Развитие и размещение автомобильного транспорта Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:43, контрольная работа

Описание

Тема «Развитие и размещение автомобильного транспорта Российской Федерации» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Транспорт играет большую роль в освоении территорий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Место и значение автомобильного транспорта в структуре единой транспортной системы страны……………………………………………………………………………..4
2. Предпосылки формирования и факторы развития автомобильного транспорта России……………………………………………………………………………………...…9
3. Современная экономическая и техническая характеристика автомобильного транспорта………………………………………………………………………………….12
4. Основные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта………..18
Заключение…………………………………………………………………………………24
Приложения…………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ, ЭК, ГЕОГР, РАСПЕЧ - копия.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)


21

 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Место и значение автомобильного транспорта в структуре единой транспортной системы страны……………………………………………………………………………..4

2. Предпосылки формирования и факторы развития автомобильного транспорта России……………………………………………………………………………………...…9

3. Современная экономическая и техническая характеристика автомобильного транспорта………………………………………………………………………………….12

4. Основные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта………..18

Заключение…………………………………………………………………………………24

Приложения………………………………………………………………………………...25

Библиографический список……………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема «Развитие и размещение автомобильного транспорта Российской Федерации» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Транспорт играет большую роль в освоении территорий.

В данной работе мы попытаемся раскрыть следующие аспекты данной темы:  место и значение автомобильного транспорта в структуре транспортной системе. Развитие автомобильного транспорта. Географию автомобильного транспорта. Экономическую характеристику автомобильного транспорта РФ и современные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место и значение автомобильного транспорта в структуре единой транспортной системы страны

В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность  и целостность. Транспорт в России занимал особое, место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать об  его  исторической роли в становлении и развитии Государства российского.  Редко небо России было мирным и благополучным: революции, войны, голод и  разруха, в годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает, что всякий раз возрождение  нашей страны начиналось с развития транспорта, [1].

Транспорт  в нашей стране  способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и  деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и  областях культуры.

Транспорт принято подразделять на внутрипроизводственный и общего пользования (магистральный). К внутрипроизводственному транспорту относятся железнодорожные подъездные пути, межцехо­вые и внутрицеховые пути, внутренние автомобильные, подвесные и канатные дороги, монорельсовые пути, тракторный и гужевой тран­спорт в сельском хозяйстве и т. д. Это, как правило, технологический транспорт, обеспечивающий перемещение предметов труда внутри предприятий Магистральный транспорт общего пользования обеспечивает транспортно-экономические связи между предприятиями, возникаю­щие в процессе расширенного  капиталистического  производства. К магистральному транспорту относятся железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт и линии электропередачи.

 Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы России:

·        Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.

·        Меридиональное магистральное центральноевропейское  направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

·        Меридиональное  волго-кавказское  магистральное направление «север-юг»  по реке Волга, железнодорожным транспортом и трубопроводным путями, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

  По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям  особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный автомобильный виды транспорта.  Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная  сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов  транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как  в отношении рационализации размещения, так и повышения ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направленно на более плотное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе произ­водственного комплекса страны. Благодаря своей маневренности автомобили перевозят грузы непосредственно от склада отправите­ля до склада получателя без перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют достаточно быстро доставлять и пассажиров, и грузы до конечного пункта. Преимуществами автомобильных пе­ревозок являются большая провозная способность; быстрота дос­тавки грузов и пассажиров; меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с воздушным, водным и желез­нодорожным транспортом.

Большинство грузов, которые ранее перемещались посредст­вом железнодорожного транспорта на короткие расстояния, пере­возятся теперь на автомобилях даже при наличии подъездных же­лезнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство круп­нейших промышленных, гражданских и гидротехнических соору­жений. За автотранспортом утвердилась ведущая роль в работах на строительстве с учетом его мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ на грузовых машинах.

