Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа
Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.
1. Введение 4
2. 1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района. 5
2.1. Общая характеристика Северного экономического района. 7
2.2. Административно – территориальные единицы. 9
2.3. Топливно – энергетические и минеральною сырьевые ресурсы. 11
2.4. Лесные и водные ресурсы.- 13
3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северного экономического района, их роль в российском производственном потенциале. 15
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно – энергетического комплекса. 16
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии. 18
3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса. 19
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса. 21
3.5. Экономико – географическая характеристика строительного комплекса. 22
3.6. Экономико – географическая характеристика лесной деревообрабатывающей и целлюлозно – бумажной промышленности. 22
3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса. 23
3.8. Внешнеторговые перевозки. 25
3.9. Инвестиционный рейтинг Северного района 2009-2010. 26
4. Характеристика транспортной системы Северного района 28
4.1. Общая характеристика транспортной системы. 28
4.2. Железнодорожный транспорт. 30
4.3. Речной транспорт. 31
4.4. Морской транспорт. 31
4.5. Автомобильный транспорт. 32
4.6. Трубопроводный транспорт. 32
5. Заключение 33
6. Список литературы 34
Оглавление
1. Введение 4
2. 1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района. 5
2.1. Общая характеристика Северного экономического района. 7
2.2. Административно – территориальные единицы. 9
2.3. Топливно – энергетические и минеральною сырьевые ресурсы. 11
2.4. Лесные и водные ресурсы.- 13
3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северного экономического района, их роль в российском производственном потенциале. 15
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно – энергетического комплекса. 16
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии. 18
3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса. 19
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса. 21
3.5. Экономико – географическая характеристика строительного комплекса. 22
3.6. Экономико – географическая характеристика лесной деревообрабатывающей и целлюлозно – бумажной промышленности. 22
3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса. 23
3.8. Внешнеторговые перевозки. 25
3.9. Инвестиционный рейтинг Северного района 2009-2010. 26
4. Характеристика транспортной системы Северного района 28
4.1. Общая характеристика транспортной системы. 28
4.2. Железнодорожный транспорт. 30
4.3. Речной транспорт. 31
4.4. Морской транспорт. 31
4.5. Автомобильный транспорт. 32
4.6. Трубопроводный транспорт. 32
5. Заключение 33
6. Список
литературы 34
Хозяйственная
система нашей страны состоит из экономических
районов, представляющих собой территориальные
сочетания производительных сил - производственно-
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
Современный
экономический район – это
целостная территориальная
Развитие производственных сил Северного экономического района и в первую очередь его промышленности традиционно опиралось на использовании ресурсного потенциала. Промышленность играет ведущую роль, в развитии всего хозяйственного комплекса района производя более 80% совокупной продукции концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства.
След производства усугубился отработкой к концу века запасов полезных ископаемых служащих сырьем для химической промышленности вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки потерей крупных государственных заказов на производство оборонного назначения в машиностроении.
Ведущими отраслями промышленности определяющую её рыночную специализацию являются отрасли топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного, машиностроительного, химического. Природно ресурсный потенциал района велик и разнообразен. Минеральные ресурсы представлены запасами каменного угля, нефти, природного газа, гидроэнергетическими ресурсами. Велики запасы алюминиевого титанового сырья железных руд и цветных металлов. Основой экономики района являются крупные местные ресурсы. Особенность производственных условий и климат данного района необычность освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года (“полярный день” и “полярная ночь”). В середине зимы продолжительность полярной ночи на широте Северного полярного круга составляет 24 часа.
В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север Русской равнины, где выделяются обширная Печорская низменность и Тиманския кряж. Реки района (Печора Мезень Онега Северная Двина) относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Район очень богат разнообразными полезными ископаемыми. Добыча гранита мрамора и других строительных материалов началась во времена строительства Петербурга. Месторождение полезных руд и цветных металлов, а также ипатито - нефелиновых руд находятся на Кольском полуострове. Толщи остаточных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем нефтью и газом (республика Коми и шельф Баренцева моря). Еще район богат бокситами (Архангельская область), титаном вольфрамом и другими.
Очень важен принцип
оздоровления экологической обстановки
принятия эффективных мер по охране
природы и рациональному
Законодательная и нормативная база для действия местных экологических ограничений и экосистемам
Ведение системы экологического налогообложения и платежей за природопользование.
Лимиты
потребления природных
Транспортная система Северного района включает все виды современного транспорта. Широко используются водные виды транспорта морской и речной.
Перевозки грузов морским транспортом осуществляется через порты Северо – Западного бассейна. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей через Мурманские и Архангельские порты.
Относительно высокий
уровень развития производственных
сил и многоотраслевая специализация
района предопределяет широкое развитие
транспортной системы и внешних и внутренних
экономических связей.
2. Анализ экономико – географического положения Северного экономического района.
Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности.
Развитие
Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1500 тыс. км2, выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Карельская республика и республика Коми. В нем проживает около 6 млн. чел.
Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, центрального европейского экономического района, Урала, Северо-запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего зарубежья – это Норвегия и Финляндия.
Информация о работе Северный экономический район: экономико-географическая характеристика