Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:06, курсовая работа

Описание

В юридической науке понятие «механизм правового регулирования» активно используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения. Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом достаточно глубоко и всесторонне проанализированы в общетеоретической литературе. Вместе с тем значение этого понятия, безусловно, не сводится к оперированию им в общей теории права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Понятие административно-правового регулирования и его элементы…………………………………………………………………...4
2 Понятие административно-правовой нормы.…….……………………6
3 Отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права…………………………………….……………………………….....9
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Основы Права Кана сем1.docx

— 32.72 Кб (Скачать документ)

Республика Казахстан

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине «Основы права»

на тему: Механизм административно-правового регулирования.

 

 

 

 

Специальность: 5В0719«Радиотехника, электроника и телекоммуникации»

Выполнил: Нуржанов К.К.  Группа МРТ-09-1   № зач. кн.: 093037

Принял: Турунтаева А.А

____________________________________«___»___________________ 2013 г.

.

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

Алматы 2013 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………3

1 Понятие административно-правового регулирования и его элементы…………………………………………………………………...4

2 Понятие административно-правовой нормы.…….……………………6

3 Отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права…………………………………….……………………………….....9

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………….14 

Введение.

 

В юридической науке понятие  «механизм правового регулирования» активно используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения. Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом достаточно глубоко и всесторонне проанализированы в общетеоретической литературе. Вместе с тем значение этого понятия, безусловно, не сводится к оперированию им в общей теории права. Наибольшую практическую значимость использование этого понятия могло бы дать при разработке конкретных отраслевых проблем. Предлагаемая семестровая работа направлена на разработку проблемы механизма правового регулирования в рамках административного права. Многогранность проблемы механизма административно-правового регулирования следует рассматривать с уяснения его понятие и структуры. Целью данной работы является раскрытие механизма административно-правового регулирования. Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие административно-правового регулирования и его элементы;

- рассмотреть понятие административно-правовой нормы;

- рассмотреть отличия административно-правовых норм от норм других отраслей права.

 

 

1 Понятие административно-правового регулирования и его элементы.

 

Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно-правового  регулирования. В структуру этого механизма входят следующие элементы:

— нормы административного  права и его принципы, объективированные  в законах, указах Президента и других нормативных актах;

— акты толкования норм административного  права, издаваемые уполномоченными  на то органами;

— акты применения норм административного  права;

— административно-правовые отношения.

Каждый элемент механизма  административно-правового регулирования  выполняет специфическую роль в  регулировании поведения людей  и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают  в качестве юридических средств  административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования  в определенной последовательности.  Таким образом,  административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.        Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности. В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения. Право регулирует общественные отношения, упорядочение которых необходимо в целях охраны, укрепления и совершенствования общественного и государственного устройства, осуществления хозяйственно - организаторской и культурно - воспитательной деятельности государства, в целях защиты жизни, здоровья, материальных и других интересов граждан и юридических лиц. Это регулирование осуществляется при помощи самых различных юридических средств воздействия на общественные отношения. Механизм административно-правового регулирования идеологических отношений достаточно ясен, коль скоро эти отношения зависят от волевого поведения людей. Воздействуя на сознание и волю их участников, право организует развитие идеологических отношений в направлении, угодном народу и государству. Есть общественные идеологические отношения, которые возникают непосредственно в связи с правовым регулированием и исчезают при прекращении действия той или иной правовой нормы. В существовании таких отношений непосредственно определяющую роль играет государственно-правовое регулирование, хотя и эти отношения в конечном счете должны отражать существующие экономические отношения, должны быть так. или иначе связаны с фактическими отношениями, органически присущими данному способу производства, иначе они теряют свой смысл и свое значение.

Исследование механизма  административно-правового регулирования предполагает в первую очередь уяснение круга общественных отношений, составляющих его предмет. В самом предмете (т. е. в регулируемых общественных отношениях) заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации. Именно содержание однородной группы общественных отношений определяет в конечном итоге и специфику правового регулирования.

 

2 Понятие административно-правовой нормы.

         

           Административно-правовая норма представляет собой разновидность правовых норм. Она отражает сущность урегулированных ею общественных отношений, является необходимым элементом конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента, постановления Кабинета Министров и др.).

Административно-правовая норма - это правило поведения, установленное государством с целью регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют границы надлежащего, допустимого и рекомендованного поведения людей, деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти. Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, порядок осуществления организационно-управленческой деятельности, определяют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Среди норм административного права значительное место занимают нормы об ответственности (административной, дисциплинарной, материальной). Большая часть норм административного права носит императивный (приказной) характер, их реализация подкрепляется возможностью применения принудительной силы государства.

Существуют различные  виды административно-правовых норм. По форме выражения (проявления) административно-правовые нормы делятся на запрещающие, обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие (поощрительные), рекомендательные.