Основным перевозчиком продукции сельского хозяйства к железнодорожным станциям и водным пристаням является ав­томобиль. Большинство товаров и продуктов розничной торгов­ли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомо­бильным транспортом. Значительную долю в грузообороте авто­мобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные пере­возки. К преимуществам городского автобусного транспорта от­носятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и др. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества пе­ред железнодорожными по себестоимости и удельным капитало­вложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км). В некоторых случаях даже при наличии параллельной железной дороги организация автобусного движения оказывается рациональной на маршрутах большой протяженности.

Наряду с отмеченными преимуществами автомобильный транспорт имеет некоторые более низкие технико-экономические показатели по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Один из существенных его недостатков — низкий уровень производительности труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы подвижного соста­ва автомобильного транспорта. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок со­ставляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-об­служивающих рабочих. На автомобильном транспорте значитель­но выше затраты на топливо из-за больших мощностей двигате­лей (на единицу подвижного состава) и высокой стоимости бензина и дизельного топлива.

Стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, приходящаяся на 1 т грузоподъемности, в несколько раз выше, чем на речном или железнодорожном транспорте. Следовательно, для осуществления перевозок автомобильным транспортом на единицу перевозочной работы (при одинаковом среднем расстоя­нии перевозок) требуется больше капиталовложений, чем на же­лезнодорожном или водном виде транспорта.

Автомобили, число которых неуклонно растет, оказывают вредное, а подчас губительное воздействие на окружающую среду. Ежегодно во всем мире автомобили выделяют в воздух миллионы тонн различных веществ, в той или иной мере токсичных, уносят в результате аварий сотни тысяч человеческих жизней, делают миллионы людей калеками.

Таковы факторы, без учета которых нельзя дать сколько-ни- будь достоверный прогноз развития автомобильного парка на ближайшее будущее.

Грузовой автомобильный транспорт мира выполняет 80% об­щего мирового объема грузовых перевозок. Ведущую роль он, по-видимому, сохранит и в обозримой перспективе, однако сле­дует ожидать больших качественных изменений парка. Прежде всего, в нем возрастет доля автомобилей, грузоподъемность которых близка к пределу, допускаемому дорожными условиями. Найдут массовое применение специализированные автопоезда, перевозки грузов в контейнерах и пакетах.

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в РФ в 2010 году увеличился на 5,3% по сравнению с 2009-м – до 425,4 млрд пасс-км, сообщается в материалах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ.

В декабре 2010 года пассажирооборот транспорта составил 31,6 млрд пасс-км, что на 7,1% превышает показатель аналогичного периода 2009-го, но на 6,3% меньше, чем в декабре 2008 года.

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2010-м составил 138,5 млрд пасс-км (снижение на 8,6%), автомобильного (автобусы) – 139,2 млрд пасс-км (рост на 0,1%), воздушного – 146,9 млрд пасс-км (+30,6%).

Наибольший пассажирооборот в 2010 году на транспорте России был отмечен в июле, когда он составил 47,2 млрд пасс-км, а наименьший – в феврале (26,4 млрд пасс-км).

Пассажирооборот воздушного транспорта на международных линиях составил в прошлом году 80,8 млрд пасс-км (рост на 38%), а на внутренних – 55,4 млрд пасс-км (+22,6%).

В материалах также сообщается, что во внутригородском сообщении в 2010-м было выполнено 229,3 млн автобусных рейсов (-3,2%), 38,4 млн троллейбусных (-2,8%), 24,2 млн трамвайных (-3,5%), 5,5 млн рейсов поездов метро (-0,8%). В пригородном сообщении автобусами было выполнено 53 млн рейсов (-3%), [2].

 

 

 

 

 

2. Предпосылки формирования и факторы развития автомобильного

транспорта России

Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород, Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей для “верхушки”. После революции построили в Москве завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками.
Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.

Основную роль в сдвиге и в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Так как немцы вели бомбёжку в Западной части страны, где были сосредоточены некоторые автомобилестроительные заводы, принимается решение частично перенести их в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно- прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод.

Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.

Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техническом уровне наших автомобилей.

Главные причины такого положения - это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руководства научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работ и организации своей деятельности.
Правда, в последнее время многие научно-производственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.

Информация о работе Развитие и размещение автомобильного транспорта Российской Федерации