Специфика Национальной экономики Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:54, реферат

Описание

Мы живем в такое время, когда недостаточно одного лишь знакомства с зарубежными народами, когда требуется не просто знание, а понимание друг друга для успешного планирования экономического развития собственной страны.
Чтобы познать зарубежную страну, важно прежде всего преодолеть привычку "мерить на свой аршин'', подходить к другому народу со своими мерками.

Содержание

Введение 3
1. Основные политико-экономические данные. Краткая историческая справка 4
2. Япония в мировом хозяйстве 6
3. Феномен японской экономики 8
3.1 Промышленная политика послевоенной Японии 10
3.2. . Экономика Японии начала 70-х годов. Идеи перехода к иному типу экономического роста 11
3.3. Экономические кризисы сер. 70-х годов и начала 80-х годов ……………13
3.4. Внешние факторы, влиявшие на снижение
темпов экономического роста …………………………………………………...13
3.5. Экономические рост Японии после 80-х годов…………………………….18
3.6. Народное просвещение и продвижение ……………………………………19
3.7. Система пожизненного найма ……………………………………………...24
3.8. Практика субподрядов ………………………………………………………29
3.9. Стремительный рывок ………………………………………………………34
3.10. Потребление и накопление ………………………………………………..42
3.11. Прогресс за счет гармонии ………………………………………………...48
4. Экономика Японии сегодня …………………………………………………….53
Заключение 59
Используемые источники 60

Работа состоит из  1 файл

ЯПОНИЯ.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

     Они вносят свой вклад почти во все отрасли промышленности, участвуют в выпуске даже сложных видов продукции, вплоть до автомобилей, цветных телевизоров и электронно-вычислительных машин.

     Возникает вопрос: Как могут мелкие и средние  предприятия соседствовать и  тем более состязаться с крупными? Разве не обречены они на неминуемую гибель в конкурентной борьбе.

     Всякий  раз, когда отраслевые ассоциации ведут  дележ рынка между ведущими фирмами, они милостиво сохраняют за мелкими и средними предприятиями "подобающую долю". Слой песчинок не исчезает. В чем же причина? Не в том ли, что каменные глыбы чувствуют себя устойчивей на такой подушке?                       

  Заинтересованность крупных корпораций в  существовании мелких и средних предприятий— одни из главных причин жизнеспособности песчинок. Для Японии характерно не размывание слоя мелких предприятий, а его подключение к производственному механизму монополий через систему многостепенных подрядов.

     Двойственная  структура японской экономики позволяет монополиям сочетать преимущества современного производства с дешевизной рабочей силы на мелких предприятиях, поставляющих наименее сложные, но зато наиболее трудоемкие детали и узлы. Нещадная эксплуатация целой цепочки субподрядчиков, вплоть до кустарей и надомников, позволяет снижать себестоимость конечной продукции, сходящей с конвейеров крупных ультрасовременных заводов.

     Мы  привыкли говорить: стихия мелкотоварного производства. Но мелкий производитель  в Японии давно уже перестал быть кустарем-одиночкой. Его рабочие руки обычно привязаны к целой системе производственных связей. Тот, кто дает ему в кредит оборудование и сырье, приобретает и его изделия.

     Внутренние  районы Японии, некогда славившиеся  шелководством, после войны обезлюдела. Тутовые плантации пришли в упадок. В горных селениях остались одни старики и старухи. Но монополистический капитал нашел способ использовать даже такие весьма слабосильные рабочие руки.

     Агенты  крупных птицефабрик предлагают престарелым крестьянам брать для выращивания цыплят. Все необходимое для этого оборудование поставляется в кредит. Рабочие монтируют на усадьбах стандартные клетки с отделениями по числу птиц, кормушки, желоба для поения. Специальные грузовички-фургоны развозят из инкубатора цыплят. Такая птицеферма не требует большого ухода, а бумажные пакеты с комбинированными кормами регулярно доставляются с фабрики.

     С подобными примерами сталкиваешься  в Японии на каждом шагу. В местах, прославленных своим фарфором, где-нибудь в Кутани или Сацума, у гончарной печи рядом с вазами классических форм можно вдруг увидеть какие-то предметы явно индустриального назначения—изоляторы, изготовленные по заказу, крупной электротехнической компании.

     В Японии ничего подобного быть не может. Если какой-то субподрядчик делает рессоры  иди бамперы для концерна "Тоета", он вряд ли решится взять заказ, у концерна "Ниссан". Японская деловая этика требует верности однажды установленным связям, даже если субподрядчик несет из-за этого ущерб. Сложная пирамида многостепенных подрядов подперта все тем же вездесущим в Японии вертикальным стержнем "оя — ко" (покровитель— подопечный).

