Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:16, реферат
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления .
Введение
Особенности научно-технической политики НЕОБХОДИМОСТЬ
Направления совершенствования инновационной политики развитых стран
3.1 В законодательной сфере, в области финансирования инноваций и НИОКР
3.2 В сфере государственной безопасности и поддержки
3.3 В области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества
3.1 В законодательной
сфере, в области финансирования инноваций
и НИОКР
3.2
В сфере государственной безопасности
и поддержки
3.3 В области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления .
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
Анализ деятельности субъектов инновационной деятельности, стадий инновационного процесса прослеживается в работах Р. Верона, Дж. Даннинга, П. Дракера, Ч. Киндельбергера, Р.Коуса, Д. Куинна, Г. Менша, Р. Рича Э. Тоффлера, Л. Уэллса, П.Фишера, Дж. Форреста, К. Фримена, С.Хаймера, И. Шумпетера и д.р. Отдельные вопросы, касающиеся исследуемой проблемы, рассмотрены в работах отечественных ученых: Багриновского К.А.; Белорусова А.С.; Глазьева С.Ю.; Голиченко О.Г.; Гохберга Л.М.; Дынкина А.А.; Ивановой Н.И.; Карцева Д.А.; Кузьминова Я.; Макарова В.Л.; Орешкина В.А.; Рыбалкина В.Е.; Сагиевой Г.С.; Товстых Л.Е.; Циренщикова B.C.; Шамраева А.В. и др.
Целью исследования является изучение процесса формирования инновационной политики развитых стран мира, с учетом особенностей государственного регулирования инновационной деятельности и международной интеграции в области НИОКР, а также формулирование направлений и перспектив развития инновационной деятельности в рамках пространства экономически развитых стран. В связи с этим в работе поставлены и решены следующие задачи:
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 80-х гг. XX столетия до сего дня.
Объект исследования – инновационный сектор деятельности развитых стран в мировой экономики.
К трудности исследования проблемы относится то обстоятельство, что многие статистические материалы, касающиеся производства и торговли высокотехнологичной продукцией, не публикуются в открытой печати.
Государство
осуществляет все виды регулирования
инновационной деятельности - организационное,
экономическое, финансовое, нормативно-правовое
(табл. 1).
Табл. 1 Регулирование инновационной деятельности со стороны государства
Виды регулирования | Способы регулирования |
1 | 2 |
Организационное регулирование инновационной деятельности |
|
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности |
|
| |
Нормативно-правовое регулирование инновационной |
|
Меры
воздействия государства в
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
Прямые
методы государственного регулирования
инновационных процессов
Административно-
Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3% [1] .
Программно-целевая
форма государственного регулирования
инноваций предполагает конкретное
финансирование последних посредством
государственных целевых программ поддержки
нововведений, в том числе и в малых наукоемких
фирмах; создается система государственных
контрактов на приобретение тех или иных
товаров и услуг, фирмам предоставляются
кредитные льготы для осуществления нововведений
и т.д. Контрактное финансирование представляет
собой один из элементов распространенной
в настоящее время системы контрактных
отношений – договоров между заказчиками
и подрядчиками (в данном случае государство
выступает в роли заказчика-потребителя
НИОКР - например, в аэрокосмической области,
- а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком).
В договоре четко предусматриваются сроки
завершения работ, конкретное разделение
труда между исполнителями, характер материального
вознаграждения. Строго оговариваются
взаимные обязательства и экономические
санкции. В США таким образом финансируются
77% федеральных затрат на НИОКР. Прогнозы
по финансированию инновационной деятельности
развитыми странами, с учетом показателей
с 1985 г. представлены в табл. 2.
Табл. 2 Прогноз финансового обеспечения науки развитых стран, (по доле расходов на НИОКР в ВВП, %) [10].
Год | США | Япония | Германия | Франция | Великобритания | Италия | Канада |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1985 | 2,8 | 2,6 | 2,7 | 2,3 | 2,3 | 1,1 | 1,4 |
1990 | 2,7 | 2,9 | 2,8 | 2,4 | 2,2 | 1,3 | 1,5 |
1995 | 2,6 | 2,7 | 2,5 | 2,4 | 2,2 | 1,3 | 1,5 |
2005 | 2,8 | 2,9 | 2,7 | 2,4 | 2,3 | 1,7 | 1,6 |
2025 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,3 | 2,6 | 1,8 | 1,9 |
Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает". Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.
Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.
Законодательные нормы весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, в развитых странах патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение.