Транспортная система России как фактор ее социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:49, контрольная работа

Описание

Роль транспорта в экономике России. Развитие транспортной системы. Основные транспортные магистрали располагаются именно в европейской части страны. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя.

Содержание

Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике
1.1 Структура транспортного комплекса России
1.2 Роль железнодорожного транспорта в экономике страны
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны
1.4 Роль водного транспорта в экономике страны
1.5 Роль трубопроводного транспорта
1.6 Роль воздушного транспорта в экономике страны
Глава 2. Размещение транспортного комплекса России
2.1 Размещение железнодорожного транспорта России
2.2 Размещение автомобильного транспорта России
2.3 Размещение водного транспорта России
2.3.1 Размещение морского транспорта
2.3.2 Размещение внутреннего речного транспорта
2.4 Размещение трубопроводного транспорта России
2.5 Размещение воздушного транспорта России
Глава 3. Проблемы и перспективы развития
транспорта России
3.1 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта России
3.2 Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта России
3.3 Проблемы и перспективы развития водного транспорта России
3.3.1 Проблемы и перспективы развития морского транспорта
3.3.2 Проблемы и перспективы развития ледокольного флота России
3.3.3 Проблемы и перспективы развития траулерного транспорта
3.3.4 Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта
3.5 Проблемы и перспективы развития авиационного транспорта России
Заключение
Приложения
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 92.01 Кб (Скачать документ)

2.5 Воздушный транспорт 

      Наиболее  и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центроазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров почти по всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном направлении (Сибирь и Дальний Восток). Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30 % (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) – второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцово), Минеральные Воды, Сочи – в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) – в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск – в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток – на Дальнем Востоке. [20, 300]

                      

3. Проблемы  и перспективы развития транспорта  России

      

      В настоящее время транспортно-дорожный комплекс России переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его звенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночной экономики. Этот процесс идет сложно и не лишен противоречий, демонстрируя наряду с кризисными явлениями новые точки экономического роста, новые не имевшие места раньше, возможности.

      Формирующиеся рыночные отношения требуют повышения  качественного обслуживания транспортными услугами, как отраслей народного хозяйства, так и населения страны. На решение этих задач и направлена разрабатываемая правительством программа «Транспорт России». [21, c343] 

3.1 Железнодорожный  транспорт

                    

      Большое количество проблем сейчас у железнодорожного транспорта. На настоящее время изношенность локомотивного парка достигла 70%, подвижного состава в целом – более 60%. Это означает, что две трети тепловозов и более половины вагонов, колесящих по железным дорогам страны, либо уже отслужили установленные сроки, либо находятся в аварийном состоянии. Если до сих пор по этой причине и не случалось железнодорожных катастроф, то лишь по счастливой случайности.

      Раньше  проблема простоев железнодорожных  вагонов решалась на уровне правительства: по вопросам погрузки-выгрузки проводились селекторные совещания с участием руководителей министерств и ведомств. Нынче же процесс пущен на самотек. Если в прежние времена железнодорожники боролись за сокращение сверхдальних перевозок как не отвечающих требованиям  экономии госсредств, то теперь маршрут движения указывает заказчик. В итоге среднестатистический рейс полувагона по сравнению с 1980 годом увеличился на 18 процентов. За счет таможенного досмотра на установленных между бывшими братскими республиками погранпереходами возросли и простои. Соответственно, оборот полувагона увеличился с 5,5 суток в 1988 году до 7,6 суток в 2000-м.

      При этом на погрузку стало уходить больше времени, чем десять лет назад, а число станций для проведения  грузовых операций сократилось в целом по стране

на одну пятую часть.

      Но  и это не все. В начале 90-х, когда  грузооборот год от года сокращался, железнодорожная отрасль потеряла почти четверть подъездных путей, многие из которых были попросту разобраны за ненадобностью. Теперь, когда ситуация в экономике страны стала меняться, приходится кусать локти. Такой факт: в этом году среднестатистический простой груженых вагонов на подъездных путях превысил аналогичный показатель 1984 года аж в 2,25 раза.

