Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексная политико-географическая характеристика Норвегии, которая и определяет место и роль данного государства в системе региональных и глобальных политических и экономических связей.
Глава 1. Оценка территории Норвегии и ее хозяйственного
комплекса………………………………………………………………5
Глава 2. Политическое устройство Норвегии………………………18
Глава 3. Место Норвегии на политической карте мира……………28
Заключение……………………………………………………………36
Список изученных источников……………………………………..37
Итак, Королевство Норвегия
– является конституционной монархией
с парламентской
ГЛАВА 3 МЕСТО НОРВЕГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА
Норвегия – небольшая страна, которая в силу географического положения и зависимости от мировой торговли активно участвует в международной жизни.
Северные регионы являются одними из наиболее важных регионов стратегического приоритета Норвегии. Их главная цель заключается в том, что бы обеспечить устойчивый рост и развитие северных регионов через дальнейшее укрепление международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и научных исследований.
Предпосылка стратегии правительства Норвегии в северных регионах – в растущем международном интересе к Арктике и прилегающих районах Норвегии на севере. Вследствие глобальных изменений климата на севере отступает полярный лёд. Эти значительные изменения вызывают большой интерес к региону исследователей климата со всего мира.
Исчезновение льда означает, что Арктика станет более доступной для деятельности человека. На севере есть крупные морские месторождения нефти и газа, расположенные в основном на российской стороне. Новые и более короткие судоходные пути через Северный Ледовитый океан дадут возможность открыть судоходство между Азией и Европой, Северной Америкой. Развитие идёт быстрыми темпами, встают значительные задачи и открываются большие возможности по управлению регионом. Пять арктических стран – Канада, Дания (через Гренландию), Норвегия, Россия и США предъявляют претензии на Арктику и таким образом конкурируют за доступ к огромным природным ресурсам [12].
Для определения курса в декабре 2006 г.
была представлена «отдельная стратегия правительства
Норвегии в северных регионах»[5]. Контроль за её исполнением
осуществляется под руководством Министерства
иностранных дел Норвегии. В марте 2009
г. правительство представило свой план
по контролю за выполнением стратегии
развития северных регионов «Новые структурные элементы
на севере»[5]. К этому времени большинство
мероприятий, предусмотренных стратегией
2006 года, были проработаны и реализованы.
В стратегии развития северных регионов
2006 года выделяется семь приоритетных
направлений: осуществление полномочий,
развитие знаний, управление окружающей
средой и природными ресурсами, нефтяная
и газовая деятельность, обеспечение основ
существования коренных народов, сотрудничество
между людьми («лицом к лицу») и сотрудничество
с Россией. Стратегия определяет 22 инициативы,
охватывающие широкий спектр вопросов
и предусматривающие участие многих министерств[12].
В документе по дальнейшему развитию Новые структурные элементы на севере, представленном в марте 2009 года, определены следующие основные приоритеты дальнейшей работы:
В ближайшем будущем норвежское правительство собирается провести ряд конкретных мероприятий, например: открыть центр климата и окружающей среды в Тромсё, выяснить возможность приобретения научно-исследовательского судна для плавания во льдах и создание для морских регионов комплексной системы мониторинга и оповещения, начало широких морских биологических изысканий. Сроки их реализации будут рассматриваться в текущем порядке и следовать из представляемого правительством Стортингу ежегодного бюджета [12].
По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере, норвежско-российские отношения будут всегда иметь два весомых измерения:
Первое – соседское. Самым важным для связей между Норвегией и Россией является развитие северных регионов, в центре которого стоит двустороннее измерение, здесь оно укрепляется, развивается и углубляется, здесь у стран остаются противоречия интересов, но здесь они так же расширили опыт в их решении. В целом развитие движется в верном направлении.
Второе измерение касается
Соседские отношения с Россией,
Норвегия до сих пор не является членом ЕС, хотя на протяжении многих лет рассматривался этот вопрос. Рабочая партия во главе с Брутланд вновь сформировала правительство меньшинства, которое в 1992 г. возобновило переговоры о вступлении Норвегии в ЕС [20].