     Возьмем для примера концерн "Тойота", крупнейший в японском автомобилестроении. Ядро его состоит из головной компании и дюжины примыкающих к ней фирм. Их заводы представляют собой вполне современные предприятия не только по уровню производства, но и по условиям труда. Рабочие получают там относительно высокую для Японии зарплату.

Но участвуют  в создания каждой сходящей с конвейера  автомашины не только они... До сорока процентов вложенного в нее труда выполняется где-то за заводской оградой.

     Помимо  конвейерной сборки, головные предприятия концерна занимаются в основном исследовательскими работами, проектированием новых моделей, совершенствованием техники и технологии, планированием производства и распределением заказов. Что же касается деталей и узлов, то их изготовление почти целиком перекладывается на субподрядчиков (исключая лишь такие изделия, как кузова, требующие сложного кузнечно-прессового оборудования).

     Многоступенчатая  система подрядов строится так чтобы  самые примитивные и в то же время самые трудоемкие и неблагодарные операции выполнялись в нижних ярусах. При отборе субподрядчиков существует беспощадный критерий: заказ получает тот, кто готов поставлять детали по более низкой цене. А уж как выкручивается этот мелкий предприниматель, по скольку часов в день работают у него люди — никого не интересует.

     Соблюдать сроки и качество поставок—это для  мелкого предпринимателя вопрос жизни и смерти. Удалось заручиться благосклонностью свыше—значит, можно  рассчитывать на новые заказы, а  то  и на кредит в трудный момент. С верхних этажей концерна в нижние происходит перемещение устаревшего оборудования, а параллельно — и стареющего персонала. Начальник цеха с головного, завода после 50 лет может быть рекомендован в состав правления дочерней фирмы. И там будут рады принять его, чтобы подкрепить "родственные отношения".

     Соседство утесов и песчинок, точнее говоря, их своеобразная взаимозависимость и  взаимодействие показывает, что излюбленной  формой предпринимательства в Японии стал концерн, позволяющий объединить в производственные комплексы множества предприятий без прямого поглощения их.

     Когда конъюнктура благоприятна, связи  со средними и мелкими предприятиями  приносят крупным компаниям дополнительные прибыли, позволяют им наживаться на дешевизне рабочей силы, снижать издержки производства. Зато при кризисных толчках именно мелкие и средние предприятия, именно слой песчинок служит тем буфером, который принимает на себя удар  и позволяет утесам монополистического капитала сохранять устойчивость.

     Крупной японской компании выгодно иметь много субподрядчиков, но нет расчета "проглатывать" их. Ведь чем меньше людей имеет капиталист в штате своей фирмы, тем легче ему сопротивляться нажиму профсоюза, тем ограниченнее результаты борьбы трудящихся за свои права.   

     Напрашивается вывод, что существование множества средних и мелких предприятий оказалось в специфических условиях Японии не помехой для модернизации индустрии, а одной из скрытых пружин этого процесса. Устремившиеся ввысь утесы во многом обязаны своим величием соседству песчинок.          

3.9. Стремительный рывок

     Япония  — это страна, где природа и  человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом, шагу видишь следы упорнейшего человеческого труда. Японская, природа не только жестока, но и скупа. Пять шестых территории страны, составляют крутые горные склоны. А лишь одна шестая остается человеку—тут и поля, возделанные словно клумбы и города, и заводы. Япония столь же гориста, что и Швейцария, но ее равнинная часть заселена при этом в пять раз плотнее.

     Есть  меткое сравнение: если американцы измеряют эффективность во времени, то японцы—в пространстве. В стране вулканов и землетрясений, в стране, где слишком много гор, но слишком мало дела для горняков, природные возможности служат скорее контрастом тому, что создает человеческий труд.

     Ведь  Япония, которая спускает на воду больше половины строящихся в мире судов, которая  сравнялась с Соединенными Штатами по выплавке стали и опередила их по производству автомашин—эта страна создала свой производственный потенциал почти целиком на привозных ресурсах.     

     Металл, из которого созданы каркасы цехов  и небоскребов, станки и автомобили,—  весь этот металл привезен в виде руды из других стран. Нефть, которая приводит в движение моторы автомашин и турбины электростанций, дает жизнь индустрии, доставлена гигантскими танкерами из-за морей. Даже каждый грамм хлопка или шерсти в одежде людей тоже откуда-то транспортирован.             

