Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа
Данная работа посвящена этнополитическим конфликтам, в частности конфликтам на территории Грузии.
Цель работы – исследование динамики развития этнополитических конфликтов на территории современной Грузии.
Мною была предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования этнополитических конфликтов - определить понятие и сущность этнополитического конфликта, выявить стадии этнополитического конфликта,
2. Проанализировать причины и динамику развития этнополитических конфликтов на территории современной Грузии, рассмотреть итоги этих конфликтов.
Объект моего исследования – этнополитические конфликты, предмет - этнополитические конфликты на территории Грузии.
Введение………………………………………………………………………...3
Раздел 1.Теоретические основы исследования этнополитических конфликтов…………………………………………………………………………..5
Раздел 2. Этнополитические конфликты на территории современной Грузии: причины и динамика развития, итоги…………………………………...13
Заключение………………………………………………………..…………..25
Список литературы..………………………………………………………….27
Приложение………………….……..28
Очередное усиление напряжённости в зоне конфликта совпадает с приходом к власти Михаила Саакашвили, объявившего курс на восстановление территориальной целостности Грузии. В это время происходит обострение ситуации в Аджарии.
В 1991 году председателем Верховного совета Аджарской Автономной Республики стал Аслан Абашидзе, чей род правил Аджарией с 1463 года. После начала гражданской войны он создал собственную армию в качестве противовеса вооружённым группировкам, объединявших сторонников и противников Звиада Гамсахурдия. В отличие от руководства Абхазии и Южной Осетии, Абашидзе не пытался добиваться независимости Аджарии и развивал её как «свободную экономическую зону» с правом оставления таможенных сборов в республике, а в 2000 году добился внесения в Конституцию Грузии особого государственного статуса Аджарии. Фактически он являлся полунезависимым правителем республики. Кроме того, в Батуми располагалась 145-я мотострелковая дивизия России, с руководством которой Абашидзе поддерживал дружеские отношения. До 1999 года ему помогали также российские погранвойска, но после их ухода он начал подготовку собственных пограничников. В связи с присутствием в Аджарии военной базы ВС РФ у российского руководства имелся реальный механизм если не влияния, то, по меньшей мере, контроля ситуации в аджарском регионе. Грузия же стремилась вернуть влияние на Батуми. Помимо этого, имелась и существенная экономическая предпосылка конфликта: до установления в автономии контроля со стороны центральной власти в 2004 году Аджария самостоятельно контролировала границу с Турцией и поступления от таможенных сборов, собираемых с морских судов (преимущественно), авиасудов и автотранспорта (согласно поправке в Конституции Грузии от 2000 года, отменённой 5 июля 2004 года).
В ноябре 2003 года в Грузии начались митинги оппозиции, обвинившей власти страны в фальсификации результатов парламентских выборов, которые затем переросли в «Революцию роз». С избранием президентом Грузии Михаила Саакашвили отношения между Тбилиси и автономией не улучшились, а наоборот накалились. 22 января Михаил Саакашвили объявил: "Грузия — это единая страна, а кто противится — пусть убирается из неё. Я наведу порядок в стране, в том числе и в Аджарии. Никакой агрессии в отношении аджарских властей нет и не будет, но одно должны понять все — каждый квадратный сантиметр грузинской земли будет под контролем".
14 марта 2004 года бойцы спецназа министерства госбезопасности Аджарии и сторонники Абашидзе не пустили кортеж с президентом Саакашвили и главой МВД Грузии Георгием Барамидзе на территорию автономии. На следующий день грузинское руководство приняло решение осуществить "ряд конституционных мер по блокированию сепаратистского режима Аджарии" .18 марта, в результате достигнутой договорённости с председателем парламента Нино Бурджанадзе, в столице Аджарии — Батуми прошла встреча Михаила Саакашвили и Аслана Абашидзе, на которой Тбилиси согласился снять экономическую блокаду Аджарии, а Батуми — разоружить вооружённые формирования и не препятствовать проведению на территории автономии парламентских выборов,но они не разрешили кризис. ЦИК Грузии отменил результаты голосования в Хулойском и Кобулетском районах, где партия Аслана Абашидзе "Возрождение" одержала победу, но при попытке провести повторные выборы местные жители разгромили помещение временного штаба по проведению выборов и уничтожили документацию, привезённую из Тбилиси, что вновь обострило ситуацию в автономии.
