Политико-географическая характеристика Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексная политико-географическая характеристика Норвегии, которая и определяет место и роль данного государства в системе региональных и глобальных политических и экономических связей.

Содержание

Глава 1. Оценка территории Норвегии и ее хозяйственного
комплекса………………………………………………………………5
Глава 2. Политическое устройство Норвегии………………………18
Глава 3. Место Норвегии на политической карте мира……………28
Заключение……………………………………………………………36
Список изученных источников……………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

норвегия.docx

— 80.40 Кб (Скачать документ)

Третий, современный период определяет Норвегию как парламентарную монархию, как государство с развитыми  демократическими институтами, государство, признающее себя частью мировой экономической  и политической системы.

Эйдсвольская Конституция ( ее часто называют по месту принятия – город Эйдсволл в Норвегии), определив Норвегию как дуалистическую монархию, имела целью обеспечить преобладание парламента над королевской  властью. В ней явно прослеживались более сильные позиции парламента – Стортинга, по сравнению со шведским Риксдагом по Конституции 1809 г. Норвежская буржуазия, дворянство и чиновничество  видели в Стортинге орган, представляющий их интересы, опасаясь усиления влияния  шведских правящих кругов через шведского  короля [18].

Современная государственная  власть официально распределена между  тремя органами власти: Стортингом (законодательная власть), Правительством (исполнительная власть) и судом [11].

Как ранее было сказано, Норвегия – конституционная монархия, во главе которой с 17 января 1991 г. стоит  король – Харальд V (сын Улафа V, династии Глюксбургов), являющийся главой государства и исполнительной власти. Король, формально наделен значительными полномочиями: назначает правительство, возглавляет вооруженные силы, осуществляет все политические назначения, присутствует на всех церемониях и ведет (вместе с наследным принцем) формальные еженедельные заседания Государственного совета (правительства). Он так же осуществляет связь между тремя ветвями власти. Монархия наследственная, и с 1990 г. трон переходит к старшему сыну или дочери.

Правительственные решения  формально принимаются Королем  на Государственном Совете каждую пятницу. Все королевские Декреты должны быть подписаны Королем, а так же заверены подписью премьер-министра [11].

Исполнительная власть принадлежит  премьер-министру (Йенсу Стольтенбергу  с 2005 г.), действующему от имени короля. Кабинет министров состоит из премьер-министра и 16 министров, возглавляющих  соответствующие департаменты. Но, у норвежского правительства, в  особенности у главы кабинета министров намного меньше полномочий, чем в других западных странах.  Правительство несет коллективную ответственность за проводимую политику, хотя каждый имеет право публично выражать несогласие по тому или иному  поводу. Члены кабинета министров  утверждаются партией большинства  или коалицией в парламенте –  Стортинге. Они могут участвовать  в парламентских прениях, но не имеют  права голоса. Посты государственных  служащих предоставляются после  прохождения конкурсных экзаменов. Согласно традиции, премьер-министр, министр  иностранных дел (Йонас Гар Стере) и министр финансов(Сигбьерн Юнсен) являются самыми высокими чинами в  правительстве [2].

Стортинг (норвежский национальный Парламент) является высшим политическим органом власти в стране со времени введения парламентаризма в 1884 г. Выборы в Стортинг проводятся каждые четыре года. Стортинг избирается по партийным спискам каждой из 19 областей (фюльке) [11]. Парламент Норвегии возглавляет президент, которым с 2009г. был назначен представитель Рабочей партии -  Даг Терье Андерсен. Для каждого члена Стортинга избирается заместитель. Таким образом всегда имеется замена отсутствующим и членам Стортинга, вошедшим в состав правительства.

Стортинг – однопалатный парламент, если исходить из того, что  в него все депутаты выбираются одновременно. 125 депутатов (3/4 состава Стортинга) образуют Одельстинг (нижняя палата), 44 депутата – Лагтинг (верхняя палата). Законопроекты сначала рассматриваются в Одельстинге, а затем в Лагтинге. Если после двукратного обсуждения в палатах не удается достичь единого мнения по поводу законопроекта, то он выносится на пленарное заседание Стортинга. Основная часть работы Стортинга  проводиться в 13 постоянных комитетах, задачей которых является  изучение предложений правительства и парламентских фракций. Стортинг, одельстинг и лагтинг избирают каждый своего президента и вице-президента. Они образуют президентский совет Стортинга, таким образом, из 6 членов парламента [11].

Большинство членов Стортинга  могут использовать вотум недоверия  с целью отставки Правительства  или отдельного министра. Предложение  о вотуме недоверия может внести любой член Стортинга, а Правительство, в свою очередь, вправе просить о  вотуме доверия. В том случае, если Правительство нарушило закон или  действия Правительства противоречили  Конституции, стортинг может начать процедуру импичмента. Однако на практике таких случаев не было.

