">
совершенствование
нормативной правовой базы научной, научно-технической
и инновационной деятельности, не только
на уровне отдельного региона или государства,
а и на уровне международных объединений
европейского и американского пространств.
обеспечение
эффективной реализации заказчиками научно-технической
продукции прав на объекты интеллектуальной
собственности и иные результаты научно-технической
деятельности;
регламентация
передачи прав на объекты интеллектуальной
собственности и иные результаты научной
и научно-технической деятельности, полученные
за счет бюджета;
закрепление
в нормативно-правовом порядке за государством
прав на объекты интеллектуальной собственности
и другие результаты научной и научно-технической
деятельности, в том числе связанной с
интересами обороны и безопасности страны;
нормативно-правовое
урегулирование механизмов передачи организациям-разработчикам,
инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам
прав на результаты научной и научно-технической
деятельности для введения их в оборот;
В области финансирования
инноваций и НИОКР:
- формирование
механизмов реализации государственной
поддержки приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники и критических
технологий, включая совершенствование
финансирования фундаментальных исследований;
- совершенствование
финансирования научных учреждений, включая
расширение масштабов перехода сектора
науки к конкурсному и адресному финансированию
научных исследований и экспериментальных
разработок;
- создание
и развитие технологических объектов
инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических
центров, технопарков, технологических
"бизнес-инкубаторов", отраслевых
лабораторий в учреждениях высшей школы),
сети консалтинговых услуг в области инновационной
деятельности, содействие созданию и развитию
в научно-технической сфере малых инновационных
предприятий, специальных бирж интеллектуальной
продукции и научно-технических услуг.
- стимулирование
деятельности благотворительных организаций
и иных хозяйствующих субъектов по финансированию
фундаментальных исследований;
- стимулирование
развития малого научно-технического
и инновационного предпринимательства,
включая поддержку за счет бюджетов всех
уровней инфраструктуры малого бизнеса,
систем венчурного инвестирования, лизинга,
кредитования и страхования рисков наукоемких
проектов, подготовки специалистов по
инновационному менеджменту, а также поддержки
на конкурсной основе научно-технических
и инновационных проектов.
- учреждение
специальных грантов для молодых ученых
и продолжения научных исследований;
- финансовая
поддержка научных исследований и экспериментальных
разработок в прорывных областях с учетом
мировых тенденций развития науки и технологий;
- создание,
поддержание и ресурсное обеспечение
уникальных научных установок, сети центров
коллективного пользования уникальным
научным и экспериментальным оборудованием,
в том числе на основе лизинга;
- создание
современных самодостаточных корпораций
(холдингов, центров науки и высоких технологий,
межотраслевых центров науки) для решения
важнейших проблем развития высокотехнологичных
отраслей экономики и дальнейшего поглощения
мирового рынка наукоемкой продукции;
В сфере государственной
безопасности и поддержки:
- ускоренная
реализация научных и научно-технических
достижений для предотвращения возникновения
и снижение ущерба военных конфликтов,
техногенных и экологических катастроф;
- разработка
и модернизация вооружений, военной и
специальной техники, содействие развитию
оборонно-промышленного комплекса, как
внутри развитой страны, так и на международном
пространстве. Например уже сегодня наибольшее
значение для развития американских НИОКР
имеет Министерство обороны. На него приходится
более 46% расходуемого государственного
бюджета в области научных исследований.
В его подчинении 68 научно-исследовательских
центров, институтов и экспериментальных
лабораторий [1,c. 204]. Оно финансирует университетские
научные программы в области математики
и инжиниринга. Кроме того, министерство
обороны активно участвует в передаче
технологических трансфертов гражданским
предприятиям, что способствует усилению
их позиции на мировом рынке наукоемких
производств и согласуется с общей стратегией
научно-технологической политики США.
- обеспечение
борьбы с терроризмом, в том числе международным,
совершенствование технических средств,
форм и способов этой борьбы.
- повышение
роли социальных и гуманитарных фундаментальных
исследований;
- государственное
стимулирование процессов создания, правовой
охраны, защиты и использования результатов
научной и научно-технической деятельности;
- повышение
эффективности функционирования негосударственного
сектора науки развитой страны, нацеленного
на решение важнейших социально-экономических
и оборонных задач;
- формирование
системы активной пропаганды достижений
науки и техники, информирование общественности
о мерах стимулирования развития науки
и образования, создание благоприятного
социально-психологического климата для
развития инновационной деятельности,
стимулирования вовлечения технологических
разработок в производственный процесс,
привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный
сектор экономики.
