Социально - экономическая модель Швеции и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание

В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В своем реферате я хотел бы рассмотреть эти модели и принципы их устройства. В частности, рассмотреть процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы, изучить более подробно принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем. Ну и самое главное обратить внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определить, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.

Содержание

Введение.
I. Социально – Экономическая модель Швеции.
1. «Шведская модель» социально – экономического развития.

2. Смешанная экономика
2.1 Частный сектор.
2.2 Государственный сектор.
2.3 Кооперативы.

3. Уровень жизни.

II. Социально – Экономическая модель Германии.
1. Цели социального рыночного хозяйства Германии.
1. 1 Современная Германская экономика.

2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности.

3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве.
3.1. Законы, регулирующие конкуренцию.

4. Труд и социальные отношения.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Социально - экономическая модель Швеции и Германии.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Саратовский Государственный  Технический Университет

 

 

Кафедра ЭТУ

 

 

Реферат

 

 

 

Тема: Социально –  экономическая модель Швеции и Германии.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ивашков Ю. А.

Группа эко – 21

Проверил:

Гришунина Л. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2005 год.

Содержание.

 

Введение.

I. Социально – Экономическая модель Швеции.

1. «Шведская  модель» социально – экономического  развития.

 

2. Смешанная экономика

2.1 Частный  сектор.

2.2 Государственный  сектор.

2.3 Кооперативы.

 

3. Уровень жизни.

 

II. Социально – Экономическая модель Германии.

1. Цели социального рыночного хозяйства Германии.

1. 1 Современная  Германская экономика.

 

2. Правовые  основы экономической жизни. Право  собственности.

 

3. Роль конкуренции в  социальном хозяйстве.

3.1. Законы, регулирующие конкуренцию.

 

      4. Труд и социальные отношения.

 

      Заключение.

 

      Список литературы. 
Введение.

          В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В своем реферате я хотел бы рассмотреть эти модели и принципы их устройства. В частности, рассмотреть процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы, изучить более подробно принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем. Ну и самое главное обратить внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определить, как решается проблема социальной защищенности в этих странах. 
I. Социально – Экономическая модель Швеции.

1. «Шведская модель» социально – экономического развития.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как  одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Другая характерная  черта послевоенной Швеции – специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит  из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель – это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного  толкования.

Основными целями модели, как уже  отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) * у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом – активный ее сторонник.

На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания –

“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической  системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция – угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. Непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность. 

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к  очень большой роли государства  в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”

 

2. Смешанная экономика

 

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу  фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.

Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

 

2.1 Частный сектор

Ведущую роль в производстве товаров  и услуг в Швеции  играет частный  сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно  и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам – с 47% в 1975 г. До 21% в 1985 г., в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился – с 53% в 1975г. До 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров – с 70% в 1951 г. До примерно 20% в 1985 г. – вследствие, прежде всего высоких  ставок налогов на доходы и собственность.

 

            Таким образом, институциональная собственность в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций – учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 г. Приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво”- значительную часть “Фармасия” и “Стура” – “Суидиш мэтч”.

Вместе с тем  резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. Различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах  под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. Вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. Налоговая скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 г. На эти инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.

        Экономика  Швеции характеризуется высоким  уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%. При этом рост концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится  по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В  последние  годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 г. Среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз”  (15 млрд. долл. Против 102 млрд. долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”),  черная металлургия (“Свенска столь”), электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му ок Думше” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).

         В Швеции сложился наиболее  мощный финансовый капитал среди  стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны – “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны – автомобильным концерном “Вольво”.

             

 

2.2 Государственный сектор.

 

Важнейшая роль государственного сектора  в Швеции – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная  собственность – разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора  может измерятся в таких показателях, как удельный вес государственных  расходов, потребления, налогов в  ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. В нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения – 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г.  Она возросла с 33% в 1960 г. До 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. И 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно – в Швеции.

Информация о работе Социально - экономическая модель Швеции и Германии