      Поиском выхода из железнодорожного тупика наконец-то озаботилось правительство РФ, где сейчас рассматривается концепция реформирования железнодорожной отрасли, предложенная министерством  путей сообщения. [9]

      Счетная палата уже дала неудовлетворительную оценку этому документу. Руководство МПС собиралось возложить затраты на обновление и ремонт подвижного состава на те промышленные предприятия, которые пользуются услугами железных дорог, но выполнение этого проекта мало вероятно, так как отечественный производитель и так не богат.

      В государственной казне, к сожалению, нет пока денег на приобретение 10-12 тысяч вагонов и локомотивов, а инвесторы с опаской смотрят на экономику России в целом, в частности и на железную дорогу. Но все же, не смотря на все проблемы, железнодорожную отрасль по-прежнему принято считать одной из наиболее стабильных в условиях кризисного состояния российской экономики. МПС не является должником перед бюджетом и пенсионным фондом, железнодорожники регулярно получают заработную плату. Железнодорожный комплекс уже давно не финансируется из бюджета.

      Со  значительными трудностями отрасль  перешла на самофинансирование, на использование преимущественно рыночных форм хозяйствования. Перестройка же железных дорог сопровождалась глубокими кризисными явлениями. В их числе убыточных пассажирских перевозок, перерыва в графиках движения поездов, недостаток комфорта для пассажиров и др.

      Реформирование  железнодорожного транспорта способствовало снижению

эксплуатационных  затрат в отрасли и увеличению производительности труда. Последняя увеличилась почти на 5%, эксплуатационные расходы снизились на 27%. Железнодорожная отрасль постепенно приспосабливается к рыночным потребностям экономики страны и населения.

      Первый  этап реструктуризации намечалось завершить  в 2000 году. Реструктуризация предусматривала расчленение МПС путем приватизации отдельных структур в его составе, а также железнодорожной инфраструктуры на монопольный и конкурентный секторы. В монополию должны были войти железнодорожные пути, технические службы, управляющие инфраструктурой. Конкретный же сектор предположительно должен был включать не менее 6-8 перевозочных компаний, обладающих статусом унитарных предприятий, имеющих собственный вагонный парк, что позволило бы им самостоятельно организовывать массовые перевозки грузов по всей территории страны. Реструктуризация предусматривала создание специализированных компаний по дальним пассажирским перевозкам. Замысел этой реформы состоял в том, чтобы создать конкурентную среду на каждом магистральном направлении, в которую должны были быть вовлечены работающие на нем перевозчики.

      Намечалась  также реконструкция убыточного пригородного сообщения. Для этого предполагалось создать компании по пригородным перевозкам, которые бы работали в пределах конкретных городских агломераций и обладали бы статусом дочерних унитарных предприятий в составе МПС. Концепция реструктуризации также допускала наделение крупных вокзалов статусам отдельных предприятий.

      Все образованные в ходе реструктуризации предприятия впоследствии должны были подлежать акционированию и приватизации.

      Пока развитие железнодорожной отрасли страны осуществляется в разных направлениях. Важнейшим из них является увеличение объема транспортных перевозок из Азии в Европу. Данное направление деятельности МПС было не плохо поставлено в советской экономике. В «рекордный» 1981 год советскими транспортниками транзитом было доставлено 140 тыс. контейнеров. В1998 году этот показатель сократился в 8 раз и продолжает сохранять невысокий уровень.

      В течение последнего времени наблюдалась  несогласованность действий различных ведомств России, приведшая к падению объемов транзитных перевозок. В числе этих ведомств МПС, Минтранс, таможенный комитет, пограничная служба России. Несогласованность их действий приводила к неоправданным перегрузкам грузов, случаям плохой их сохранности и т.д. В настоящее время возможности транссибирской магистрали используются лишь на 1/3, а грузы из Азии в Европу преимущественно доставляются морским путем контейнеровозами.