     Япония вынуждена ввозить 80 процентов необходимого ей промышленного сырья и почти 30 процентов продовольствия. Чтобы существовать в подобных условиях, стране приходится быть гигантским обрабатывающим заводом и одновременно экспортно-импортной фирмой. Как можно дешевле приобрести сырье и, обогатив его вложенным трудом, как можно выгоднее сбыть в виде готовой продукции — такова стратегия японских предпринимателей.

     Как же удалось Японии в столь неблагоприятных  условиях совершить в 1955—1980 годах  стремительный рывок вперед и стать третьей  ведущей индустриальной державой мира? Всю эту четверть века Япония неизменно опережала по темпам развития другие капиталистические страны. На протяжении почти двух десятилетий —с 1955 по 1973 год—валовый национальный продукт ежегодно увеличивался на 10— 12 процентов, то есть давал вдвое более высокий прирост, чем у конкурентов.

     Японские  предприниматели увлекались в ту пору энергетической революцией, то еcть переводили производственные мощности с отечественного угля на привозную нефть. Поэтому  ''нефтяное эмбарго", принятое арабскими странами против пособников Израиля, и последовавшее за этим вздорожание жидкого топлива в четыре раза нанесли Стране восходящего солнца болезненный удар. В 1974 году валовый национальный продукт Японии впервые не увеличился, а даже несколько сократился.

     Однако  японской экономике удалось оправиться от шока и вновь набрать темпы. Средний, прирост валового национального  продукта стабилизировался на уровне 5—6 процентов в год, то есть, хоть и снизился вдвое по сравнению с прежними, показателями,  все равно остался более высоким, чем в США и странах Западной Европы.

     Япония  вступила в 80-е годы, перешагнув еще, один знаменательный рубеж: ее валовой  национальный продукт (ВНП) достиг 1000 миллиардов долларов, то есть в три с лишним раза превзошел английский и достиг половины американского.

  Соединенным Штатам потребовалось тридцать лет (1940—1970), чтобы увеличить свой валовый национальный продукт со 100 до 1000 миллиардов долларов в год. Японии удалось сделать это вдвое скорее (1965—1980). По такому показателю, как производство товаров и услуг на душу населения, японская экономика догнала американскую.

     Какие же причины позволили Японии совершить  столь стремительный рывок? Какие  факторы послужили здесь скрытыми пружинами?

     Самое распространенное объяснение: высокая  степень эксплуатации, дешевизна  рабочей силы в Японии. Это, безусловно, главная причина. Но было бы упрощением считать её единственной, сводить  все лишь к ней. Ведь тогда закономерно  рождался бы вопрос: почему подобная же норма эксплуатации, дешевизна рабочих рук не привели к аналогичным результатам во многих других странах Азии, Африки, Латинской Америки?

     Понять  причины сделанного Японией рывка, оценить его скрытые пружины можно, лишь исходя из целой совокупности факторов, а не из какого-то одного в отдельности. Только анализируя сочетание и взаимодействие многих факторов — внутренних и внешних, политических и экономических, исторических и национально-психологических, — можно получить достаточно полный ответ.                            

     Часто спрашивают: как удалось Японии быстро вырваться после войны в первую тройку индустриальных держав, несмотря на огромные разрушенная от американских бомбардировок; несмотря на то, что страна подверглась оккупации; несмотря на то, что колонии были отобраны, а своих природных ресурсов на островах, практически нет.

     Каждый  из этих вопросов превращается в ответ, если слово "несмотря" заменить на "благодаря".

     Из-за того, что Англию бомбили немецкие "юнкерсы-88", а Японию—американские сверхкрепости Б-29, англичанам после войны пришлось заниматься восстановлением устаревших предприятий, а мы сразу же взялись строить новые, делая к тому же упор на самые перспективные отрасли промышленности,— говорят японские дельцы.

  Заново построить завод на пустом месте легче, чем восстанавливать старый. Если, конечно, располагать деньгами. Но прежде чем пояснить, откуда взялись эти деньги в разрушенной" поверженной стране хочется отметить еще одно обстоятельство.

     Когда японцы говорят, что, разрушив старое, война расчистила место для нового, эту фразу можно понимать и в широком смысле. С разгромом, японского милитаризма были разбиты многие оковы, сдерживавшие развитие производительных сил.

     После капитуляции в стране была проведена аграрная реформа, которая практически ликвидировала помещичье землевладение. Вступило в действие новое трудовое законодательство, было узаконено существование профсоюзов.

Информация о работе Специфика Национальной экономики Японии