Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:58, контрольная работа
Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов.
Сдержание.
1. Понятие «власть»
2. Общество и власть.
3. Структура политической власти
4. Виды “власти”
5. Вывод
6.Литература
Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект — те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Суть
представительной демократии хорошо выражена
в "Декларации независимости США",
где "отцы-основатели" Американской
республики записали: "Мы считаем
самоочевидным следующие
Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избраннойим политической власти.
Разумеется,
в обществах с
Субъект и объект политической власти — это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое — ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).
4. Виды “власти”
Особенности
различных элементов власти—
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является, ее деление в соответствии «ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.
Экономическая власть—это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
Социальная власть — это распределение положения социальной структуре, статутов, должностей и привилегий.
Политическая власть — всякая организованная воля - одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.
Политическая власть характеризуется рядом признаков:
1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;
2)
верховенством,
3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит— обращение ко всем гражданам от имени всего
общества с помощью права (закона); |
4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра
принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
5)
многообразием ресурсов. Воспроизводству
отношений политической власти
способствуют нормы и правила,
регламентирующие этот тип
отношений, во-первых, нормы, определяющие
статус главы государства,
Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в поитическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты-парламента. В основном же в современных демократических странах нормой становится конкурентная борьба на выборах.
В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности правляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.
Нормы создаются обоими участникам и властного взаимодействия, хотя вид закона и» придают государственные органы.
Политическая
элита, конечно, может проявить инициативу
и принять закон, регламентирующий
ее отношения с массами
Духовно-информационная власть —это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но к манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.
По широте распространения выделяются мегауровень- международные организации (ООН, НАТО); макроуровень-центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
Есть классификация власти по функциям ее органов:
законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.
Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи важнейшей считают экономическую власть.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство подчинять ее своим целям.
В определенных условиях доминирующее влияние я» общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний)
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.
Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностыо. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.
Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.
Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность» .«Легитимность» и "легальность" - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе — юридический.
Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенности мотивов подчинения.
Традиционная
легитимность. Она возникает благодаря
обычаям, привычке повиноваться власти,
вере в непоколебимость и
Легальная
или рационально-правовая легитимность.
Она основывается на добровольном признании
установленных юридических
В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).
Харизматическая легитимность, она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению её традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционны перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.