На выборах 1993г. Рабочая партия осталась у власти, но не получила большинства мест в парламенте. Консерваторы — от самых правых (Партия прогресса) до самых левых (Народная социалистическая партия) — все более утрачивали свои позиции. Партия центра, выступавшая против вступления в ЕС, получила втрое больше мест и выдвинулась на второе место по влиянию в парламенте [7].
Новое правительство вновь поставило на обсуждение вопрос о вступлении Норвегии в ЕС. Это предложение активно поддержали избиратели от трех партий — Рабочей, Консервативной и Партии прогресса, живущие в городах на юге страны. Партия центра, выражающая интересы сельского населения и фермеров, большей частью настроенных против ЕС, возглавила оппозицию, получив поддержку крайних левых и христианских демократов. На всенародном референдуме в ноябре 1994 г. норвежские избиратели, невзирая на положительные итоги голосования в Швеции и Финляндии несколькими неделями раньше, вновь отвергли участие Норвегии в ЕС. В голосовании участвовало рекордно большое число избирателей (86,6%), из них против членства в ЕС высказались 52,2%, а за вступление в эту организацию — 47,8% [12].
В 1990-х г. Норвегия подверглась растущей международной критике в связи с отказом прекратить коммерческий забой китов. В 1996 г. Международная комиссия по рыболовству подтвердила запрет на экспорт продуктов китобойной промышленности из Норвегии [7].
Норвегия активно участвует
в международном
Внешнеэкономические связи играют важнейшую роль в развитии норвежской экономики. Основными торговыми партнёрами Норвегии являются страны ЕС на долю которых традиционно приходится примерно 2/3 её торгового оборота, а на страны Северной Америки – порядка 10%. При этом доля всех европейских стран в норвежском экспорте еще выше – более 70%, что объясняется, прежде всего, поставками на рынок Европы энергоносителей.
Очевидно, что в среднесрочной перспективе доля Евросоюза в норвежской внешней торговле существенно возрастёт по причине вступления в него большого количества европейских стран, занимающих не самые последние места в списке торговых партнеров Норвегии.
Норвегия не входит в Евросоюз, но ее членство в Европейском экономическом пространстве дает ей полный доступ на внутренний рынок ЕС. В настоящее время объем торговли с ЕС составляет около ¾ от общего объема норвежской внешней торговли. [7]
Основные аргументы противников вступления в ЕС:
Норвегия является членом ООН с момента образования этой международной организации в 1945 г. Ее первым Генеральным Секретарем был норвежец Трюгве Ли. ООН всегда была основной формой участия Норвегии в жизни мирового сообщества. Норвегия отдает предпочтение усилиям, направленным на укрепление ООН, на усиление ее роли как гаранта международного правопорядка и системы международной безопасности.
Норвегия активно участвует в проектах ООН для разрабатывания путей повышения эффективности деятельности ООН в социальной и экономической сферах; содействует обеспечению экономического и социального развития в беднейших странах; активно поддерживает меры по усилению роли ООН в предотвращении конфликтов и урегулировании кризисов, а так же различных мирных процессов; развитии демократии и защиты прав человека. Так же Норвегия является одним из крупнейших вкладчиков в фонды и программы ООН [12].
Норвегия является членом НАТО с момента образования альянса в Вашингтоне в 1949 г. Основная задача организации – гарантировать безопасность, свободу и независимость стран-участниц, а также способствовать развитию и укреплению их демократических ценностей и европейских институтов демократии.
Первой самой масштабной миротворческой миссией Североатлантического альянса стало поддержание мира в Афганистане.
После терактов 11 сентября 2001 г. первый
раз в истории НАТО одной из
главных задач альянса стала
борьба с международным терроризмом
и распространением оружия массового
уничтожения. Именно с этим была связана
необходимость
Норвегия
была одной из десяти
В 2009 году Президент Стортинга Норвегии Турбьёрн Ягланд был избран новым Генеральным секретарём Совета Европы. Норвегия председательствовала в Совете в 1989 и 2004 годах. Периоды председательства предоставили Норвегии хорошую возможность для оказания влияния на формирование повестки дня Совета Европы. Реформа европейского суда по правам человека – один из наиболее приоритетных вопросов для Норвегии [12].
Информация о работе Политико-географическая характеристика Норвегии