Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:02, реферат
Наблюдения людей за полетом птиц вселяло во многих из них веру, в возможность полета человека на крыльях с помощью своей мускульной силы. За свои смелые, но с самого начала обреченные на неудачу попытки летать, они часто расплачивались жизнью. Наиболее ярким примером таких полетов может служить дошедшая до наших дней легенда об Икаре и Дедале. Из российской истории можно выделить случай произошедший в XVI веке: боярский холоп Никитка на глазах царя Ивана Грозного и при большом скоплении люда с помощью крылатого аппарата сумел совершить удачный полет с колокольни. Но, несмотря на то, что полет оказался успешным, царь приказал отрубить холопу голову, а аппарат его сжечь – «ибо от нечистого это».
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Г л а в а I. История создания дирижаблей………………………………………………………………………………………….4
Г л а в а II. Классификация видов дирижаблей………………………………………………………………………………….8
По типу конструкции……………………………………………………………………………………………………….8
Жесткие дирижабли…………………………………………………………………………………………………….8
Полужесткие дирижабли…………………………………………………………………………………………….9
Мягкие дирижабли………………………………………………………………………………………………………9
По форме…………………………..………………………………………………………………………………………………10
По заполняющему газу…………………………………………………………………………………………………….10
Г л а в а III. Строение и механизмы функционирования………………………………………………………………….11
Классификация оборудования дирижабля по роду выполняемых задач…………………….11
Газовая система……………………………………………………………………………………………………………….12
Аэростатные газы………………………………………………………………………………………………………..12
Газовые клапаны…………………………………………………………………………………………………………14
Газовые шахты…………………………………………………………………………………………………………….15
Воздушная система…………………………………………………………………………………………………………16
Воздухоулавливатели………………………………………………………………………………………………..17
Вентиляторы……………………………………………………………………………………………………………….17
Воздушные клапаны…………………………………………………………………………………………………..19
Балластная система……………………………………………………………………………………………………….20
Балластные баки…………………………………………………………………………………………………………20
Балластные мешки……………………………………………………………………………………………………..21
Система управления рулями…………………………………………………………………………………………..22
Общее устройство управления рулями…………………………………………………………………….22
Рулевые механизмы…………………………………………………………………………………………………..25
Г л а в а IV. Перспективы развития и применения дирижаблей……………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Г л а в а
I. История создания
дирижаблей……………………………………………………
Г л а в а
II. Классификация видов
дирижаблей……………………………………………………
Г л а в а
III. Строение и механизмы
функционирования……………………………………
Г л а в а
IV. Перспективы развития
и применения дирижаблей……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Желание человека преодолеть силу притяжения земли и летать в воздухе берет свои истоки в глубокой древности. С незапамятных времен человечеством владело желание свободного полета в воздушном пространстве. Для претворения этой идеи в жизнь людям пришлось преодолеть долгий и трудный путь, полный как неудач, так и великих свершений и открытий.
Наблюдения людей за полетом птиц вселяло во многих из них веру, в возможность полета человека на крыльях с помощью своей мускульной силы. За свои смелые, но с самого начала обреченные на неудачу попытки летать, они часто расплачивались жизнью. Наиболее ярким примером таких полетов может служить дошедшая до наших дней легенда об Икаре и Дедале. Из российской истории можно выделить случай произошедший в XVI веке: боярский холоп Никитка на глазах царя Ивана Грозного и при большом скоплении люда с помощью крылатого аппарата сумел совершить удачный полет с колокольни. Но, несмотря на то, что полет оказался успешным, царь приказал отрубить холопу голову, а аппарат его сжечь – «ибо от нечистого это».
Первые идеи о возможности полета используя подъемную силу легких газов были найдены в материалах, относящихся к XIV веку. В работах француза Вассона есть упоминание о запуске воздушного шара, событие это состоявшееся в Пекине в 1306 году было приурочено к торжествам в честь восшествия на престол императора Фо Кина. Именно эту дату и стоит считать точкой отсчета в создании дирижаблей.
