Наглядность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека (школьника), а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов. В работе представлено понятие «стресс». Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и в школе, на работе, т.е в любой социальной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………….........................3
ГЛАВА 1. Стрессовое состояние личности как предмет научного познания…………………………………………………………………...5
1.1 Общая характеристика стрессового состояния ……. ………….......5
1.2 Основные причины возникновения стресса ………………………..7
1.3 Особенности переживания стресса старшими школьниками ……..9

ГЛАВА 2. Изучение факторов стресса у старших школьников ..........20
2.1 Описание используемых методов исследования………………….20
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Нумерация курсовой.docx

— 56.12 Кб (Скачать документ)

Новое общество или новая  школа могут заставить подростка  чувствовать себя менее уверенным  в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно не знакомыми людьми, но вот для подростков это может  оказаться очень пугающим. 
И наконец, слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут спровоцировать стресс для подростка. Многие взрослые не умеют управлять собственным временем. Поэтому, было бы нелогично ожидать от подростков того, что они будут справляться со многими делами одновременно. И эта ситуация может спровоцировать стресс.

Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

В переводе с английского  стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс–  горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было

ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость –  совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Site: www.nmedik.ru

Стресс - обычное и часто  встречающееся явление. Мы все временами  испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда  встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

Г. Селье выделяет три  фазы такого реагирования организма:

1) реакцию тревоги, отражающую  процесс мобилизации резервов;

2) фазу сопротивления,  когда удается успешно преодолевать  возникшие трудности без какого-либо  видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается  даже более устойчивым к разнообразным  вредным воздействиям (интоксикации, кровопотери, лишению пищи, болевым  ощущениям и т. п.), чем в обычном,  исходном состоянии; 

3) фазу истощения, когда  вследствие чрезмерно длительного  или избыточно интенсивного напряжения  истощаются приспособительные возможности  организма, снижается его устойчивость  к заболеваниям и появляются  разнообразные признаки физического  неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула,  потеря веса, повышение артериального  давления, нарушение сердечного  ритма и т. п.

Открытие, закономерного  перехода от стадии мобилизации к  стадии истощения позволило ученым привлечь концепцию стресса для  объяснения механизмов возникновения  психосоматических заболеваний. При  этом само развитие состояния стресса, даже если оно вызывается физическим воздействием (травмой, переохлаждением  или перегреванием, болевым шоком), в большой степени определяется возникающими при этом отрицательными переживаниями: эмоциональными реакциями  на ситуацию в виде тревоги, депрессии  или бессильного гнева. Более  того, угроза, даже не сопровождающаяся никаким физическим воздействием, или  неприятные жизненные события (смерть близкого человека, понижение по службе, потеря уважения со стороны значимых лиц) вызывают интенсивные проявления стресса. Стресс, обусловленный эмоциональными человеческими отношениями, может  иметь разрушительные последствия  для здоровья.

Исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент.

Одна из наиболее часто  встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека.

Стрессовая реакция одинаково  легко запускается как реальными  событиями, так и существующими  лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной  реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний  происходят по поводу событий, которые  существуют не в реальности, а лишь в воображении.

Как уже было сказано, к развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что  ничто в природе не может исчезнуть  в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в  другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например, в общении с другими  людьми, или накапливаются.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам  стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям и др. Site: www.nmedik.ru

В настоящее время ни у  кого не вызывает сомнения, что при стрессе будь то

болезнь, боль, физическое страдание  или эмоциональное потрясение –  сильное, слабое, длительное, кратковременное включаются сложнейшие нервные механизмы.

Допустим, произошла ссора  или какое-то неприятное событие: человек  возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

     Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный

стойкий очаг возбуждения, так  называемая доминанта, которая подчиняет  себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы :чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом- фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию гормона . Под влиянием этого гормона надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становиться чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют

биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной

системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны  стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что  стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность,

конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность  так и

осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.

Развитие эмоционально-волевой  сферы личности является сложным  процессом, который происходит под  воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия  являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия  – наследственность, особенности  его физического развития.

В возрасте от 13 до 15 лет (средний  школьный возраст) доминирует эмоциональный  тип реагирования. Для данного  возраста характерны эмоциональная  неуравновешенность, раздражительность, обидчивость, обусловленные частыми  колебаниями настроения в течение  дня, проявление определённых характерологических  особенностей, склонность к формированию конфликтных ситуаций, что затрудняет социальную адаптацию подростка. Возрастной кризис 14-17 лет нередко способствует проявлению отрицательных черт характера, различных форм негативного поведения, эмоциональной и волевой нестабильности. Для большинства подростков данный возраст проходит без выраженных эмоциональных и поведенческих  отклонений.

Старшие школьники чаще проявляют  волевые черты характера: целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание при достижении важных для них целей, разрешении сложных ситуаций. Он имеет определенное представление о своих возможностях и стремится реализовать их путем выбора будущей специальности.

Что же касается эмоциональной  сферы подростков, то для неё характерны:      1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2) большая устойчивость  эмоциональных переживаний по  сравнению с младшими школьниками;  в частности, подростки долго  не забывают обиды;    3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;                                                                                                             

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают  своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения;  обладая высокоразвитым чувством  собственного достоинства, они  могут заплакать от обиды, хотя  и понимают, что плакать стыдно;

5) возникновение переживания  не только по поводу оценки  подростков другими, но и по  поводу самооценки, которая появляется  у них в результате роста  их самосознания;

6) сильно развитое чувство  принадлежности к группе, поэтому  они острее и болезненнее переживают  неодобрение товарищей, чем неодобрение  взрослых или учителя; часто  появляется страх быть отверженным  группой;

7) предъявление высоких  требований к дружбе, в основе  которой лежит не совместная  игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных  чувств; дружба у подростков более  избирательна и интимна, более  длительна; под влиянием дружбы  изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную  сторону; распространена групповая  дружба;

Ситуации, провоцирующие  стресс,-  часть ежедневной жизни  старших школьников и студентов, и как всем людям, ученикам нужно  учиться это преодолевать.

Со временем, школьная нагрузка ученика увеличивается, и к средней  школе количество предметов в  год достигает пятнадцати, что  означает, что каждый день школьник должен делать домашнее задание по 2-5 дисциплинам. А в старших классах, это число возрастает до 4-7 уроков в день.

Стресс является неотъемлемой частью школьной жизни. Конечно, во многом способность ребёнка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и  состояние нервной системы, и  свойства личности – симптомы перегрузок, а впоследствии и стресса у  школьников могут быть разными.

Для того, чтобы определить, что ребёнок перегружен, следует:

- обратить внимание на  выраженные изменения в поведении  ребёнка: с увеличением нагрузок  он может стать более беспокойным,  раздражительным, плаксивым. Быстрее  утомляется при шуме, духоте, ярком  свете. На уроке может ложиться  на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого  не наблюдалось. Могут нарушиться  отношения с взрослыми и сверстниками.

- нарушения сна (сон  поверхностный, чуткий, беспокойный  или, напротив, чрезмерно глубокий, « мёртвый», проблемы с засыпанием).

Информация о работе Наглядность