А.Ф. Можайский - создатель первого отечественного самолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:06, реферат

Описание

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 году. Это стало возможным благодаря военным морякам. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения. Сначала морская авиация использовалась главным образом в разведки как средство обеспечения боевой деятельности флота.
Потомственный моряк, контр-адмирал А.Ф. Можайский – создатель проекта и строитель первого в России полноразмерного самолета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Биография А.Ф. Можайского…………………………………………………
2. Создание первого российского самолета. А.Ф. Можайский………………...
Приложения 1…………………………………………………………………….
Приложения 2…………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

рефервт воздухоплавания.docx

— 99.86 Кб (Скачать документ)

московский государственный технический университет

гражданской авиации

 

Кафедра безопасности полетов и жизнедеятельности

 

 

 

 

Реферат

по «Воздухоплаванию»

студента _курса  заочного обучения

Сизова Алексея Александровича

Специальность 160905

Шифр_______

Адрес:______________

____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. _____________2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

1. Биография А.Ф. Можайского…………………………………………………

2. Создание первого российского самолета. А.Ф. Можайский………………...

Приложения 1…………………………………………………………………….

Приложения 2…………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………..

Введение

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 году. Это стало возможным благодаря военным морякам. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения. Сначала морская авиация использовалась главным образом в разведки как средство обеспечения боевой деятельности флота.

Потомственный моряк, контр-адмирал  А.Ф. Можайский – создатель проекта  и строитель первого в России полноразмерного самолета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография А.Ф. Можайского

 

Александр Можайский родился  21 марта 1825 в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных  кораблях в Балтийском и Белом  морях Можайский в 1849 году получил  чин лейтенанта.

С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В 1858 году Можайский принял участие  в Хивинской экспедиции, организуя  её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного  бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский  был назначен старшим офицером 84-пушечного  корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил  очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера  «Всадник» он был назначен  его командиром и плавал на  ней в Балтийском море до 1863 года.

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным  сокращением численности флота  после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский  поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный  в 20 км от г.Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал  работать над проектом давно задуманного  им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе  Можайский, пользуясь консультацией  крупнейших русских учёных, продолжал  совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам».

Впоследствии Можайскому было присвоено  звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный  аппарат его конструкции.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создание первого российского  самолета. А.Ф. Можайский

 

Самолёт Можайского («Воздухолетательный снаряд») — самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, первый в России и один из первых в мире самолётов, построенных в натуральную величину, а также, возможно, — первый в мире самолёт, отделившийся от земли с человеком на борту.

Документов, описывающих ход испытаний  самолёта Можайского не сохранилось. В позднейших источниках указывается, что он потерпел аварию при попытке взлёта. Согласно некоторым из этих источников, при этом имел место кратковременный отрыв аппарата от земли. Различные историки авиации по-разному оценивали достоверность этих сообщений. В СССР неоднократно предпринимались попытки, основываясь на скудных сохранившихся сведениях о техническом облике самолёта Можайского, установить (теоретически или экспериментально) его вероятные лётно-технические данные и ответить на вопрос о возможности совершения им установившегося полёта или, хотя бы, отрыва от земли. Эти исследования также давали различные результаты. Согласно наиболее современным исследованиям, силовая установка самолета Можайского не могла развить тягу, достаточную для горизонтального полета.

Предварительные изыскания и проектирование самолёта

Идея создания летательного аппарата возникла у Александра Фёдоровича Можайского, по словам его сына, в 1856 году. Однако, активную работу над проектом изобретатель начал только в конце 1860-х годов. Замысел аппарата сложился к 1873 году. В 1876 году А. Ф. Можайский совершил в своём имении Вороновица (Украина) несколько полётов на изготовленном им планере-змее, буксируемом тройкой лошадей. Осенью 1876 года Можайский переехал в Санкт-Петербург, где проводил опыты с летающей моделью самолёта с пружинным двигателем, в частности, демонстрировал её слушателям Морской академии. Модель могла пролететь через весь лекционный зал, даже неся полезную нагрузку — морской офицерский кортик…

В январе 1877 года особой комиссией Главного инженерного управления Военного министерства была рассмотрена просьба А. Ф. Можайского о предоставлении ему денежных средств (в размере 3000 рублей) на проведение научных исследований, с целью получения данных, необходимых для постройки летательного аппарата тяжелее воздуха. На основании рекомендаций этой специальной комиссии председатель Комиссии по воздухоплаванию (постоянное учреждение) при Военном министерстве Э. И. Тотлебен предложил военному министру Д. А. Милютину выделить испрашиваемую изобретателем сумму, на что последовала положительная резолюция министра.

К 23 марта 1878 года А. Ф. Можайский пришёл к убеждению, что «требуемые для решения вопроса данные могут быть получены только над аппаратом таких размеров, на котором силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек», о чём указал в докладной записке в Военное министерство. Весной-летом 1878 года Можайский представил в Военное министерство материалы по проекту полномасштабного «Воздухоплавательного аппарата». В числе этих материалов имелась подробная смета, согласно которой предполагаемые расходы на разработку (включая экспериментальные работы), постройку и испытания аппарата, составляли 18895 руб. 45 коп.

Согласно проекту, самолёт должен был иметь два двигателя внутреннего сгорания системы Брайтона общей мощностью 30л.с., расчётную скорость полета до 40 км/час, полётный вес около 820 кг (50 пудов), размах крыла 24 м и длину фюзеляжа15 м.

