Личность в политической жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:30, реферат

Описание

Проблема личности в политике относится к числу «вечных». Она вызывает неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В политической науке, между тем, эта проблема относится к числу наименее исследованных. В профессиональных политологических изданиях число публикаций на эту тему минимальное. Это связано с претензиями многих политологов на создание «объективной» науки, где действие субъективного фактора сведено к минимуму. Личность о

Содержание

Введение
1.Личность в политической жизни
1.1.Причины участия личности в политической жизни
1.2.Влияние образования на личность
2.Роль личности Горбачева в истории России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Личность в политической жизни.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

 
Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации                                ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»                                                                          

Кафедра «Экономической теории» 
 
 

Реферат на тему: 

«Роль личности в истории» 
 
 
 

Выполнила: Флеонова А.В.

                                                                                        Группа 521 

                                                              Проверила: Сологуб

                            
 
 
 
 
 
 
 

Пенза 2009г. 
 

Содержание

   Введение

   1.Личность в политической жизни

   1.1.Причины участия личности в политической жизни

   1.2.Влияние образования на личность

   2.Роль личности Горбачева в истории России

   Заключение

   Список  литературы

 

Введение

   Проблема личности в политике относится к числу «вечных». Она вызывает неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В политической науке, между тем, эта проблема относится к числу наименее исследованных. В профессиональных политологических изданиях число публикаций на эту тему минимальное. Это связано с претензиями многих политологов на создание «объективной» науки, где действие субъективного фактора сведено к минимуму. Личность они выносят «за скобки» либо потому, что считают ее влияние на политические события незначительным, либо потому, что не владеют качественными методами исследования, позволяющими учитывать уникальные, неповторимые свойства тех, кто делает политику.

В современной  политической науке ситуация медленно, но изменяется. Большинство политологов сейчас признают необходимость исследования личностного фактора в ходе политического процесса. 

1.Личность в политической жизни.

 

 По  отношению к политике личность  может быть как объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации. Мерой политической субъективности человека является его политическая активность, участие в политической жизни. Она поддаётся количественным измерениям, поэтому изучается методами социологии и психологии. Например, в последние годы в нашей стране широкое распространение приобрели опросы общественного мнения по поводу актуальных политических событий, результаты которых дают представления о степени политизированности масс, их готовности к определённым политическим действиям. Участие в политической жизни - нормы демократии. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Политическая активность и политическое влияние отдельных личностей различны. Этим объясняется наличие лидеров и людей, их поддерживающих.

 Активное  участие  личности  в  политической  жизни общества имеет многоплановое значение.

   Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия  всех потенций человека,  для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет  необходимую  предпосылку  наиболее эффективного решения общественных задач.  Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию  человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.  Но вне демократии,  доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,  ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

   Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным  условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом,  контроля  над  деятельностью   политико-управленческих структур со стороны народа,  средством противодействия бюрократическим несправедливостям в аппарате управления, отделений функций управления от общества.

  В-третьих, через  развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом – это по большому счету все же промежуточный результат, конечный же – всегда человек. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культуры и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни.

  Внешним выражением степени политической активности личности может служить состояние включенности ее в политическую практику, масштабы участия в ней (особенно в осуществлении власти), множество и значимость политических ролей, выполняемых личностью. В шкале участия личности в политическом процессе можно выделить следующие типы ролей:

  а) обычный член общества и гражданин с ничтожными политическими влияниями, ничтожной активностью и заинтересованностью политикой (вплоть до аполитичности) и потому обладающий статусом лишь объекта политики;

  б) гражданин, состоящий в социальной организации, социальном движении либо в нескольких организациях, опосредованно включенных в сферу политической практики, а потому и гражданин принимает в ней 
опосредованное участие (деятельность, принятие решения), если это вытекает из его роли как рядового члена организации;

  в) гражданин, являющийся членом политической организации (политической партии и т. п.), осознанно и по собственной воле включенный непосредственно в поток политической жизни, хотя бы в том объеме, в 
каком это отражается во внутренней жизни этой политической организации. Максимальный объем участия определяется здесь отношением между потребностями и заинтересованностью личности, с одной стороны, и 
возможностями, вытекающими из социального статуса организации, а также той конкретной ролью, какую выполняет в ней личность,— с другой;

г) общественный деятель, в частности — политический деятель;

  д)  профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только специализированным видом занятий (единственным и основным), но и смыслом жизни; 

  е) политический лидер — организационный, идейный, формальный либо неформальный, функционирующий как авторитет, либо как «последняя инстанция».

