Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:34, курсовая работа
Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека (школьника), а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов. В работе представлено понятие «стресс». Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и в школе, на работе, т.е в любой социальной среде.
Введение ………………………………………………….........................3
ГЛАВА 1. Стрессовое состояние личности как предмет научного познания…………………………………………………………………...5
1.1 Общая характеристика стрессового состояния ……. ………….......5
1.2 Основные причины возникновения стресса ………………………..7
1.3 Особенности переживания стресса старшими школьниками ……..9
ГЛАВА 2. Изучение факторов стресса у старших школьников ..........20
2.1 Описание используемых методов исследования………………….20
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для того, чтобы выяснить, что же вызывает стресс, мною были разработаны следующие анкеты:
Анкета «Факторы, вызывающие стресс у учащихся 9 класса»
Цель: Выявить факторы, вызывающие стресс у учащихся.
Инструкция: Ученикам было предоставлено выбрать стрессоры, оказывающие влияние на их психологическое состояние и формирование стресса.
Анкета «Причины стресса у подростков»
Цель: Выявить причины стресса у старшеклассников.
Инструкция: Старшеклассникам предложено проранжировать предложения по мере значимости для себя от 1 до 10.
Результаты анкетирования
Анализ результатов анкетирования
«Факторы, вызывающие стресс у учащихся 9 класса»
Стрессоры |
Учащиеся 9 класса |
Выполнение контрольной работы |
72 |
Нехватка времени |
70 |
Монотонность учебного процесса |
60 |
Отсутствие творческого |
18 |
Неудовлетворенность своими отметками в школе |
160 |
Потеря лучшего друга |
360 |
Ощущение своей бесполезности |
26 |
Ответственность |
45 |
Конфликты с одноклассниками, классным руководителем |
140 |
Напряженность в семейных отношениях |
195 |
Плохое самочувствие |
36 |
Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно |
121 |
Переход в другое учебное заведение |
132 |
Обязательная сдача экзамена в форме ЦТ |
102 |
Замкнутость, зацикливание на своих проблемах |
54 |
Игнор со стороны одноклассников, недопонимание. |
240 |
Как видно из данной таблицы, ученики 9 класса озабочены взаимоотношениями со своими одноклассниками, напряжённостью в семейных отношениях - отсюда плохое самочувствие, неудовлетворённостью своими отметками в школе, а также потерей лучших друзей и конфликтами с ними.
Анализ результатов анкетирования
«Причины стресса у подростков»
Стрессоры |
Учащиеся 9 класса |
Ужасно, если я не нравлюсь другим |
80 |
Если я ошибаюсь, значит, я - плохой |
50 |
Я должен всегда добиваться своей цели |
75 |
У меня все должно получаться легко |
60 |
В конфликтах с друзьями в большей степени виноваты они |
60 |
Взрослые должны быть безупречны |
65 |
Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать |
50 |
Существует всегда только один правильный ответ |
50 |
Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше |
75 |
В том, что я несчастен, виноваты мои родители |
80 |
Стрессорами в данной ситуации чаще всего являются факторы, на которые повлиять и исправить самостоятельно невозможно (например, изменить взрослых, родителей, друзей, желание нравится всем). Поскольку многим старшеклассникам свойственен юношеский максимализм, то в этом возрасте необходима моральная поддержка и помощь взрослых для преодоления стрессовых ситуаций. В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы. Для школьников, факторами, вызывающие стресс, являются следующие: конфликты с друзьями и классным руководителем, неуспеваемость в школе, а также напряжённость в семейных отношениях ( ссоры с родителями, ссоры родителей между собой, недопонимания ) и т.д.