Современное передвижение воздухоплавательных аппаратов в воздухе основано на двух основных принципах: аэродинамическом и аэростатическом.
В соответствии с этим различают две смежные области техники: авиацию и воздухоплавание.
К летательным аппаратам, осуществляющим полет по первому принципу, аэродинамическому, относятся аппараты тяжелее воздуха, или самолеты, подъемная сила которых создается динамическим давлением воздуха на несущие поверхности крыльев.
К летательным аппаратам, основанным на аэростатическом принципе полета, относятся аппараты легче воздуха, которые поддерживаются в воздухе подъемной силой заключенного в их корпусе газа, более легкого, чем атмосферный воздух.
В современном воздухоплавании применяются: аэростаты, свободные и привязные, а также дирижабли.
Свободные аэростаты допускают управление движением только в вертикальной плоскости полета (выпуск части газа для снижения и выбрасывание балласта для подъема) и способны к перемещению только по направлению движения воздуха.
Привязные аэростаты совершают подъем и спуск, оставаясь прикрепленными к стальному тросу, ведущему к барабану специальной лебедки, расположенной на земле.
Дирижабль,
или управляемый аэростат (воздушный
корабль, воздушное судно), в отличие
от аэростатов свободных и привязных,
допускает управление и перемещение
не только в вертикальной, но и в
горизонтальной плоскости полета.
Глава I.
История создания дирижаблей
В 80-х
годах XVIII века люди вплотную приблизились
к постройке летательных
Началом эры воздухоплавания считается день 5 июня 1783 г. Тогда в небо поднялся воздушный шар, или аэростат (от греч. «аэр» — «воздух» и «статос» — «неподвижный»), братьев Монгольфье.
Простой воздушный шар (так называемый свободный аэростат) летит туда, куда его гонит ветер. Поэтому усилия изобретателей были сразу же направлены на поиск средств управления аэростатами. Сначала, по аналогии с плаванием по воде, хотели использовать паруса, рули и вёсла. Так, в 1784 г. француз Жан Пьер Бланшар поставил на аэростат парус и два весла, а члены Дижонской академии наук (Франция) изготовили воздушный шар с крыльчатыми вёслами. Были даже курьёзные решения: австриец Кайзерер в 1801 г. предложил запрягать в воздушные шары... дрессированных орлов. Немецкий механик Ф. Леппих в 1812 г. пытался построить «летучий корабль», чтобы бомбить с него войска Наполеона.
Первый научный проект управляемого аэростата создал в 1783 г. французский военный инженер Мёнье. Именно он разработал принципы, по которым в дальнейшем стали строиться управляемые аэростаты: тип движителя — воздушный винт, форма оболочки — удлинённая и неизменяемая. Изобретатель предложил использовать три воздушных винта и расположить их между гондолой и оболочкой (в то время винты не применялись даже на судах). Управлять аэростатом предполагалось с помощью руля. Весь механизм должны были приводить в движение 80 человек. Форма оболочки способствовала уменьшению сопротивления воздуха в полёте. Внутри оболочки, наполненной водородом, предполагалось поместить мягкие ёмкости с воздухом — баллонеты. Когда дирижабль поднимается, атмосферное давление падает, а водород расширяется. Тогда воздух из баллонета нужно было выпустить и таким образом уравнять давление. При спуске воздух надлежало накачать снова. Тем самым обеспечивалась неизменяемая форма оболочки и постоянство давления в ней.
Объём аэростата Мёнье должен был составить 79 ООО м3, длина — 84,5 м, диаметр — 42 м. В сущности, это был первый проект дирижабля (от фр. dirigeable — «управляемый») — управляемого аэростата с двигателем. Однако свои идеи Мёнье так и не сумел реализовать, и лишь много лет спустя большинство его технических предложений использовали другие изобретатели.