Сбор средств и постройка аппарата

Предложение Можайского было рассмотрено  комиссией под председательством  профессора механики Инженерной академии генерал-лейтенанта Г. Е. Паукера. Комиссия отказала Можайскому в финансировании на следующих основаниях:

  • потребная мощность силовой установки, по мнению комиссии, занижена Можайским в два раза, если исходить из его же опытных данных;
  • по мнению комиссии, для успешного осуществления подобной идеи должен быть «устроен снаряд с подвижными крыльями, могущими изменять не только своё положение относительно гондолы, но и свою форму во время полёта», так как аппарат, подобный предлагаемому Можайским, «может опрокидываться и падать» при полёте в неспокойном воздухе вследствие «значительного протяжения наклонной плоскости и неподвижности её соединения с гондолою»
  • сумма, испрашиваемая Можайским, слишком велика, чтобы можно было рекомендовать выделение таких средств, учитывая два предыдущих пункта.

Александр Фёдорович Можайский, однако, продолжил работать над проектом и добиваться государственной поддержки. В1880 году он добился командировки за границу для приобретения двигателей (см. раздел Силовая установка). Средства на командировочные расходы (всего – 2500 руб.) были выделены Можайскому Министерством финансов по указанию императора Александра II, так как Морское министерство не располагало финансовыми резервами. Сам Можайский утверждал, что выданные ему на командировку средства покрыли только расходы на поездку, непосредственно же изготовление машин он оплатил из собственного кармана. В том же 1880 году А. Ф. Можайский подал заявку на патент («привилегию») на свой «воздухолетательный снаряд». В 1881 году Департамент торговли и мануфактур удовлетворил заявку Можайского и выдал ему первый в России патент на самолёт[1][2][~ 1]. В этот же период Можайский организовал на свои средства изготовление отдельных частей для своего аппарата, наиболее ответственные из которых были сделаны на Русско-Балтийском заводе, благодаря содействию директора завода М. И. Кази, который, по словам сына изобретателя А. А. Можайского, «горячо разделял» его идеи. Летом 1882 года Можайский добился от военного ведомства выделения ему для постройки и испытаний самолёта участка на военном поле около станции Дудергоф (ныне посёлок Можайский) возлеКрасного Села под Санкт-Петербургом. Большинство отечественных исследователей полагали, что строительство самолёта Можайского было завершено в 1882 году, однако историк авиации В. Н. Бычков пришёл к выводу, что сборка аппарата была закончена только к лету 1883 года.

31 января 1883 года А. Ф. Можайский выступил с сообщением о создаваемом им самолёте на заседании VII (воздухоплавательного) отдела Русского технического общества. Для подробного рассмотрения работ Можайского была создана комиссия под председательством М. А. Рыкачёва, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и от II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, «…чтобы VII отдел оказал содействие А. Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолёте Можайского. Оказать материальной помощи VII отдел не мог, и Можайский в 1883 году обращался к императору Александру III с прошением об отпуске средств в размере 2300 руб. для того, чтобы «закончить» аппарат и «произвести окончательный опыт над ним». Прошение Можайского было переадресовано в военное министерство. Из министерства ему ответили, что «…продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя Императорское русское техническое общество, которому и назначена определённая на этот предмет сумма». Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили.

 

 

Испытания на земле и попытка взлета

Документов, сколько-нибудь подробно описывающих испытания самолёта Можайского не сохранилось. В записке  Главного инженерного управления Военного министерства, составленной в 1884 году, на основе сведений «из частных источников», отмечалось, что самолёт Можайского «был даже им и приводим в действие, взбегая вверх по наклонным рельсам, но взлететь не мог». Однако, возможно, что описываемая процедура представляла собой не попытку взлёта, а своеобразные наземные испытания, направленные на оценку тяги силовой установки самолёта.

Имеется ряд сообщений, появившихся  уже после смерти А. Ф. Можайского — в конце XIX — начале XX века, описывающих попытку взлёта, предпринятую при испытаниях его самолёта. Некоторые из этих сообщений имеют, по мнению историка авиацииВ. Б. Шаврова, «силу первичного документа». Все они свидетельствуют, что во время попытки взлёта самолёт потерпел аварию с повреждением крыла и, возможно, шасси. По одному из свидетельств «механик, управлявший машиной, потерпел увечье». Строгого и однозначного указания на дату этого события - нет. Исследователи расходятся во мнении, называя 1883-й, 1884-й или1885-й годы. Ряд из этих сообщений, кроме того, указывает, что имел место отрыв аппарата от земли. Такая версия событий нашла своё отражение, в частности, в Военной энциклопедии Сытина (изд. 1916 г.), в статье «Можайский, Александр Фёдорович»:

«Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан.»

Многие отечественные исследователи (В. Ф. Болховитинов, П. Д. Дузь, В. Б. Шавров и др.) придерживались точки зрения, что отрыв самолёта от земли действительно имел место. Дузь и Шавров, при этом, признавали, что отрыву, скорее всего, способствовали внешние факторы: наклон ВПП, эффект влияния земли, возможно — сильный порыв встречного ветра. В частности, П. Д. Дузь рассматривает применение для испытаний самолёта Можайского наклонной ВПП, как установленный факт, считая, что для разбега самолёта при взлёте были использованы те же самые «наклонные рельсы», по которым, согласно докладной записке Главного инженерного управления, аппарат «взбегал вверх». Некоторые другие отечественные исследователи (В. Н. Бычков, Д. А. Соболев) выражают сомнения в том, что уклон ВПП был достаточно велик для того, чтобы обеспечить самолёту Можайского возможность отрыва (см. раздел Оценка технических характеристики самолёта и возможности полёта). Соболев, кроме того, указывает на ненадёжность воспоминаний, как источника сведений, а также полагает, что содержащиеся в дореволюционных источниках сведения носят противоречивый характер. Свидетельств, указывающих на личность лётчика («механика»), управлявшего самолётом Можайского во время попытки взлёта, не сохранилось. Встречающаяся иногда фамилия Голубева документально не подтверждается.

Информация о работе А.Ф. Можайский - создатель первого отечественного самолета