Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:12, реферат
1960-1970е года. Стремительно растет поток грузоперевозок и, как следствие, растут требования к воздушным судам единственного перевозчика в стране-Аэрофлота. А в странах Запада уже испытан и совершает коммерческие рейсы первый реактивный гражданский самолет. Лучшие умы отечественных КБ, производящих гражданские авиалайнеры работают над созданием абсолютно новых типов летательных аппаратов.
Введение 3
Ту-104 4
История создания 4
Конструкция 5
Эксплуатация 6
Ту-114 10
История создания 10
Конструкция 11
Эксплуатация 13
Ту-144. 16
История создания 17
Конструкция 19
Эксплуатация 22
Заключение 24
Список источников 25
щМИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУВПО УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)
ФАКУЛЬТЕТ
ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ
КАФЕДРА
ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛЕТОВ
Тема реферата № 28:
«Гражданские
самолеты отечественных КБ, ставшие историей
(история создания, эксплуатации, основные
тактико-технические характеристики,
особенности конструкции): Ту-104, Ту-114,
Ту-144.»
Ульяновск 2011
Оглавление
Введение 3
Ту-104 4
История создания 4
Конструкция 5
Эксплуатация 6
Ту-114 10
История создания 10
Конструкция 11
Эксплуатация 13
Ту-144. 16
История создания 17
Конструкция 19
Эксплуатация 22
Заключение 24
Список
источников 25
1960-1970е
года. Стремительно растет поток грузоперевозок
и, как следствие, растут требования к
воздушным судам единственного перевозчика
в стране-Аэрофлота. А в странах Запада
уже испытан и совершает коммерческие
рейсы первый реактивный гражданский
самолет. Лучшие умы отечественных
КБ, производящих гражданские авиалайнеры
работают над созданием абсолютно новых
типов летательных аппаратов. В рекордно
короткие сроки, наше КБ под руководством
А.Н. Туполева создает и испытывает советского
реактивного первенца Ту-104, затем создается
уникальный по своим ТТХ на тот момент
Ту-114, ставший на долгие годы флагманом
Аэрофлота.В конце 1960х годов совершается
прорыв. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский
самолет (в дальнейшем-СПС)поднимается
в воздух. Запад был поражен мощью,
величием и возможностями этих самолетов.
СССР доказал всему миру, что он способен
выпускать не только выдающиеся военные
самолеты, но и гражданские суда. Промышленность
СССР освоила множество новых технологий,
ведь все самые передовые технологии были
сконцентрированы в сфере авиации и космонавтики.
Аэрофлот открыл регулярные трансконтинентальные
и трансатлантические беспосадочные перелеты,
благодаря появлению Ту-114, был заключен
контракт с национальным перевозчиком
Японии. Реактивный первенец Аэрофлота
Ту-104 позволил пассажирам быстро и с комфортом
достигать пункта назначения. Ту-144 был
первым в мире СПС и, хотя, его коммерческая
судьба была недолгой, а летная полностью
завершилась в Жуковском в 1999 году совместной
эксплуатацией НАСА и ЛИИ, он стал знаковым
самолетом своей эпохи. Это-три самолета
легенды, три лица эпохи и у каждого
из них своя история, своя летная жизнь.
И о каждом из них необходимо рассказать
отдельно.
Успешное
внедрение самолетов с
На тот момент в своем летном парке Аэрофлот имел только самолеты типа Ил-12, Ил-14, Ли-2, Ан-2. Максимальная скорость самого современного из них – Ил-14 составляла 430 км/ч, а крейсерская 345 км/ч и максимальная коммерческая загрузка была-36 пассажиров на расстояние в 1250 километров (приблизительно расстояние от Москвы до Сочи) на высоте 6500 метров. Поршневые двигатели исчерпали свои возможности. Требовалось создать нечто новое. Более скоростное, вместительное, имеющее больший практически потолок и дальность полета. Этим нечто стал Ту-104.
Руководство
ОКБ, во главе с А.Н.Туполевым, основываясь
на положительном опыте
Схема перехода к Ту-104 от Ту-16 осуществлялась за счет замены фюзеляжа на вновь спроектированный большего диаметра (3,5 м вместо 2,9 м) с герметической кабиной от носка фюзеляжа до отсека хвостового оперения. Изменялась схема самолета: вместо среднеплана самолет становился низкопланом, соответственно перепроектировались центроплан и мотогондолы. От серийного Ту-16 использовались: отъемные части крыла, двигательные отсеки крыла, шасси, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и гондолы шасси. Первоначально Ту-104 проектировался на 50 человек, хотя с самого начала предусматривался дальнейший переход в случае удачи проекта на модификации под 70 и более пассажиров (дальнейшие модификации- Ту-104А и другие). В сентябре 1954 года эскизный проект Ту-104 был предъявлен ВВС. В ходе создания Ту-104 особое внимание было уделено обеспечению высокой надежности конструкции самолета, а также увеличению ресурса планера и особенно гермокабины. Одновременно для Ту-104 проводился поиск наиболее рациональных компоновочных схем размещения пассажирских салонов, кухни и бытовых помещений. Разрабатывалась конструкция удобных пассажирских кресел, бестеневое освещение салонов, подбирались цветовые гаммы интерьеров и материалы для обивки и облицовки перегородок и кресел. Интерьер самолета проектировался из предпосылки, что чувство комфорта и безопасности можно обеспечить, создав в самолете "домашнюю обстановку". В результате салон был перегружен элементами роскоши (отделка под золото, орех). Но все эти особенности в интерьере были присущи лишь первой опытной машине. В дальнейшем, уже в серии, интерьер пассажирского салона стал более "демократичным", приблизившись к мировым стандартам того периода. Первый полет Ту-104 совершил 17 июня 1959 года.