      Наряду  с повышением интенсивности перевозок  на действующих магистралях, МПС осуществляет экстенсивное развитие железнодорожной сети. Оно целесообразно, если учесть низкую плотность железных дорог России по сравнению с другими странами. Важные проекты экстенсивного развития отрасли намечено реализовать в зоне Байкало-Амурской магистрали на сибирских землях. [15] По состоянию на 2000 г. было намечено строительство 318-километрового пути к Эльгинскому месторождению коксующихся энергетических углей, расположенному в Якутии. Запасы данного месторождения оцениваются в 2,1 млрд. т. угля. Начало его разработки планируется в 2001 году. Это не единственный проект МПС в зоне БАМа. Также осуществлено строительство магистралей ведущих к Чинейскому и Удоканскому месторождениям железных, медных, титановых руд в Читинской области. Реализация этого и других проектов в зоне БАМа преследует цель обеспечить его прибыльную, рентабельную работу. В настоящее время БАМ убыточен и обходится МПС ежегодно в 1,15млрд. руб. Не смотря на убытки, магистраль закрывать нельзя, поскольку окружающий ее регион заселен людьми. Зона БАМа  относится к депрессивным регионам.

      Байкало-Амурская магистраль имеет протяженность 4000 км. Проходит в условиях вечной мерзлоты. Ее строительство обошлось СССР в почти 18 млрд. руб., не считая труда заключенных и служащих строительных войск. БАМу 25 лет. В сутки по магистрали проходит 7 пар поездов: семь к Амуру, семь к Байкалу. В общей сложности они перевозят 5 млн. т. грузов, а могли бы перевозить в два раза больше. Грузы, перевозимые в настоящие время по БАМу, могли быть перевозимыми по транссибу. Они являются своеобразной натуральной дотацией дороге. По подсчетам специалистов для безубыточной работы БАМа необходимо в сутки пропускать, по меньшей мере, 12 пар поездов, что пока невозможно. В зоне БАМа построено 44 города и поселка, основным назначением которых является работа именно на железной дороге. Из-за отсутствия работы страдают и жители этих городов. Многие просто пытаются уехать, переселившись в европейскую часть России.

      Кроме того, в системе МПС продолжают строить объекты транспортной инфраструктуры. В Самаре открылась первая очередь нового железнодорожного вокзального комплекса, обеспечивающего максимальный комфорт пассажирам и отвечающий современным требованиям. Его строительство обеспечивается совместными усилиями МПС, Куйбышевской железной дорогой и администрацией Самарской области. Также МПС осуществляет сооружение волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на железной дороге Москва – Воронеж – Ростов – Новороссийск – Адлер. Она является частью глобальной национальной сети длиной 3,5 тыс. км. Завершение проекта намечено завершить в 2001 году. Наряду с выше упомянутой линией в системе МПС уже функционирует ВОЛС Москва – Санкт- Петербург, Челябинск – Екатеринбург и некоторые другие.  Общая протяженность ВОЛС уже составляет 17 тыс. км.

      Составной частью развития железнодорожного комплекса  России принято считать сооружение высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. На ее сооружение пока не  хватает средств и лишь принимаются усилия для сооружения объектов инфраструктуры. В сегодняшних условиях этот объект вполне рискует стать долгостроем, если к его сооружению не будет привлечено достаточное количество средств отечественных и зарубежных инвесторов. [14]

      Проблем у железной дороги хватает, но при  соответствующем их понимании правительством РФ, все их можно будет в скором времени решить.

     На  сегодняшний день существует Федеральная целевая программа «Развитиетранспортной системы России (2010-2015 годы)». В частности Подпрограмма «Железнодорожный транспорт» предусматривает:

  • строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск в Республике Саха (Якутия) – продолжение работ по строительству служебных зданий и сооружений на станциях и разъездах, устройству систем ЦСБ, связи и энергетики, продолжение укладки верхнего строения пути;
  • комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и ж.д. подходов к портам на южном берегу Финского залива – завершение строительства вторых главных путей протяженностью 145,2 км;
  • комплексная реконструкция участка М.Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла – комплексная реконструкция участка, ввод вторых главных путей протяженностью 69,8 км;
 

3.2 Автомобильный  транспорт 

Информация о работе Транспортная система России как фактор ее социально-экономического развития