Научно-техническая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:16, реферат

Описание

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления .

Содержание

Введение

Особенности научно-технической политики НЕОБХОДИМОСТЬ

Направления совершенствования инновационной политики развитых стран

3.1 В законодательной сфере, в области финансирования инноваций и НИОКР
3.2 В сфере государственной безопасности и поддержки
3.3 В области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 
  1. Введение
 
  1. Особенности научно-технической политики НЕОБХОДИМОСТЬ
 
  1. Направления совершенствования инновационной  политики развитых стран
 

    3.1  В законодательной сфере, в области финансирования инноваций и НИОКР 

     3.2  В сфере государственной безопасности и поддержки  

    3.3  В области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества

Введение

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления .

     Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

     Анализ  деятельности субъектов инновационной  деятельности, стадий инновационного процесса прослеживается в работах  Р. Верона, Дж. Даннинга, П. Дракера, Ч. Киндельбергера, Р.Коуса, Д. Куинна, Г. Менша, Р. Рича Э. Тоффлера, Л. Уэллса, П.Фишера, Дж. Форреста, К. Фримена, С.Хаймера, И. Шумпетера и д.р. Отдельные вопросы, касающиеся исследуемой проблемы, рассмотрены в работах отечественных ученых: Багриновского К.А.; Белорусова А.С.; Глазьева С.Ю.; Голиченко О.Г.; Гохберга Л.М.; Дынкина А.А.; Ивановой Н.И.; Карцева Д.А.; Кузьминова Я.; Макарова В.Л.; Орешкина В.А.; Рыбалкина В.Е.; Сагиевой Г.С.; Товстых Л.Е.; Циренщикова B.C.; Шамраева А.В. и др.

     Целью исследования является изучение процесса формирования инновационной политики развитых стран мира, с учетом особенностей государственного регулирования инновационной деятельности и международной интеграции в области НИОКР, а также формулирование направлений и перспектив развития инновационной деятельности в рамках пространства экономически развитых стран. В связи с этим в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • выявлены особенности и перспективы инновационной деятельности в развитых странах;
  • охарактеризована мировая практика финансового и правового регулирования инновационной сферы в развитых странах;
  • определены и сформулированы основные направления инновационной деятельности, с учетом протекающего процесса ускоренной интеграции в мировом экономическом пространстве.

     Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 80-х гг. XX столетия до сего дня.

     Объект  исследования инновационный сектор деятельности развитых стран в мировой экономики.

     К трудности исследования проблемы относится  то обстоятельство, что многие статистические материалы, касающиеся производства и торговли высокотехнологичной продукцией, не публикуются в открытой печати.

 

Особенности научно-технической  политики

 

     Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое (табл. 1). 

Табл. 1 Регулирование инновационной деятельности со стороны государства

Виды  регулирования Способы регулирования
1 2
 
Организационное регулирование инновационной деятельности
  • развитие инновационной инфраструктуры;
  • обеспечение приоритета инновационной деятельности;
  • моральное поощрение авторов инноваций;
  • содействие модернизации;
  • развитие интеграционных процессов;
  • развитие международных связей
 
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности
  • развитие предложения инноваций;
  • расширение спроса на инновации;
  • содействие конкуренции в инновационной сфере;
  • развитие предпринимательства;
  • обеспечение занятости в инновационной сфере;
 
  • развитие  лизинга наукоемкой продукции;
  • инвестиции в инновации;
  • создание благоприятного инвестиционного климата
 
 
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности
  • охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
  • охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;
  • защита промышленной, интеллектуальной собственности;
  • развитие договорных отношений
 

     Меры  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма.

     В настоящее время экономисты по степени  активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:

  • в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
  • вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
  • третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

     Прямые  методы государственного регулирования  инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

     Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:

  • создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
  • оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
  • поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

     Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3% [1] .

     Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР. Прогнозы по финансированию инновационной деятельности развитыми странами, с учетом показателей с 1985 г. представлены в табл. 2. 

     Табл. 2 Прогноз финансового обеспечения науки развитых стран, (по доле расходов на НИОКР в ВВП, %) [10].

Год США Япония Германия Франция Великобритания Италия Канада
1 2 3 4 5 6 7 8
1985 2,8 2,6 2,7 2,3 2,3 1,1 1,4
1990 2,7 2,9 2,8 2,4 2,2 1,3 1,5
1995 2,6 2,7 2,5 2,4 2,2 1,3 1,5
2005 2,8 2,9 2,7 2,4 2,3 1,7 1,6
2025 3,0 3,0 2,5 2,3 2,6 1,8 1,9
 

     Особое  место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.

     Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.

     Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает". Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.

     Подсчитано, что в целом амортизационные  и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.

     Законодательные нормы весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, в развитых странах патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение.

Информация о работе Научно-техническая политика