Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 06:28, контрольная работа
Административно-территориальное деление означает строгое очерчивание пространственных границ между административно-территориальными единицами. Они являются объектами территориального управления, в рамках которого жизнедеятельность населения организуется административными органами. Разные административно-территориальные единицы отличаются друг от друга управленческим статусом, который зависит от общего характера государственного устройства и их места в иерархической структуре управления. Административно-территориальное устройство определяется рядом факторов.
ВВЕДЕНИЕ
Территориальная организация общества
Причины кризиса ТОО
Заключение
Список литературы
К настоящему времени в
обществе уже сложилось представление
об актуальности региональных проблем,
их остроте, сложности, необходимости
решать их, не откладывая в "долгий ящик".
Однако выяснилось, что совсем не очевидно,
как их решать: прежний опыт региональной
политики оказался практически неосмысленным.
Роль государства в развитии регионов
на основе федерализма и рыночных
отношений до сих пор остается
неясной. В Российской Федерации
отсутствует государственная
В период политического и
экономического реформирования общества,
его территориальная
Децентрализация экономики
и управления, повышение роли Советов,
конфликтные ситуации в сфере
государственного устройства и межнациональных
отношений - все эти проблемы приобрели
обостренный характер на фоне глубоких
деформаций в территориальной организации
общества. ТОО представляет собой
исторически обусловленные
сожалению, мы еще только подходим к осознанию необходимости использования в регулировании развития общества такого механизма, как региональная политика, тогда как развитые страны имеют 30-40-летний опыт работы в этом направлении.
Следует также отметить, что региональная политика не тождественна территориальной. Под последней мы понимаем разрабатываемую на уровне общества систему долговременных целей, механизмов реализации и учета последствий деятельности по организации и обустройству территории страны в целом. Таким образом, территориальная политика - это реализации стратегии территориального развития страны с учетом специфики регионов. Региональная же политика - это деятельность по территориальной организации региона, которая может исходить как от местных органов, так и от центра.
В сферу региональной политики
включаются следующие направления:
соотношение и взаимодействие движущих
сил регионального развития (государственный
и частный сектора экономики);
соотношение национального и
регионального аспектов развития, центрального
и регионального уровней
Различают прямые и косвенные
методы проведения региональной политики.
В первом случае государство активно
участвует в капиталовложениях,
направленных на совершенствование
территориальной структуры
Несмотря на то, что в
советское время понятие
• обеспечение постоянного
сдвига населения и производительных
сил на Восток, с учетом потребности
освоения природных ресурсов региона,
а также необходимости
• ограничение роста крупных городов, стимулирование малых и средних; более равномерное размещение производства и населения;
• "выравнивание" уровней развития регионов и республик.
Сдвиг на Восток и политика
ускоренного освоения Европейского
Севера осуществлялись в режиме гигантомании
и создания сырьевой монополии. Пренебрежение
министерств и ведомств социальными
проблемами отрицательно сказывалось
на районах нового освоения, характерной
для них стала высокая
Никакого сдвига населения на Восток не произошло: в 1959 г. на территории Сибири и Дальнего Востока проживало 10,8 % населения СССР, а 30 лет спустя, в 1989 г., - 11,2 %.
Столь же неэффективным оказался
итог реализации установки на регулирование
расселения и развития городов. Вплоть
до начала 80-х годов круг городов,
в отношении которых
В начале 60-х годов Госпланом СССР был подготовлен перечень 400 малых и средних городов, которые рекомендовались для размещения в них новых производственных (преимущественно промышленных) объектов. Однако в конечном счете эта политика успеха не имела: в 1959 г. на 78 городов, которые подвергались наиболее длительному регулированию, приходилось 2/5 городского населения страны, в 1989 г. - столько же. В 1959г. на Москву, Ленинград, Киев, Горький, Харьков, Свердловск, Ростов-на-Дону приходилось 13 % городского населения, спустя 30 лет - 12,5 %.
Фактический провал городского
регулирования породил глубокие
деформации во всех звеньях ТОО. Он
обусловил, в частности, тот факт,
что в СССР крупнейшие города задержались
на фазе экстенсивной индустриализации,
по сравнению с развитыми
Что касается установки на
сближение уровней социально-
Экономика ряда регионов оказалась разъединенной на два своеобразных сектора: обрабатывающая промышленность, добывающие отрасли, а также энергетика развивались усилиями главным образом русскоязычного населения, которое стало своего рода носителем индустриальной цивилизации; в то же время сельское хозяйство, сфера услуг, система распределения, обмена и управления функционировали в режиме феодально-клановых отношений. В виде "европейской" модификации такая схема была реализована также в республиках Прибалтики и в Молдавии.