27 апреля Абашидзе подписал указ о всеобщей мобилизации в Аджарской автономии. 2 мая по решению руководства Аджарии были взорваны три автомобильных моста через реку Чолоки, которые являлись важным связующим звеном между Аджарией и остальными частями Грузии, а в городах Кобулети и Цихисдзири было разобрано железнодорожное полотно, соединяющее Батуми с Грузией. В тот же день Саакашвили предъявил лидеру Аджарии ультиматум сроком до 12 мая разоружить незаконные вооружённые формирования, пригрозив в противном случае роспуском правительства и парламента Аджарии. Действия Грузии подержали США. Масштабный вооружённый конфликт в автономной республики был предотвращён в результате переговоров между Россией и Грузией. В Аджарию отправился секретарь Совета Безопасности РФ Игорь Иванов. В ночь с 5 на 6 мая Аслан Абашидзе вместе с сыном Георгием покинули Аджарию, вылетев с секретарём Совета Безопасности РФ в Москву.
Отставку Абашидзе тысячи людей встретили ликованием на улицах Батуми. Кресло Абашидзе было вынесено из его кабинета в здании Верховного совета Аджарии, сломано и публично сожжено у памятника его деда — Мемеда Абашидзе. 5 июля президент Грузии подписал конституционный закон "О статусе Аджарской автономной республики в связи с изменениями в Конституцию Грузии", согласно которому в автономии функционируют высший представительный орган Верховный Совет Аджарии и исполнительная власть в лице правительства, которое подотчётно центральным властям Грузии. Аджарский кризис завершился полным подчинением автономии столичным властям.
В феврале 2006 года грузинские власти заявили о необходимости наличия виз у российских миротворцев в зонах межэтнических конфликтов, эти заявления сопровождались частыми задержаниями военнослужащих миротворческого контингента по причине отсутствия виз. Российская сторона не признала законность грузинских требований. 15 февраля 2006 года парламент Грузии принял постановление, в котором деятельность миротворческого контингента в Южной Осетии признавалась неудовлетворительной и высказывалось желание перейти на «новый формат миротворческой миссии». В мае того же года грузинские власти объявили «уголовными преступниками» российских миротворцев, прибывших в Южную Осетию в рамках проводившейся ротации, по причине нарушения визового и пограничного режима, которое имело место быть с точки зрения властей Грузии. Южноосетинские власти в ответ на претензии Грузии пригрозили ввести визы для грузинских граждан включая миротворцев. Ситуация обострилась 18 июля, когда парламент Грузии потребовал вывести либо «легализовать» миротворцев.
12 ноября 2006 года в Южной Осетии были одновременно проведены двое парламентских выборов и референдум о независимости. Одни выборы и референдум были проведены на территории, контролируемой властями Южной Осетии (здесь победил Эдуард Кокойты, и большинство участников референдума высказалось за независимость). Другие выборы были проведены на территории, контролируемой грузинскими властями, и среди беженцев из Осетии, находящихся на территории собственно Грузии (здесь победил Дмитрий Санакоев). В том же году Грузия ввела свои войска в Кодорское ущелье, несмотря на протесты Абхазии, после чего контингент российских миротворцев в нижней части ущелья был усилен. Летом — осенью 2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем.
В конце апреля над Абхазией уже был сбит беспилотный самолёт-разведчик, незаконно залетевший с территории Грузии. Этот инцидент вызвал серьёзный международный скандал. Грузия обвинила Россию в том, что её военно-воздушные силы сбили самолёт, а также потребовала рассмотрения этого случая в Совете Безопасности ООН. После этих событий ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта резко обострилась. Москва ввела в Абхазию дополнительные силы миротворцев, а Тбилиси расценил этот шаг как военную агрессию.
В конце июля — начале августа происходила также эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.
Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, что, однако, реально сделано не было.
8 августа 2008 года к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. 12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья, после чего активные боевые действия закончились.
С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»).
Однако в дальнейшем ситуация в Грузии не решилась, а скорее приобрела эффект бомбы замедленного действия. Обострения в зонах конфликтов чередуются с переговорами о предотвращении инцидентов; стороны, обвиняя друг-друга в отсутствии конструктивного подхода к вопросу, до сих пор не могут придти к консенсусу. Южная Осетия и Абхазия получили мощного союзника в деле об обретении независимости в лице России. Грузия, прикладывает все усилия к тому, чтобы ее позиция «маленькой демократии, обиженной имперским диктатом» была поддержана странами НАТО. Новые шаги США в этом направлении, а также ответ России на них, станут очередными вехами в поисках нового мирового порядка.
Расхождение в подходах к урегулированию региональных конфликтов между Россией и США заключается, прежде всего, в том, что нынешнее российское руководство, считающее себя привилегированным игроком на постсоветском пространстве, начало навязывать свои позиции силовыми методами. Именно этот факт не позволяет теперь нашей стране играть роль посредника, которая была определена ей после распада СССР. Изменение модели поведения российского руководства при применении силы в решении грузино-осетинского конфликта предполагает полное расхождение позиций с Западом по принципиальным вопросам, что в свою очередь, предполагает поиск новых посреднических сил.
Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось сложными и противоречивыми событиями. С карты мира исчез СССР, оставив после себя полтора десятка самостоятельных государств, среди которых была и Российская Федерация. Серьезным препятствием в движении России по направлению к выходу из кризиса стало обострение этнополитических противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. Этнические конфликты на постсоветском пространстве возникали из-за неподготовленности государств к восприятию и правовому разрешению проблем национальностей, национальных меньшинств, оказавшихся в различном социально-психологическом положении после распада Союза, а так же из-за отсутствия концепции национально-государственного устройства, и четкой программы национальной политики.
Негативное влияние оказывает на ситуацию и неотрегулированность в этих условиях проблем взаимоотношения, во-первых, между "старыми" нациями и новыми суверенными государствами, а во-вторых, между национальным большинством, именем которого называются эти государства, и национальным меньшинством, которое хочет обрести свой собственный национально-государственный суверенитет. Следует учесть тот факт, что взрыв национального самосознания в постсоветских странах сопровождался его однозначной ориентированностью на политическое самоутверждение статуса своей национальной общности.
Этнополитические, межнациональные конфликты сконцентрировали в себе весь комплекс постсоветских кризисных проблем социально-экономического и духовно-психологического характера. Под этническими знаменами продолжается борьба политических элит, кланов и групп, что оказывает порой решающее влияние на процесс адаптации населения к новым политико-правовым и социально-экономическим реалиям жизнедеятельности государства, этносов и человека.
Конечно, однозначно нельзя утверждать, что подобные конфликты происходят по вине государства или этнического большинства в той или иной стране. Достаточно активно тут проявилась и нетерпимость в среде национального меньшинства, особенно в тех случаях, когда у него уже был вполне определенный автономный статус. Меньшинство хочет не только сохранить этот статус, но и, по возможности, расширить.
Как известно, стабильность, в том числе и этнополитическая, является одной из важнейших составляющих любого государства. Под стабильностью государства понимается тенденция основных элементов его политической системы оставаться в рамках определенных и заранее установленных ограничений, даже если система испытывает воздействие со стороны среды. Оптимальными в современных условиях формами поддержания этнополитической стабильности при соблюдении принципа государственно-территориальной целостности служат включение государственным центром этнических регионов в систему федеративных отношений, пропорциональное распределение власти в регионах между этническими общинами, формы ограниченного экономического самоопределения этнических регионов, институт национально-культурной автономии этнических групп.
1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб., 2004.
2. Ардзинба В. «В возобновлении грузино-абхазского конфликта никто не заинтересован» // Независимая газета. 2000. 18 мая.
3. Архипова Г.Г. Этнический фактор в формировании органов государственной власти в полиэтнических государствах: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2006.
4. Восканян С.С. Очерк истории армяно-азербайджанских этнополитических отношений. - Волгоград: ВолГУ. 2002.
5. Деникин А. Очерки русской смуты. - Минск: «Хорвест». 2002.
6. Жоржалиани Г., Тоидзе Л., Лекишвили С. Исторические и политико-правовые аспекты грузино-осетинского конфликта. - Тбилиси: «Самшобло». 1995.
7. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском простанстве. М.,1997.
8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999.
9. Малышева Д.Б. Конфликты в развивающемся мире, в России и Содружестве Независимых Государств: Религиозный и этнический аспекты. -М., 1997.
10. Михайлов В. А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. 1993. №.5.
11. Ожиганов Э. Н. Баланс власти и этнополитические конфликты // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994.
12. Паин Э.А. Концепция государственной политики России в зонах этнических конфликтов на территории СНГ. - М.: 1994.
13. Савва Е.В. Этнический и этнополитический конфликт: проблемы построения теоретической модели //Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. Москва-Ставрополь. 2002.
14. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998.
15. Смолянский В.Н. Национальные конфликты в СССР и СНГ (1985-1992 гг.). - Улан-Уде: БНЦ СО РАН. 1996.
16. Стефаненко Т.Г. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования// Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. - М., 2003.
17. Султыгов А.-Х.А. Опыт урегулирования этнополитических конфликтов в современных условиях. М.,2005.
18. Тишков В. А. Конфликт в сложных обществах. Этнополитический конфликт: пути трансформации. М., 2007 .
19. Тураев В. А. Этнополитология. М., 2004.
Информация о работе Этнополитические конфликты на территории современной Грузии