своего президента и вице-президента. Они образуют президентский совет Стортинга, таким образом, из 6 членов парламента [11].
Большинство членов Стортинга могут использовать вотум недоверия с целью отставки Правительства или отдельного министра. Предложение о вотуме недоверия может внести любой член Стортинга, а Правительство, в свою очередь, вправе просить о вотуме доверия. В том случае, если Правительство нарушило закон или действия Правительства противоречили Конституции, стортинг может начать процедуру импичмента. Однако на практике таких случаев не было.
Стортинг контролирует два
основных инструмента власти: принятие
законов и утверждение
Стортинг осуществляет контроль
над действиями Правительства. Важнейшими
инструментами контроля являются объявления
вотума недоверия, обращение в суд
с требованием об импичменте, проверки
со стороны Счетной Палаты и система
парламентских вопросов и интерпелляций.
Во время «Часа вопросов» (заседание
Стортинга, на котором министры отвечают
на вопросы, задаваемые членами Стортинга),
члены Стортинга могут
По результату последних выборов, состоявшихся в сентябре 2009 г., победу одержала левоцентристская коалиция, в состав которой вошли «Норвежская рабочая партия» (набрала 35,4% голосов избирателей, и получила 86 мест в парламенте из 169), «Партия прогресса» (сумела набрать 22,9% голосов), «Консервативная партия» (набрала 17,2% голосов), «Социалистическая левая партия» (набрала 6,2% голосов), «Партия центра» (набрала 6,2% голосов), «Христианско-демократическая партия» (набрала 5,5% голосов) и «Левая партия» (набрала 3,9% голосов) [17].
Избирательным правом в Норвегии наделены все граждане, достигшие 18 лет и проживающие в стране не менее 5 лет. Для выдвижения в Стортинг граждане должны проживать в Норвегии не менее 10 лет и к моменту выборов иметь место жительство в данном избирательном округе [11].
Судебная система является
относительно независимой государственной
властью. С политической точки зрения,
суды играют двоякую роль. Во-первых,
суды через свою судебную практику
содействуют осуществлению
Судебная система может пересматривать законы, принятые Стортингом, а может отклонить их, если они противоречат Конституции. Как правило, систему судов называют третьей государственной властью. Она состоит из: Верховного суда, Специального проверочного апелляционного комитета Верховного суда, окружных судов или судов второй инстанции, судов первой инстанции, примирительных комиссий и судов по особым делам. Норвегия разделена на 6 судебных территорий и на 15 судебных округов [11].
В административно-
Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Они несут ответственность за систему начального и среднего образования, социальные услуги, муниципальные дороги, водообеспечение и канализационную систему.
Округи представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен Средневековья и викингов, когда местные окружные советы обладали значительной властью.
Во главе округов и
муниципалитетов находятся
Участие граждан в политической жизни страны проявляется при политических выборах и при вступлении в различные организации. Среднестатистический норвежец является членом как минимум четырех организаций, а 70% взрослого населения страны состоит хотя бы в одной организации. Явка на избирательные участки в среднем составляет 80% от общего количества избирателей. Совершеннолетними считаются все граждане, достигшие 18-ти летнего возраста [8].
В Норвегии существует многопартийная система. В 2009 г. в норвежский парламент прошли такие партии [17]:
«Норвежская рабочая партия» (НРП) – социал-демократическая, входит в Социнтерн и провозглашает принципы демократического социализма. Лидер партии - Йенс Стольтенберг (прьемьер-министр). НРП была основана в 1887 г. и претендовала на роль радикальной альтернативы по отношению к политическому эстеблишмэнту. В 1928 г. впервые сформировала правительство, которое продержалось у власти 2 недели. В 1935 г. вновь пришла к власти и сохранила ее до 1965 г. В этот период партия выступала за расширение государственного регулирования экономики и социальной сферы, обеспечение полной занятости, сокращение рабочего времени, снижение налогов на лиц с низкими или средними доходами, а так же развитие производственной демократии. В 1980-1990е НРП проводила политику жесткой экономии, приватизировала часть государственного сектора и сфер услуг, и сократили прогрессивность налогообложения. Это послужило причиной поражения партии на выборах 2001 г. На выборах 2009 г. НРП набрала 35,4% голосов избирателей и получила 86 мест из 169 в Стортинге, при этом для формирования правительства необходимо 85 мест [1].
«Партия прогресса» (ПП)
– норвежская либерально-
«Консервативная партия» (КП) – норвежская консервативная политическая партия, основана в 1884 г., после введения в Норвегии парламентаризма. С 2004 г. во главе партии стоит Эрна Сульберг. Идеология партии базируется на определенных принципах и традициях. Необходимость сохранять все самое лучшее, но при этом не прекращать развиваться. Так же не следует сохранять ненужное и бесполезное. Политика партии базируется на трех важнейших ценностях : свобода (объясняют тем, что у каждого индивидуальный характер и человеку необходима охрана свободы личности и снижение влияния государства на личность; основной задачей политики видят обеспечение основных прав и свобод человека), ответственность (свобода не представляется политикам без ответственности; государство обязано защищать права людей, которые не способны сами сделать это) и разнообразие (партия уважает право людей на то, что бы жить соответственно своему характеру, складу ума, традициям; предоставление равных возможностей для всех). На выборах 2009 г. ПП набрала 17,2% голосов избирателей [17].
«Социалистическая левая
партия» (СЛП) – образована
в 1975 г. на основе объединения
«Социалистической народной
«Партия центра» (ПЦ)
– создана в 1920 г. как политическое
крыло фермерского движения. До 1959
г. носила название «
«Христианско-демократическая
партия» (ХДП) так же известна
как Христианская народная
«Левая партия» (ЛП) - норвежская либеральная политическая партия, основа в 1884 г. (является старейшей политической партией страны). Выступает с позиции социал-либерализма, были проведены реформы в сферах парламентаризма, религии, системе присяжных и всеобщего избирательного права. ЛП занимается четырьмя основными вопросами: окружающая среда, малый бизнес, социальная ответственность и образование. Лидером партии является Трина Скай Гранде. На выборах 2009г. левая партия набрала 3,9 % голосов [17].
Информация о работе Политико-географическая характеристика Норвегии