Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный анализ процесса становления и развития гражданского общества в регионе и его взаимодействия.
Введение…………………………………………………………………..…..3-6
Глава 1. Концептуально-методологические основы
исследования гражданского общества……………………………...7-27
1.Исторический экскурс и современные реалии……………..………7-10
2.Теоретико-методологические подходы к пониманию
гражданского общества…………………………………………....11-14
3.Предпосылки к созданию гражданского общества……………...15-19
4.Проблемы формирования гражданского общества.
Что такое атигражданское (псевдогражданское) общество?.......20-27
Глава 2. Гражданское общество в региональном разрезе…………..…28-31
2.1. Гражданское общество в краснодарском крае……………………..32-40
Заключение…………………………………………………………….…...41-43
Список использованной литературы……………………………….……..44-45
Все конфликты и противоречия, возникающие между оппозицией и руководством государства, между политическими партиями и различными организациями, должны решаться мирно, цивилизованно, путем переговоров, митингов, демонстраций, пикетов, газетно-журнальных публикаций, радио- и телематериалов.
Во время чрезвычайных событий (чужеземные вторжения, грозившие порабощением или истреблением; эпидемии, опустошавшие города и села; стихийные бедствия вроде засух, наводнений, разрушительны землетрясений и т.д.) противоречия, существовавшие в той или иной стране, отходили на задний план. Общество сплачивалось, объединяло свои силы для отпора врагу, преодоления последствий буйства стихии.
Но в дальнейшем все возвращалось «на круги своя», и можно ли говорить о гражданском обществе применительно к древности или Средневековью. Гражданское общество в современном понимании присуще Новому и Новейшему времени. Оно не исключает наличие противоречий – прежде всего социально-политических и национальных. Трудно представить и демократию Запада, и тем более российское постсоветское общество идеально благоустроенным садом, где все дорожки ровные, все деревья и кусты подстрижены. Но суть гражданского общества в том и состоит, что противоречия преодолеваются демократически, цивилизованно.
Жизнь
показывает, как это трудно!13
Для того чтобы преодолевать все трудности и противоречия, возникающие на пути построения гражданского общества в России, надо сначала определить что же такое гражданское общество как понятие?
В
научной литературе существует ряд
определений гражданского общества:
«совокупность
Представляется,
что все эти определения
Пытаясь определить, описать гражданское общество, как мне думается, следует иметь ввиду, что оно обладает меняющимся, гибким, разнообразным набором атрибутов и элементов, которые все учесть практически невозможно. В то же время часть из них для России может сегодня иметь крайне важное значение, а другая – несущественное, второстепенное.
По
сути, в большинстве современных
дефиниций гражданского общества превалируют
следующие моменты: независимые
от государства институты и
Таким
образом, подытожив все выше сказанное,
соотнеся понятия гражданского общества
с разными сферами жизни
Гражданское общество – это исторически возникающая на заре техногенной эпохи и далее через противоречия возникающая совокупность цивилизационных структур и форм, воплощающихся в тех функциях и действиях индивидов, социальных групп, ассоциаций, объединений, специфика которых состоит в том, чтобы, «располагаясь» между институтом семьи и институтами государства, со своей стороны способствовать выполнению следующих, выпадающих именно на их долю социально-исторических задач:
Для того чтобы понять, что требуется от населения и от каждого индивида в отдельности для формирования гражданского общества и какие предпосылки существуют в нашей стране на сегодняшний день, прибегну к размышлениям такого известного и много значащего философа древности как Гегель.
Рассуждение Гегеля ведется в эпоху, которая кладет начало невиданному прежде разнообразию, обогащению потребностей и, по крайней мере, ставит вопрос о реальном удовлетворении максимального количества базовых потребностей максимального количества людей, что уже в наше время стало своего рода законом социальной жизни во многих странах. В условиях социализма достичь чего-то подобного не удавалось, поэтому исполнение этой цели обещали добиться при коммунизме.
Во-первых, в процессе удовлетворения потребностей удостоверяется, по Гегелю, взаимозависимость людей, общественный характер человеческой деятельности, сопряжение частного с общественным. Во-вторых, - и это особенно существенно для темы гражданского общества – конкретность общественных потребностей требует столь же конкретных средств реагирования на них. Вот почему, считает Гегель, здесь должно «укореняться» именно и скорее гражданское общество, а не только государство. Ибо реализовать весь конкретный набор задач, целей, средств не под силу государству (Особенно распростертому, как Россия, на огромных территориях) – даже если бы государство функционировало исправно, чего добиться совсем не просто. И этот подход Гегеля считают совершенно правильным.19
Приведу простой пример. В Германии (и ряде других стран) на каждой, в сущности, улице, если не на каждом углу, есть хоть и маленькая, но прекрасная булочная (колбасная и т.д. лавочка). Чаще всего это способы, формы ответа на потребности в хлебе насущном были и в прошлых веках. Почему? Да потому что пекарь, булочник – и их объединение, их «цех» - сами решали и сейчас решают, какой им печь хлеб, где лучше его продавать и т.д. А теперь сопоставьте с тем, что на улицах Москвы, даже центральных, негде купить хлеба, тем более такого замечательно-свежего и разнообразного, какой продают в Германии. И ведь все это потому, что некий абстрактный «государственный» или «муниципальный», но в обоих случаях чиновный, «ум» у нас решает, где быть или не быть конкретной булочной… При распространении коррупции, «чиновничьего головотяпства» такие решения с необходимостью оборачиваются против потребностей граждан.20
В
концепции Гегеля эти «места»
конкретных жизненных решений, принимаемых
и исполняемых (конечно не бесконтрольно)
самим населением, и должна быть
первостепенно важной, первоосновной
сферой гражданского общества. Куда государству
нет нужды и даже вредно вмешиваться,
поскольку история испокон
Могут
спросить: возможно ли такое и как
возможно в современном сложном
обществе, где подобные учет и отклик
требуют увязки поистине необозримого
числа звеньев и фактов? А все
достаточно просто и заключается
в «добропорядочности и честности»
там, где каждый из индивидов должен
выполнять свои повседневные трудовые,
профессиональные обязанности и
где тема гражданского общества вносит
хоть и дополнительные, но фундаментальные
акценты. Ибо никакая активность
граждан и их объединений, скажем,
в политической, культурной, спортивной
и т.д. областях не сможет восполнить
дефицита именно гражданско-общественной
ответственности всего