Стортинг контролирует два  основных инструмента власти: принятие законов и утверждение государственного бюджета. Большинство законопроектов и проектов выносятся Правительством на рассмотрение в Стортинг.

Стортинг осуществляет контроль над действиями Правительства. Важнейшими инструментами контроля являются объявления вотума недоверия, обращение в суд  с требованием об импичменте, проверки со стороны Счетной Палаты и система  парламентских вопросов и интерпелляций. Во время «Часа вопросов» (заседание  Стортинга, на котором министры отвечают на вопросы, задаваемые членами Стортинга), члены Стортинга могут адресовать вопросы напрямую Правительству, а  отвечать на них должен соответствующий  министр [11].

По результату последних  выборов, состоявшихся в сентябре 2009 г., победу одержала левоцентристская коалиция, в состав которой вошли  «Норвежская рабочая партия» (набрала 35,4% голосов избирателей, и получила 86 мест в парламенте из 169), «Партия прогресса» (сумела набрать 22,9% голосов), «Консервативная партия» (набрала 17,2% голосов), «Социалистическая левая партия» (набрала 6,2% голосов), «Партия центра» (набрала 6,2% голосов), «Христианско-демократическая партия» (набрала 5,5% голосов) и «Левая партия» (набрала 3,9% голосов) [17].

Избирательным правом в Норвегии наделены все граждане, достигшие 18 лет  и проживающие в стране не менее 5 лет. Для выдвижения в Стортинг граждане должны проживать в Норвегии не менее 10 лет и к моменту выборов  иметь место жительство в данном избирательном округе [11].

Судебная система является относительно независимой государственной  властью. С политической точки зрения, суды играют двоякую роль. Во-первых, суды через свою судебную практику содействуют осуществлению законов, принимаемых Стортингом, а во-вторых, они осуществляют контроль за соблюдением  законодательными и исполнительными  органами власти принятых законов.

Судебная система может  пересматривать законы, принятые Стортингом, а может отклонить их, если они  противоречат Конституции. Как правило, систему судов называют третьей  государственной властью. Она состоит  из: Верховного суда, Специального проверочного апелляционного комитета Верховного суда, окружных судов или судов второй инстанции, судов первой инстанции, примирительных комиссий и судов  по особым делам. Норвегия разделена  на 6 судебных территорий и на 15 судебных округов [11].

В административно-территориальном  отношении Норвегия разделена на 19 округов и 430 муниципалитета (по данным на 2009 г.) [11]. Окружные власти и муниципальные советы самоуправления делегируются государством, их права и обязанности представлены законодательством, а не Конституцией. Государственная власть на местном уровне напрямую представлена окружными губернаторами.

Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной  администрации. Они несут ответственность  за систему начального и среднего образования, социальные услуги, муниципальные  дороги, водообеспечение и  канализационную  систему.

Округи представляют собой  традиционное административное деление, сохранившееся со времен Средневековья  и викингов, когда местные окружные советы обладали значительной властью.

Во главе округов и  муниципалитетов находятся выборные советы, члены которого избираются сроком на четыре года. Над окружными  советами стоит областной совет, который избирается прямым голосованием. Органы местного управления располагают  большими средствами, имея право самостоятельного налогообложения. Эти средства направляются в  сферы образования, здравоохранения  и социального обеспечения, а  также в развитие инфраструктуры. Полиция подчиняется государственному департаменту юстиции, а некоторые  властные полномочия сосредоточены  на областном уровне. Архипелаг Шпицберген (административный орган Свальбард) управляется находящимся там  губернатором.   

Участие граждан в политической жизни страны проявляется при  политических выборах и при вступлении в различные организации. Среднестатистический норвежец является членом как минимум  четырех организаций, а 70% взрослого  населения страны состоит хотя бы в одной организации. Явка на избирательные  участки в среднем составляет 80% от общего количества избирателей. Совершеннолетними  считаются все граждане, достигшие 18-ти летнего возраста [8].

В Норвегии существует многопартийная система. В 2009 г. в норвежский парламент  прошли такие партии [17]:

«Норвежская рабочая партия» (НРП) – социал-демократическая, входит в Социнтерн и провозглашает  принципы демократического социализма. Лидер партии  - Йенс Стольтенберг (прьемьер-министр). НРП была основана в 1887 г. и претендовала на роль радикальной  альтернативы по отношению к политическому  эстеблишмэнту. В 1928 г. впервые сформировала правительство, которое продержалось у власти 2 недели. В 1935 г. вновь пришла к власти и сохранила ее до 1965 г. В этот период партия выступала  за расширение государственного регулирования  экономики и социальной сферы, обеспечение  полной занятости, сокращение рабочего времени, снижение налогов на лиц  с низкими или средними доходами, а так же развитие производственной демократии. В 1980-1990е НРП проводила  политику жесткой экономии, приватизировала  часть государственного сектора  и сфер услуг, и сократили прогрессивность  налогообложения. Это послужило  причиной поражения партии на выборах 2001 г. На выборах 2009 г. НРП набрала 35,4% голосов избирателей и получила 86 мест из 169 в Стортинге, при этом для формирования правительства  необходимо 85 мест [1].

 «Партия прогресса» (ПП) – норвежская либерально-консервативная  политическая партия. Основана в  1973 г. под руководством Андерса  Ланге, в качестве оппозиции  политике правящей Норвежской  рабочей партии. Партия призывает  к сокращению государственных  расходов, в том числе на социальные  нужны, к ограничению правительственной  бюрократии, приватизации и к  снижению иммиграции в Норвегию. В 2006 г. новой главой ПП была  избрана Сив Йенсен. В 2009 г.  партия сумела набрать 22,9% голосов  избирателей [17].

«Консервативная партия» (КП) – норвежская консервативная политическая партия, основана в 1884 г., после введения в Норвегии парламентаризма. С 2004 г. во главе партии стоит Эрна Сульберг. Идеология партии базируется на определенных принципах и традициях. Необходимость  сохранять все самое лучшее, но при этом не прекращать развиваться. Так же не следует сохранять ненужное и бесполезное. Политика партии базируется на трех важнейших ценностях : свобода (объясняют тем, что у каждого индивидуальный характер и человеку необходима охрана свободы личности и снижение влияния государства на личность; основной задачей политики видят обеспечение основных прав и свобод человека), ответственность (свобода не представляется политикам без ответственности; государство обязано защищать права людей, которые не способны сами сделать это) и разнообразие (партия уважает право людей на то, что бы жить соответственно своему характеру, складу ума, традициям; предоставление равных возможностей для всех). На выборах 2009 г. ПП набрала 17,2% голосов избирателей [17].

 «Социалистическая левая  партия» (СЛП) – образована  в 1975 г. на основе объединения  «Социалистической народной партии»  (создана противниками НАТО и  сторонниками нейтралитета Норвегии, отколовшихся от НРП в 1961г.) и ряда других левых партий, создавших в 1973 г. Социалистический  избирательный союз. Лидер партии  – Кристин Хальворсен. СЛП выступала  за проведение политики мира  и разоружения, за уменьшение  экономического неравенства и  сокращение безработицы, ограничения  крупного частного предпринимательства,  развития и демократизацию государственного  сектора, активную социальную  политику и расширение полномочий  местного самоуправления. СЛП уделяет  внимание проблемам образования,  а так же защиты окружающей  среды и называет себя «лево-зеленой»  партией. Возражает против членства  Норвегии в ЕС, осудила отправку  западных войск в Афганистан  в 2001 г. и вооруженную интервенцию  в Ираке во главе с США  в 2003. На выборах в 2009 г. собрала  6,2% голосов [17] .

 «Партия центра» (ПЦ) – создана в 1920 г. как политическое  крыло фермерского движения. До 1959 г. носила название «Крестьянская  партия». Лидер ПЦ – Ослауг  Хага. В настоящие время стремится  опираться на все слои населения,  так же выступает за децентрализацию  политической и экономической власти и капитала, расширения местного самоуправления и защиты окружающей среды. В 1930-е годы в партии были крайне сильны правые настроения, но в последующем ее политика отличалась прагматизмом. Участвовала в буржуазных коалиционных правительствах; решительно возражает против вступления Норвегии в ЕС. На выборах 2009 г. выступала в блоке с левыми партиями, собрала 6,2% [17].

 «Христианско-демократическая  партия» (ХДП)  так же известна  как Христианская народная партия. Была основана в 1933 г. бывшими  членами Либеральной партии (Нильсом  Лавиком). ХДП строит свою политику  на христианских ценностях и  христианско-демократической идеологии.  Христианский взгляд на человека  характеризует всю политику партии,  которая стремится к радикальным  заботам о ближних и справедливому  управлению мировыми ресурсами.  Хорошее общество создается в  процессе взаимодействия между  человеческой личностью, государственными  органами и частными и добровольными  видами деятельности. ХДП на выборах  2009 г. набрала 5,5% голосов [17].

«Левая партия» (ЛП)  - норвежская либеральная политическая партия, основа в 1884 г. (является старейшей политической партией страны). Выступает с позиции  социал-либерализма, были проведены  реформы в сферах парламентаризма, религии, системе присяжных и  всеобщего избирательного права. ЛП занимается четырьмя основными вопросами: окружающая среда, малый бизнес, социальная ответственность и образование. Лидером партии является Трина Скай  Гранде. На выборах 2009г. левая партия набрала 3,9 % голосов [17].   

Информация о работе Политико-географическая характеристика Норвегии