На первых порах серьёзным препятствием для создания управляемого аэростата было отсутствие лёгкого и мощного мотора, позволяющего лететь против ветра. В то время двигатель внутреннего сгорания ещё не изобрели, паровой же двигатель мощностью 50 л. с. имел массу около 5 т. Для подъёма его самого потребовался бы аэростат огромного объёма.
Только в 1851 г. талантливому механику Анри Жиффару удалось создать паровой двигатель мощностью 3 л. с. и массой всего 45 кг специально для аэростата. Через год изобретатель построил и сам аэростат. Его оболочка (объём 2500 м3, длина 44 м, диаметр 12 м) наполнялась светильным газом. 23 сентября 1852 г. Жиффар поднялся на своём аппарате на высоту 1800 м, пролетел со скоростью 10,8 км/ч небольшое расстояние по прямой и затем совершил посадку. Так началась
эпоха управляемого
воздухоплавания, а первым дирижаблем
стал аэростат Жиффара.
Рис. 1.2 : Дирижабль — С. А. Л. Дюпюи де Лома (Франция, 1872)
В 1872 году в Брюнне немецкий техник Генлейн испытал управляемый аэростат с оболочкой из прорезиненной ткани. Двигателем был газовый мотор Ленуара, работавший на светильном газе (который наполнял оболочку аэростата) и развивавший мощность 3,6 л. с. Для поддержания исходной формы оболочки при убыли из нее газа использовался воздушный баллонет, куда воздух нагнетался вентилятором. Особенностью дирижабля выступала жесткая рама длиной 30 м и шириной 4 м, подвешенная на тросах к сети, охватывавшей оболочку. Снизу к раме крепилась гондола. Такой способ подвески существенно повышал жесткость дирижабля в целом. На этом аппарате впервые были установлены автоматические предохранительные клапаны (их было два), которые открывались при критическом перепаде давления в оболочке. Первый полет дирижабля состоялся 13 декабря 1872 года, достигнутая скорость составляла около 19 км/ч. Недостаток средств заставил изобретателя отказаться от продолжения работ.
Во Франции братья Тиссандье построили дирижабль по типу дирижабля Дюпюи де Лома и установили в гондоле динамомашину Сименса мощностью 2 л. с. Оболочка объемом 1060 куб. м имела длину 28 м и диаметр 9,2 м. Ток для двигателя производили 4 аккумуляторные батареи, весившие 200 кг. 8 октября 1883 года дирижабль Тиссандье совершил первый полет, во время которого достиг скорости 4 м/с.
Наконец,
значительного успеха добились в 1884
году военные воздухоплаватели инженер
Шарль Ренар и Артур Кребс,
которым удалось построить
Конфигурация
оболочки их дирижабля «Франция»
была асимметричной, так называемой
«рыбообразной» формы, отличающейся меньшим
лобовым сопротивлением и большей
устойчивостью, чем симметричные веретенообразные
оболочки. В ней находился баллонет
объемом 438 куб. м, разделенный вертикальными
перегородками на 3 части с целью
уменьшения перетекания воздуха. Длинная
гондола более равномерно распределяла
нагрузку на оболочку, а впервые установленные
горизонтальные рули позволяли динамически
управлять высотой. Еще одним новым техническим
решением стала установка перемещаемого
вдоль гондолы груза, посредством которого изменялся дифферент дирижабля. Строительство этого летательного аппарата продолжалось более года, а выжидание безветренной погоды для полета — более трех месяцев. 9 августа 1884 года дирижабль впервые совершил круговой полет, т. е. вернулся к месту старта. Достигнутая скорость в 23 км/ч позволяла успешно бороться со слабым ветром, поэтому из выполненных семи полетов воздушный корабль пять раз возвращался к месту старта. Результаты, достигнутые Ренаром и Кребсом, получили высокую оценку военного министерства, и дирижаблями типа «Франция» начали оснащать воздухоплавательные части французской армии.