С точки зрения положения  участников правоотношений (адресатов  предписаний) различают нормы, которые  устанавливают и определяют: порядок  взаимодействия государственных и  негосударственных органов; права  и обязанности граждан в сфере  государственного управления; правовое положение государственных служащих; правовое положение предприятий, учреждений, организаций; взаимные права и обязанности  субъектов, которые не подчинены  один. По содержанию административно-правовые нормы можно объединить в правовые институты, под которыми понимают совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Исходя из изложенного, можно  выделить группы административно-правовых норм: определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру, компетенцию  органов исполнительной власти; определяющие основные положения об организации  и правовом положении предприятий, учреждений и организаций; определяющие формы и методы осуществления  исполнительной власти; закрепляющие права и обязанности граждан  и их объединений в сфере исполнительной власти; регулирующие способы обеспечения  законности в сфере исполнительной власти; устанавливающие ответственность  за различные правонарушения, которые  не являются преступлениями; определяющие основные положения по управлению хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами и межотраслевому управлению.

Деление административно-правовых норм по содержанию имеет большое  значение для изучения курса административного  права, дает возможность группировать нормативный материал в определенной последовательности. Административно-правовые нормы можно подразделить на виды, избрав в качестве критерия порядок их действия во времени, пространстве и по кругу лиц. Согласно общему правилу административные нормы вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права рассчитано, как правило, на неопределенное время. Акт, содержащий административно-правовые нормы, не имеет обратной силы, а  если будут исключения, то об их наличии  указывается в самом акте. Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Поэтому различают нормы, которые действуют на территории государства, и нормы местного характера, нормы общего и отраслевого характера, а также нормы локального характера. По кругу лиц административно-правовые нормы действуют с учетом того, распространяются устанавливаемые ими правила на всех граждан или на отдельные их группы (военнослужащие и др.).

В зависимости от порядка  реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений  различают: материальные нормы; уставные нормы, определяющие систему, компетенцию, права и обязанности органов  управления и должностных лиц; процессуальные нормы, определяющие способы, порядок, процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей (например, нормы, размещенные в ст. ст. 245-297 КоАП и  регулирующие производство по соответствующим  делам).

Как и любая другая норма  права, административно-правовая норма  состоит из гипотезы, диспозиции и  санкции. Наиболее четко выражается диспозиция нормы, поскольку в ней  содержится правило надлежащего  поведения. Гипотеза представляет собой  характеристику условий, при которых  необходимо руководствоваться требованиями данной нормы. Она чаще всего полностью  не формулируется. Это объясняется  тем, что большинство административно-правовых норм регламентируют деятельность органов  исполнительной власти и их требования реализуются в процессе деятельности этих органов. Относительно других сторон управленческих отношений гипотеза может быть сформулирована.

Некоторые особенности имеют  санкции административно-правовых норм. Во-первых, эти нормы, как правило, не содержат конкретной санкции, поскольку  они адресованы сторонам, организационно подчиненным субъекту управления. Нарушение  требований норм в таких случаях  предусматривает дисциплинарную ответственность.

Во-вторых, как правило, соответствующие  санкции устанавливаются за нарушение  всей совокупности административно-правовых норм, сформулированных в одном акте. В-третьих, санкция административно-правовой нормы, как правило, выражена в виде соответствующих мер административной ответственности.

Административно-правовая норма  не тождественна содержанию статьи или  параграфу того или иного акта. Специфика административно-правовой нормы состоит в том, что санкция (как в некоторых случаях и  гипотеза) не всегда выражена непосредственно  в содержании того акта, в который  включена данная норма, - довольно часто  она предусматривается иным актом.

Административно-правовые нормы  реализуются различными способами. Выполнение таких норм состоит в  том, что тот или иной субъект  придерживается предписаний, содержащихся в нормах. Лица, к которым эти  требования адресованы, осуществляют предусмотренные этой нормой действия или воздерживаются от осуществления  запрещенных ею действий..

Применение административно-правовых норм состоит в принятии индивидуального  юридического акта по конкретному делу. Данные нормы реализуются в процессе разрешения конкретного дела, связанного с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности. Применение административно-правовых норм не представляет обязанности всех сторон управленческих отношений, оно  относится к компетенции специально уполномоченных на то органов управления и должностных лиц.

Некоторые административно-правовые нормы в соответствии с действующим  законодательством могут применяться  в судебном порядке (например, при  рассмотрении судами жалобы на постановление  административной комиссии о наложении  штрафа или принятие судьей решения  о привлечении к административной ответственности). Это свидетельствует  о том, что для применения административно-правовых норм необходимы полномочия юридически властного характера.

Таким образом, реализация административно-правовых норм создает необходимые условия  для укрепление режима законности в  сфере государственного управления, возникновения административно-правовых отношений, их изменения или прекращения. Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования