3 Отличие административно-правовых
норм от норм других отраслей права.
В общественной практике, однако,
допускается много отступлений
от единых принципов правотворчества
и правоприменения. Нарушается «чистота»
отраслевых рядов системы права
и системы законодательства, с
одной стороны, неумело находят
соотношение между ними либо искусственно
изолируют их - с другой. Множество
внутренних противоречий разрывают
целостную правовую ткань и снижают
эффективность системного правового
воздействия на общественные процессы.
Административное право нередко
«тонет» в общей правовой пучине.
Поэтому считаем нужным выделить
те линии соотношения административного
права с другими отраслями
права, которые столь необходимы.
Речь идет, во-первых, о согласованном
применении норм административного
права и норм других отраслей права,
во-вторых, об обеспечении комплексного
действия административно-правовых и
иных норм, в-третьих, о заимствовании
методов регулирования других отраслей
права там, где "они могут дать
больший эффект, чем императивные
методы, в-четвертых, о включении
административно-правовых норм в состав
других отраслей и, напротив, включение
последних в «ткань» административно-правового
регулирования, в-пятых, о корректности
взаимных отсылок как способе
юридико-функциональных «связок норм»
разных правовых актов, в-шестых, о коллизионном
праве как механизме устранения
юридических коллизий.
Поясним теперь подробнее
наиболее типичные модели взаимоотношений
административного права с другими
отраслями права. Естественно, наиболее
тесные связи административного
права складываются с отраслями
публичного права и прежде всего
с конституционным правом. Эти
отрасли столь близки, что могут
считаться своего рода правовыми
близнецами. В них наиболее ярко
и полно выражены природа, институты
и нормы публичного права. В немалой
степени близки и другие составные
части отраслей и это во многом
объясняется самой природой конституционного
права как ведущей отрасли
права. Оно регулирует основные стороны
жизни гражданина, государства и
общества, важнейшие общественные отношения.
Нормы конституционного права обладают
высшей юридической силой и служат «правоисточником»
других отраслей. Как видно, наблюдается
немалое сходство подотраслей и институтов
конституционного и административного
права. Нередко оно достигает такой степени,
что приходится очень тонко разделять
«слои» их правового регулирования. Есть
совпадающие институты, например, статус
органов исполнительной власти и прежде
всего Правительства. В конституционном
праве закреплены его основные элементы
- природа органа, порядок образования,
основные полномочия. В административном
праве сумма актов подробно регулирует
правовое положение Правительства и его
полномочия. Правильное соотношение публичных
и частных интересов диктует применение
и оценку административно-правовых и гражданско-правовых
норм. Поскольку нормы одной отрасли защищаются
нормами другой отрасли, административное
право следует рассматривать как одну
из гарантий реализации гражданско-правовых
норм.
Образно говоря, административное
право выступает как шпага, защищающая
«юридическую честь « публичного
права и одновременно гражданского
права. Такая роль указанных отраслей
права объясняется прежде всего
широтой применения императивного
метода административного права
и широтой использования диспозитивного
метода, метода дозволения в гражданском
праве. Эти отрасли - самые объемные
по своему регулированию. С другой стороны,
они как бы «посылают» свои методы
в другие отрасли, где для их применения
есть простор. Ведь известная комплексность
присуща почти всем отраслям права,
и такому соседству не приходится
удивляться. Ученые-цивилисты отграничивают
гражданское право от административного
права, во-первых, применением к имущественным
отношениям властных, обязательных методов
регулирования и наличием специфических
мер административной ответственности,
применяемых с соблюдением особых
административных процедур, во-вторых,
регулированием нормами административного
права организационных отношений,
возникающих в сфере производства,
распределения, обмена и потребления.
Выделение либо параллельность административно-правовых
отношений в круге комплексных
отношений служит, как видно, водоразделом
между гражданским и административным
правом.
Очень «тонкие отношения»
устанавливаются у административного
права с семейным правом, регулирующим
весьма своеобразные лично-доверительные
отношения. Здесь административно-правовые
нормы служат гарантией реализации
и охраны норм семейного права.
Своеобразны отношения между
административным правом и отраслями
т.н. социального права. В них почти
поровну есть нормы публичного и
частного права, иногда с явным преобладанием
первых. Это экологическое право,
трудовое право, формирующееся образовательное
право и др. Поле взаимодействия»
норм названных отраслей права с
нормами административного права
довольно широкое. Оно позволяет
последним вводить статус исполнительных
органов, должностных лиц, их права,
обязанности и ответственность
в соответствующих областях, правовые
стандарты и режимы обслуживания,
обязательные для применения, устанавливать
правила и нормы административной
ответственности за их нарушение. Тесные
связи складываются между административным
правом и финансовым правом. Как
известно, финансовое право регулирует
процесс сбора, аккумуляции и
расходования денежных средств. Исторически
оно развивалось то вместе, то в
качестве ответвления административного
права. В настоящее время рамки
самостоятельности финансового
права расширились, но остается неизменной
некоторая общность предметов регулирования.
Изучение управления государственными
финансами, финансовой деятельности государства
дополняется регулированием налоговой
сферы, статуса налогоплательщиков
и налоговых органов. Бюджетное
право вплотную примыкает к административному
праву прежде всего компетенционными
нормами, нормами о статусе соответствующих
исполнительных органов, порядком их бюджетных
взаимоотношений. Административное право
взаимодействует с уголовным
правом и уголовно-исполнительным правом.
Здесь следует отметить административно-правовую
организацию управления в системе
исправительно-трудовых учреждений, регуляцию
вопросов государственной службы в
органах дознания и следствия, во
внутренних войсках МВД.
Уголовное право карает за
преступления, совершенные в сфере
действия административных норм. Это
касается преступлений против собственности,
части преступлений в сфере экономической
деятельности (например, воспрепятствование
законной предпринимательской деятельности,
регистрация незаконных сделок с
землей и др.), преступлений против общественной
безопасности и общественного порядка.
Заключение.
Таким образом, суть методов
административно-правового регулирования
управленческих общественных отношений
может быть сведена к следующему:
а) установление определенного порядка
действий — предписание к действию
в соответствующих условиях и
надлежащим образом, предусмотренным
данной административно-правовой нормой;
б) запрещение определенных действий под
страхом применения соответствующих юридических
средств воздействия; в) предоставление
возможности выбора одного из вариантов
должного поведения; г) предоставление
возможности действовать (или не действовать)
по своему усмотрению.
Список литературы.
- Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1998. № 3. С.5.
- http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/03/04/
- http://knigi-uchebniki.com/administrativnoe-pravo_717/mehanizm-administrativno-pravovogo.html
- Старилов Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5. С.12.