А свой первый полет с пассажирами на борту Ту-104 (на тот момент еще опытная модель) совершил 22 марта 1956 в Лондон с группой дипломатических работников, а также с Председателем КГБ И.А.Серовым, готовившим визит Н.С.Хрущева и Н.А.Булганина в Англию. Появление Ту-104 вызвало настоящий фурор на западе. Рейсы Ту-104 выполнял из Внуково, где был создан специальный авиаотряд. Первый коммерческий рейс Ту-104 совершил по маршруту Москва-Иркутск 15 сентября 1956года под управлением экипажа Е.П.Барбаша. Однако, очень скоро в судьбе самолета появилась «черная полоса». Стали происходить катастрофы по абсолютно непонятным причинам. В крейсерском полете на эшелоне самолет как будто «вставал на дыбы» и после этого переходил в неуправляемое падение. В дальнейшем это явление получило название "подхват"1. Впоследствии, после катастрофы Ту-104, который пилотировал экипаж Кузнецова Г.Д., конструкторы получили сведения о поведении самолета в процессе протекания этого явления. Площадь руля высоты и стабилизатора увеличили и «подхваты» прекратились. Однако, среди самолетов семейства Ту-104 всю его эксплуатацию оставалась другая проблема-грубые посадки. Самолет был сложен в пилотировании, а на просьбы летчиков что-либо изменить, КБ практически не реагировало. Однажды, присутствуя на послеполетном разборе в Аэрофлоте, А.Н. Туполев в сердцах сказал: «Это не самолет плохой. Это вы на нем летать не умеете». Уже в 1960 году машина была снята с производства и ее место быстро занял Ил-18, очень полюбившийся летчикам. Всего было построено 200 самолетов, потеряно 37 (причем 3 случая из них произошли по вине ПВО СССР, ошибочно сбившей самолеты во время учений). Ту-104 является самым аварийным самолетом среди всех самолетов, построенных в СССР. На Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов. Всего за 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100000000 пассажиров, проведя в воздухе 2000000 летных часов и выполнив 600000 полетов. Кстати, меню к первым рейсам составляла лично жена Хрущева. А 15 февраля 1961 с борта Ту-104 года было выполнено первое в СССР наблюдение солнечного затмения с высоты 10 км. Последний свой рейс Ту-104 совершил в Ульяновск и остался там на вечной стоянке в музее ГВФ.
КБ Туполева было создано 19 модификаций самолета Ту-104:
- Ту-104 - первый серийный 50-ти местный вариант самолета, построено 29 машин;
- Ту-104А - 70-ти местная модификация самолета, построено 80 машин, шесть самолетов этой модификации были поставлены в ЧССР, где эксплуатировались в течение нескольких лет;
- Ту-104Б - 100 местная модификация самолета с удлиненным фюзеляжем и низменной механизацией крыла, построено 95 машин, в ходе эксплуатации переоборудовались в Ту- - 104Б-115 на 115 пассажирских мест и под новое навигационно-пилотажное и радиотехническое оборудование;
- Ту-104В - неосуществленный серийный проект на 117 пассажиров;
- Ту-104Г и Ту-104Д - салонные варианты самолета;
- Ту-104Е - опытная модификация самолета под более экономичные двигатели РД-16-15 (тяга 11300 кг) и с изменениями в конструкции планера и самолетных систем;
- Ту-104В - часть самолетов Ту-104А переоборудованных силами ГВФ в 100-105 местные машины;
- Ту-104Д-85 - переделка Ту-104А под 85 мест;
- Ту-104В-115 - переделка Ту-104Б под 115 мест;
- Ту-104А-ТС и Ту-104БТС - переделка серийных машин в транспортно-санитарные (переделка в строю была предусмотрена в конструкции базовых самолетов);
- Ту-104АК - летающая лаборатория для подготовки космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесом ости;
- Ту-104Ш - переделка одного из серийных Ту-104 в штурманский учебный самолет для подготовки персонала ракетоносцев Ту-16К-10;
- Ту-104ЛЛ - несколько серийных Ту-104 переделанных для отработки радиотехнического оборудования самолетов Ту- 128 и Ту-22М и др;
- Ту-104 "ретранслятор" - использовался при испытаниях Ту-144;
- Ту-104 2НК-8 - в 60-ые годы рассматривался проект переоборудования парка Ту-104 (одновременно с Ту-16) под двигатели НК-8;
- Ту-104Д 3НК-8 - один из первых проектов ОКБ по теме Ту-154, имевшая в основе конструкцию Ту-104, приспособленную под новую силовую установку;
- самолет "110" (Ту-110) - четырехдвигательная модификация самолета Ту-104, было построено несколько самолетов в Казани, самолет предназначался на экспорт, однако программа была свернута из-за отсутствия заказов, самолеты долгие годы использовались в качестве различных летающих лабораторий;