Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа
Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.
1. Введение 4
2. 1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района. 5
2.1. Общая характеристика Северного экономического района. 7
2.2. Административно – территориальные единицы. 9
2.3. Топливно – энергетические и минеральною сырьевые ресурсы. 11
2.4. Лесные и водные ресурсы.- 13
3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северного экономического района, их роль в российском производственном потенциале. 15
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно – энергетического комплекса. 16
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии. 18
3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса. 19
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса. 21
3.5. Экономико – географическая характеристика строительного комплекса. 22
3.6. Экономико – географическая характеристика лесной деревообрабатывающей и целлюлозно – бумажной промышленности. 22
3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса. 23
3.8. Внешнеторговые перевозки. 25
3.9. Инвестиционный рейтинг Северного района 2009-2010. 26
4. Характеристика транспортной системы Северного района 28
4.1. Общая характеристика транспортной системы. 28
4.2. Железнодорожный транспорт. 30
4.3. Речной транспорт. 31
4.4. Морской транспорт. 31
4.5. Автомобильный транспорт. 32
4.6. Трубопроводный транспорт. 32
5. Заключение 33
6. Список литературы 34
Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).
Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.
Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн. т. в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.
Важным условием развития производительных сил Северного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно.
Слабое развитие транспорта железных и автомобильных дорог сдерживают развитие Северного экономического района. Поэтому в перспективе есть проект создания Архангельского коридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.
Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.
Размещение транспорта как отрасли материального производства отражает закономерности размещения производительных сил той общественно-экономической формации, потребности которой он обслуживает. Транспорт в своем развитии не только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный фактор процессов общественного воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.
Транспорту принадлежит исключительная роль в формировании экономических районов страны. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами, специализация их на производствах наиболее выгодных в данных условиях.
Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-западного района и соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс. км, или 4,3% эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная часть Северо-западного района, значительная часть Центрального и небольшая часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-западного района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми и частично Владимирскую и Кировскую.
Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга далее Беломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.
Северная дорога
Работа Северной дороги
На севере района
Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд. т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути.
Перевозки грузов морским транспортом осуществляется через порты Северо – Западного бассейна; Мурманск Архангельск, Нарьян-Мар Кандалакша Хатанга, Мезень и Онега. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешне торговых связей через Мурманский и Архангельский порты. В 1997г. в портах Мурманск и Архангельск было переработано 7,6 мил. Т. внешнеторговых перевозок грузов, в то время как производственные мощности Мурманского порта – 90мил.т. в год. Архангельского – 45мил.т.
Северный
экономический район слабо
магистрали федерального значения Санкт-Петербург – Петрозаводск - Мурманск, Москва-Ярославль-Вологда - Архангельск, и федеральная дорога - Новая Ладога-Череповец - Вологда.
Протяженность автодорог района (с твердым покрытием) составляет5,8% от этого показателя, по России в целом объёмы перевозок осуществленные магистральным транспортом в 1997г. составили 22мил.т.
.
Большое развитие получил
Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.
Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.
Информация о работе Северный экономический район: экономико-географическая характеристика