   Проблему  можно рассмотреть на типологии  политических лидеров. Всякой политической организации требуются политические лидеры, однако потребность в типе политического лидера меняется в зависимости от степени развитости организации, степени ее институциональности. В познавательных целях следует, на наш взгляд, различать уровни и формы политического участия. В свою очередь выделение того или иного уровня зависит от критерия, положенного в основу классификации. Прежде всего можно говорить о функциональном уровне политического участия. Здесь целесообразно выделить роль личности в определении структуры политической власти и того, как она должна распределяться между политическими институтами, органами государства и  должностной иерархии; в формировании и совершенствовании нормативной основы политической системы, в комплектовании персонального состава органов государственной власти и управления, судебных и контрольных инстанций, а также других политико-властных структур; в разработке и осуществлении курса внутренней и внешней политики и в принятии конкретных политико-управленческих решений; в определении других параметров политической жизни (формирование и активизация политического сознания, поддержание, изменение и развитие политической культуры, определение функций и использование политической коммуникации и т.д.).

   Деятельность  личности как субъекта политики осуществляется далее на уровне непосредственного или опосредованного участия. Непосредственное участие граждан или подданных (в монархиях) в решении важных вопросов государственной и общественной жизни называется прямой демократией. Формами такого участия являются выборы, референдумы, сходы и т.п. Вместе с тем политическое участие может осуществляться и через избранные людьми органы (парламент, местные органы власти, выборные органы общественно-политических организаций и объединений) и депутатов (делегатов, уполномоченных и т.п.,) при наличии полноценной отлаженной обратной связи.

   В развитом цивилизованном обществе обеспечивается участие граждан в управлении всеми сторонами его жизни — экономической, социальной и политической. Поэтому в зависимости от сферы общественной жизни можно также выделить разные уровни участия; собственно политическое—вовлеченность в политико-властные отношения (демократия политическая) и несобственно политическое (демократия социальная и экономическая). Когда говорят о демократии, то, как правило, имеют в виду политическую демократию, т.е. участие личности, социальной общности, организации в политической жизни общества, то, насколько реально народ владеет политической властью, использует ее в своих интересах, И такое понимание не вызывает принципиальных возражений, ибо само становление и развитие демократии как общественного явления и как научной категории было связано с восприятием ее именно как определенного способа властвования, воплощения народного суверенитета. Кроме того, без демократической организации и функционирования политической власти невозможна демократия ни в одной другой сфере жизни общества.

   Социальная  демократия как специфический образ  жизни предполагает, что члены общества считают себя социально равными, особенно с точки зрения своего гражданского статуса, возможностей и условий, которыми они обладают для саморазвития, удовлетворения разнообразных материальных и духовных интересов. В этом социальная демократия близко соприкасается с такими понятиями, как «социальное равенство» и «социальная справедливость», «духовная свобода» и «независимость». Кроме того, социальная демократия означает наличие первичных демократически организованных социальных ячеек, коммун, общин, добровольных объединений граждан, организаций местного самоуправления, которые в совокупности позволяют решать целый ряд социальных вопросов самостоятельно, без активного включения политической власти.

   Само  сочетание слов «экономическая демократия» указывает сферу, на которую распространяется данный вид демократии. Одно из его значений — это уравнение экономических возможностей и условий экономической деятельности, устранение или предупреждение большого разрыва в материальном положении людей. При таком понимании существует опасность отождествления экономической демократии с уравниловкой. Вместе с тем нередко экономическую демократию понимают как демократию производственную, т.е. участие трудящихся в управления производством.

1.1.Причины участия личности в политической жизни

 Всесторонне  развитый человек – это активный  общественный деятель. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни – это способ возвышения человеческого в человеке. Достижение целей широкого политического участия людей в значительной степени зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, так как сама мотивация может быть с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия очень сложный. Известный американский политолог Г. Лассвелл в свое время, объясняя присущее части людей стремление к политическому лидерству, выдвинул следующую теорию: « … стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремиться компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности». Однако эта точка зрения не получила всеобщего признания. Была и другая: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает её возможности в развертывании активной политической деятельности. Чтоб получить достаточно полное представление о мотивации участия в политическом процессе, необходимы широкие социологические исследования отдельных мотивов конкретных личностей с учетом их принадлежности к разным социальным группам и других факторов социальной среды.

Информация о работе Личность в политической жизни