В других регионах механизмы экономического роста на исторически изжившей себя, основе при отсутствии научно-обоснованной региональной политики действовали иначе. Однако всюду баланс результатов являлся скорее негативным, нежели позитивным. С середины 60-х годов на смену общей тенденции выравнивания уровней социально-экономического развития регионов приходит противоположная тенденция - углубление дифференциации.
Таким образом, важнейшие
установки в сфере
Помимо этого, были определены
так называемые принципы размещения
социалистического
• комплексное развитие экономических районов;
• приближение промышленности к источникам сырья, энергии, трудовым ресурсам и т.д. с целью сокращения транспортных издержек;
• размещение производства
с учетом задач повышения
В совокупности эти принципы затрагивали многие аспекты развития ТОО и для того времени были прогрессивными.
В конце 60-х годов был определен основной принцип управления регионами областного ранга - областями, краями, автономными республиками: повышение вклада региона в экономику страны. Исходя из этого цель регионального развития имела чисто экономический характер; социальные задачи приобретали вторичное или даже вспомогательное значение.
Следует, однако, учитывать,
что поскольку лишь немногие регионы
были, говоря сегодняшним языком, донорами,
то и практическая реализация этого
принципа была и недостаточно последовательной,
и территориально неоднородной: повышали
вклад в экономику страны лишь
регионы-доноры, остальные регионы
решали другие задачи - их руководство
стремилось сократить относительную
убыточность хозяйства, либо осуществлять
крупномасштабное строительство, связанное
с новым ресурсным освоением,
развитием военно-
Разумеется, на протяжении десятилетий карта "рентабельности" регионов менялась. В частности, это было связано с необходимостью очень крупных первоначальных капитальных вложений, которые начинали окупаться только спустя некоторое время (спустя 5-10-15 лет). Типичным является пример нефтегазового освоения на севере Западной Сибири: многомиллиардные первоначальные (именно "освоенческие") затраты были сделаны в 60-х годах, а поток "нефтедолларов" начался лишь в 70-х годах.
Оглядываясь на 25-40 лет назад не трудно понять, что та парадигма развития советской экономики, которая реализовывалась в 50-60-х годах, была типичным паллиативом. Уже было очевидно, что по "сталинскому пути" экономика не могла больше поступательно развиваться, ее возможности были полностью исчерпаны и сохранение и даже наращивание системы ГУЛАГа не могло вывести ее на новые рубежи. Нужна была принципиально новая система подходов, которая позволила бы максимально использовать в развитии хозяйства достижения НТП, осуществить модернизацию отраслевой структуры экономики, внедрить новые методы хозяйствования, новые принципы и методы территориального развития. Однако в этот период такая концепция появиться еще не могла - к этому были не готовы- Коммунистическая партия Советского Союза, системы управления экономикой, экономической наукой и т. п.
В результате на смену экстенсивному развитию экономики периода 1956-1970 годов пришло то, что позже стали называть периодом застоя. По нашему мнению, более верно квалифицировать этот период как ресурсозатратный - в 1971-1985 годах в Советском Союзе "проедались" его природные ресурсы; миллиарды "нефтедолларов" затрачивались на текущие, часто далеко не важнейшие нужды, а не на модернизацию материально-технической базы экономики. В итоге экономический кризис стал неизбежным.
У нас в стране существовал
разрыв между целями, результатами
и последствиями
1. Огосударствление экономики
и унификация форм
2. Исключив влияние механизма
товарно-денежных отношений на
территориальную организацию
На деле же, свехцентрализованное государственное управление экономикой свелось к тому, что реальное распоряжение национальными ресурсами стало прерогативой министерств. В созданных экономических условиях деятельность ведомств оценивалось по выполнению плана и освоению средств, именно по этому шли безостановочные вложения в новое .строительство в освоенной европейской части страны, в крупные города, т.к. с отраслевой точки зрения это более эффективный способ выполнения плана. В итоге, общегосударственная территориальная политика становится невыгодной ведомствам страны.
В результате нереализованной стратегии территориального развития появились острейшие проблемы, затрагивающие все стороны жизни общества.
1. Особый характер