Социально - экономическая модель Швеции и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание

В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В своем реферате я хотел бы рассмотреть эти модели и принципы их устройства. В частности, рассмотреть процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы, изучить более подробно принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем. Ну и самое главное обратить внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определить, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.

Содержание

Введение.
I. Социально – Экономическая модель Швеции.
1. «Шведская модель» социально – экономического развития.

2. Смешанная экономика
2.1 Частный сектор.
2.2 Государственный сектор.
2.3 Кооперативы.

3. Уровень жизни.

II. Социально – Экономическая модель Германии.
1. Цели социального рыночного хозяйства Германии.
1. 1 Современная Германская экономика.

2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности.

3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве.
3.1. Законы, регулирующие конкуренцию.

4. Труд и социальные отношения.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Социально - экономическая модель Швеции и Германии.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

4. Обеспечение экономической и  социальной стабильности.

Порядок, регулирующий конкуренцию, не должен ставить под удар еще одну цель – достижение определенной степени  экономической и социальной стабильности. Следовательно, конкуренция не должна быть настолько интенсивной, чтобы, например, вызвать колебания занятости или постоянно приводить к перепадам в работе сельского хозяйства. Процесс конкуренции должен осуществляться умерено и под контролем, прежде всего в социальной сфере, чтобы в результате такой конкуренции минимальное число людей было лишено средств к существованию или остались безработными. Поэтому, в частности, возможности увольнения работающих весьма ограничены и поэтому же, наряду с другими причинами, стабилизируются цены в сельском хозяйстве.

5. Достижение и обеспечение социальной  справедливости.

Эта цель достигается с помощью  конкуренции несколькими способами:

    • Поскольку конкуренция обеспечивает большее возрастание социального продукта, чем любой другой принцип организации, создаются большие возможности для социального перераспределения, т.е. для углубленной реализации принципа социальной справедливости.
    • Если общество отдает предпочтение справедливости по труду, дополняемой справедливостью по потребности, конкуренция способствует углублению справедливости в той мере, в какой конкуренция распределяет доходы по продуктивному вкладу отдельных факторов в создание социального продукта.
    • Социальная справедливость – это не только справедливость в сфере распределения. Она включает в себя также требования к государству о равномерном распределении услуг, прав и обязанностей, которые государство предоставляет или возлагает на своих граждан. Равные права для всех в экономической сфере означают, что все должны обладать правом добиваться социального и профессионального положения в соответствии со своей пригодностью, а при соответствующем подтверждении своих реальных возможностей и занимать это положение.

В условиях такой общественной системы  вероятность реализации справедливого  порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.

3.1. Законы, регулирующие конкуренцию.

 

Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь одной  и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.

  1. Закон о недобросовестной конкуренции.

Данный закон ставит своей целью  обеспечение и защиту добросовестной конкуренции, а так же борьбу с  ее негативными проявлениями. Он защищает от недобросовестных действий конкурента, за которые на последнего может быть возложено обязательство по возмещению нанесенного ущерба. Недобросовестными считаются такие действия как:

    • Воздействие на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
    • Подделка чужих товарных знаков;
    • Доставка незаконных товаров, ставящая получателя в неприятное и затруднительное положение;
    • Сравнительная реклама с элементами критики в адрес конкурента;
    • Утверждение и распространение сомнительных сведений о конкуренте;
    • Бойкот, т.е. происходящее по инициативе третьих лиц изолирование хозяйственного субъекта от привычных деловых отношений.
    • Сбивание цен при разрешенных законом единых картельных ценах.

И другие подобные действия.

2. Закон о правовом регулировании  Общих условий заключения сделок.

Данный закон представляет собой  значительный аспект политики защиты прав потребителя. В своей главной части закон объявляет недействующими положения, «если они, бросая вызов заповедям добросовестного поведения, неподобающим образом наносят ущерб партнеру по договору» и не допускает включения в текст соглашения положений, которые, судя по обстоятельствам настолько необычны, что «предусмотренный договором партнер потребителя не обязан с ними считаться».

3. Закон о скидках.

Этот закон регулирует размеры  допустимой скидки для конечного  потребителя. Как правило, они составляют не более 3%. Цель закона состоит в том, чтобы дать потребителю четкие сопоставления цен, которые оказываются искаженными, если скидки при продаже конечному потребителю будут существенно отличаться друг от друга. Допущение безграничной конкуренции в установлении скидки привело бы к конкуренции в установлении скидки вместо конкуренции в области цен.

4. Положение о премиях, прилагаемых  к покупкам.

«Премия» в данном случае – это  товар или услуга, которую потребитель  получает как приложение к покупаемому товару с целью содействия сбыту. Подобно тому, как закон о скидках нацелен на то, чтобы цена и качество оставались преобладающими средствами конкуренции и не маскировались другими дополнительными услугами, положение о премиях служит предотвращению завуалированной подачи основного результата труда путем предоставления дополнительных услуг в виде премий к покупкам. Поэтому премии должны пропорционально соотноситься с основным результатом труда и допустимы лишь в определенном случае.

5. Закон о товарных знаках.

Данный закон играет очень важную в конкуренции роль, а именно, обеспечивает обладателю товарного  знака или марки защиту от его  подделки или злоупотребления им другими лицами. Тем самым покупатель одновременно получает гарантию происхождения товара.

6. Закон о патентах.

В соответствии с этим законом патенты  выдаются на новые изобретения, могущие  получить промышленное использование. Согласно положению о патентах только обладатель патента в праве определять техническую сферу использования  предмета изображения, запускать его в производство, тиражировать на коммерческой основе или использовать практически. Экономическое значение этого закона состоит в предоставлении изобретателю или собственнику изобретения сроком не менее 20 лет защищенной законом монополии на использование своего изобретения или технологии.

В Германии определены следующие принципу, которым должна отвечать конкуренция:

    • Добросовестность;
    • Акцент на конкуренцию в области цен и качества;
    • Четко выраженные достоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в отношении отличий конкретного предложения от предложений других фирм;
    • Дифференциация продукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;
    • Сдерживание конкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентами юридически признанных монополий.

Большинство политических установок  и доминирующие в Германии механизмы  по охране конкуренции нашли отражение  в законе от 1957 г. О запрете ограничений конкуренции. Этот закон в Германии не имел «предшественников» и означал разрыв с существовавшей десятилетиями правовой традицией картелей.

 

4. Труд и социальные отношения.

 

Одной из самых важных задач порядка  в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение  того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

  1. Нормирование защиты работающих по найму:
    • Защита от опасностей или охрана труда;
    • Гарантии в отношении длительности рабочего времени;
    • Гарантированность рабочего места.
  2. Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы:
    • Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные предприятии я с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и работников
    • Закон об участие работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;
    • Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.
  3. Нормирование в области рынка труда:
    • Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система обеспечения занятости;
    • Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;
    • Страхование и выплаты по безработице;
    • Политика полной занятости.
  4. Система социального страхования:
    • Страхование от несчастного случая;
    • Страхование на случай болезни;
    • Пенсионное страхование рабочих и служащих;
    • Пенсионное страхование лиц, неработающих по найму;
  5. Социальная помощь.
  6. Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.
  7. Помощь семьям.
  8. Помощь в получении образования.
  9. Трудовые и социальны суды.

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам  социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.

 

Заключение:

          В своем реферате я рассмотрел модели социально – экономического развития Швеции и Германии. Миф об идеальности этих стран слишком преувеличен. В рассматриваемых странах также есть свои проблемы занятости, экономического роста, государственного вмешательства в экономику, нехватки высококвалифицированных кадров, борьба с бедностью и т. д. Однако, правительство этих стран проводит активную политику по решению и устранению этих проблем.

          Я считаю, что правительство нашей страны могло бы обратить внимание на опыт этих стран, на те проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться. Но модели этих государств нельзя полностью переносить в России, полное их копирование неприемлемо для нас. Каждое государство должно найти свой единственный и верный путь развития с учетом национальных, географических, геополитических и экономических особенностей. Россия на данном этапе своего развития находится в поиске, хотя все более четко вырисовываются определенные перспективы.

 

Список литературы:

  1. Волков А.М. “Швеция: социально-экономическая модель”  М. ”Мысль” 1991г.
  2. Хайнц Ламперт, Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1994г;
  3. А.И.Добрынин, Тарасевич Л.С., Экономическая теория, С-Пб.: Питер, 1999г.

Информация о работе Социально - экономическая модель Швеции и Германии