Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил и «территориальная организация»;
- изучить основные формы территориальной структуры производительных сил;
- рассмотреть ассоциации экономического взаимодействия;
- изучить теорию территориально-производственных комплексов;
- изучить значение технопарков, технополисов и кластеров, рассмотреть зарубежный опыт;
- провести сравнительную характеристику СЭЗ «Находка» и ОЭЗ «Янтарь».
Введение 2
1. Различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация» 4
2. Основные формы территориальной структуры производительных сил 5
3. Ассоциации экономического взаимодействия как проявление рыночных взаимосвязей территорий 7
4. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским 11
5. Технопарки, технополисы, кластеры – как новая форма территориальной структуры производительных сил 16
6. СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика 24
Заключение 28
Список литературы 30
Содержание
Введение 2
1. Различия
в понятиях «территориальная
структура» производительных
2. Основные
формы территориальной
3. Ассоциации
экономического взаимодействия
как проявление рыночных
4. Теория
территориально-
5. Технопарки,
технополисы, кластеры – как
новая форма территориальной
структуры производительных сил
6. СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика 24
Заключение 28
Список литературы 30
Во всех странах мира большое
внимание уделяется проблемам
Нерациональное использование территории часто вызывает многочисленные перестройки, повышенные затраты на транспорте, ухудшение среды обитания, вынужденное переселение людей др. негативные явления, ведущие к уменьшению производительности общественного труда и потере национального богатства.
В связи с вышесказанным в мире резко возросла потребность в рациональной территориальной организации производства, расселения, рекреации, развития животного и растительного мира, в такой организации, которая позволила бы свести к минимуму отрицательное антропогенное влияние на природную среду, способствовала эффективному развитию производства, удовлетворению потребностей населения в услугах, чистом воздухе, отдыхе на природе.
Основой территориальной организации хозяйства является его территориальная структура. Разработка концептуальных основ и общих схем развития территориальной структуры хозяйства регионов разного типа, отвечающих требованиям повышения экономической эффективности использования ограниченных производственных ресурсов, улучшения условий жизни населения, восстановления и сохранения природных комплексов, - основная цель проводимых в диссертации исследований.
Целью данной курсовой работы является изучение основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил и «территориальная организация»;
- изучить основные формы
- рассмотреть ассоциации
- изучить теорию территориально-
- изучить значение технопарков, технополисов и кластеров, рассмотреть зарубежный опыт;
- провести сравнительную
Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.
Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности.1 Территориальная структура общественного производства — разделение народного хозяйства на функционально различающиеся специализированные территории, в целом составляющие единую взаимосвязанную систему. Территориальная структура общественного производства отражает размещение производительных сил и территориальное разделение общественного труда.
Под территориальной организацией общественного производства следует понимать такую форму его общественной организации, которая на основе территориального и отраслевого разделения труда образует на определенной территории системы технологически и экономически взаимосвязанных производств.
Понятие «территориальная организация производства» емкое по своему содержанию, оно включает несколько категорий: размещение отрасли (или распределение по территории производственных объектов ), территориальная специализация, комплексность, территориальный обмен.
Территориальной структуре производительных сил России присуще следующие формы:
Экономические зоны
Экономические зоны, представляющие
собой группы укрупненных районов,
предназначенные для целей
Укрупненные экономические районы
Укрупненные районы формируются в экономических зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. Главным принципом их выделения являются уровень хозяйственного освоения и развития, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. В западной зоне выделяются четыре укрупненных района Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне выделяются два укрупненных района Сибирь и Дальний Восток.3
Крупные экономические районы
Основным звеном в системе макрорегионов России являются крупные экономические районы, каждый из которых это целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию и прочные внутренние экономические связи. В настоящее время Россия имеет 11 крупных экономических районов Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Крупные экономические районы отличаются широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации. В них около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи. Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции, а в пяти районах России свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский).4
г) Таксономия экономических районов
Макрорегионы: республики, края, области. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченным составом отраслей (производств) и экономическими связями. Другими словами, эти республики, края и области образованы с учетом не только национального единства и целостности как хозяйственных комплексов в системе общественного территориального разделения труда. На практике среди макрорегионов выделяют экономические подрайоны (группы небольших республик, краев, областей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зоны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями.
Микрорайоны: сельские и городские административные районы (всего их порядка 4 тыс.), города, небольшие автономии, представляющие собой первичные территориальные звенья в региональной структуре хозяйства страны. 5
Ассоциация экономического взаимодействия (англ. association of economic cooperation) - в РФ некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов РФ, создаваемая на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ.
Межрегиональные ассоциации социально-экономического взаимодействия российских регионов образованы в 1990—1993 годах. Основные принципы организации их деятельности были закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. № 194 “Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы”.
Указом поддержана инициатива
российских территорий “по формированию
и развитию региональных ассоциаций экономического
взаимодействия с целью отработки новых
методов управления народным хозяйством
в условиях децентрализованной экономики
и рыночных отношений, выработки процедуры
принятия совместных решений по вопросам
развития национально-государственных,
национально-территориальных и административно-
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации было принято Постановление Правительства от 16 сентября 1993 г. № 918 “О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления”. Постановлением был определен порядок взаимодействия правительства и федеральных органов исполнительной власти с ассоциациями, утверждено “Временное положение о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления”.
“Временное положение” (действует до принятия соответствующих законодательных актов) определило основные задачи ассоциаций, среди которых — создание необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материально-финансовых ресурсов и координации деятельности для проведения мероприятий, представляющих взаимный интерес. Создание ассоциации экономического воздействия осуществляется по решению учредителей, которыми могут выступать органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Учредительными документами ассоциации экономического воздействия являются учредительный договор, заключенный ее учредителями, и утвержденный ими устав.
Имущество ассоциации экономического воздействия состоит из средств, источниками которых являются денежные и др. материальные взносы учредителей и др. установленные федеральным законом источники. Суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации экономического воздействия утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с региональным законодательством.6
В настоящее время на территории России функционируют восемь ассоциаций социально-экономического взаимодействия.
Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации (“Северо-Запад”) объединяет 12 субъектов Россий-ской Федерации (республики Карелия и Коми; области — Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская; г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ). Президент — губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев.
Межрегиональная
ассоциация экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации “Центральная
Россия” объединяет 13 субъектов Российской
Федерации (области — Владимирская, Брянская,
Ивановская, Калужская, Калининградская,
Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская,
Тверская, Тульская, Ярославская; г. Москва).
Ассоциированные члены — административно-