В области подготовки
научных кадров:
- сохранение
и поддержка научных и технологических
школ, обеспечение преемственности научных
знаний;
- формирование
и поддержка деятельности интегрированных
научно-образовательных структур (в том
числе университетских и межуниверситетских),
научно-учебно-производственных центров
(в том числе инновационных) для консолидации
усилий и ресурсов, развития международного
сотрудничества и кооперации в интересах
подготовки высококвалифицированных
кадров в научной, научно-технической
и инновационной сферах;
- развитие
и внедрение современных информационно-
телекоммуникационных и иных наукоемких
технологий в научном и учебном процессах;
- совместное
международное использование научной,
опытно-экспериментальной и приборной
базы академического, вузовского и отраслевого
секторов науки и высоких технологий для
использования в исследовательском, образовательном
и производственном процессах;
- осуществление
международного сотрудничества в подготовке
ученых и специалистов для научно-технического
комплекса;
В процессе интеграции
стран в рамках инновационного сотрудничества:
- содействие
интеграции научного потенциала на приоритетных
направлениях развития науки, технологий
и техники, развитие образований с высоким
научно-техническим потенциалом, для которых
характерно интенсивное научно-техническое
и инновационное развитие;
- формирование
международного рынка интеллектуальной
собственности, расширение прав создателей
этой собственности;
- создание
нормативной правовой базы международного
сотрудничества, стимулирующей приток
инвестиций в научно-техническую и инновационную
сферы, гармонизация законодательств
стран в сфере науки и высоких технологий
с нормами международного права;
- развитие
международной инновационно-технологической
кооперации и коммерциализации технологий;
- стимулирование
создания международных научных лабораторий,
центров, научно-образовательных и научно-производственных
интегрированных структур, в том числе
для создания условий для установления
лидерства на мировом рынке научной и
научно-технической продукции путем подготовки
и переподготовки специалистов;
- развитие
научных и научно-технических связей с
государствами - участниками Содружества
Независимых Государств, создание единого
научно-технического и научно-информационного
пространства.
- определение
порядка регистрации и использования
секретных изобретений, совершенствование
механизма стимулирования взаимного обмена
технологиями военной и гражданской сфер.
Таким
образом, опыт государственной поддержки
инновационной деятельности в развитых
странах показывает, что именно государство
должно разрабатывать такую инновационную
политику, которая обеспечивала бы эволюционный
путь к современному рынку. Однако все
же существуют и направления совершенствования
политики в области инновационной сферы
деятельности развитых стран, которые
в основном регулируют нормативно-правовую
защиту изобретений, государственную
поддержку в области инноваций, а также
реализацию государственных интересов
и безопасности. Необходимым условием
развития инновационной политики должна
стать дальнейшая интеграция в этой области.
Вывод
Основные
формы международного научно-технического
сотрудничества, которые включают обмен
научно-технической информацией и данными,
совместные фундаментальные исследования
и прикладные разработки, работы в научно-технической
сфере по контрактам и грантам, а также
оказание технической помощи, должны способствовать
развитию инновационной деятельности
стран.
Мировая
практика показывает, что опора только
на опыт отдельно взятого государства
в области внешней торговли высокими
технологиями, наукоемкими товарами и
услугами является недостаточной. В современном
мире возникает реальная потребность
в организации международных связей в
области инновационного сотрудничества.
Важным
направлением политики в этой сфере
должно стать обеспечение благоприятных
внешнеполитических и внешнеэкономических
условий для полноправного участия не
только развитых, но и развивающихся стран
на мировых рынках интеллектуальной продукции.
Особый акцент должен быть сделан на расширении
и повышении эффективности внедрения
инновационной продукции, закреплении
наукоемкой продукции на новых перспективных
рынках.
В
целях международной интеграции
фундаментальной и прикладной науки
следует продвигать идею создания международного
инновационного пространства, информационной
сети институтов, лабораторий, библиотек
и баз данных.
Следовательно
приоритетное направление политики инновационного
сотрудничества - разработка межгосударственных
программ в области фундаментальных и
прикладных наук, учреждение международных
научных центров и организаций. Особое
внимание следует при этом уделять современным
потребностям общества, необходимости
сохранения и развития уже имеющейся практики
и достижений инновационной политики
развитых государств.
Политика
в области международного инновационного
научно-технического сотрудничества должна
быть направлена на постоянное совершенствование
договорно-правовой базы сотрудничества,
формирование правовых основ научно-технологического
мирового пространства, системы финансирования,
инвестирования научно-исследовательских
и организационно-конструкторских работ.
Согласование
научно-технической политики в рамках
международного пространства должно предусматривать
определение приоритетных направлений
сотрудничества в ключевых областях науки
и техники; достижение единых стандартов
и методологии организации научных исследований;
гармонизацию национальных законодательств
в области контроля инноваций; обеспечение
защиты авторских и монопольных в проведении
исследований, разработок, а также экологической
безопасности; наиболее полное использование
имеющейся инфраструктуры и ресурсов.
Международное
научно-техническое сотрудничество в
области инноваций в ближайшие годы будет
важным фактором поддержки науки, а главное
необходимым условием экономического
роста стран. Правительствам стран следует
способствовать широкому участию ученых
и исследовательских коллективов в научно-исследовательской
деятельности, финансирование которой
– приоритетное направление государственной
политики.
Список литературы
1. Абаренков
В.П. и др. Современные Соединенные Штаты
Америки: Энциклопедический справочник.
- М.: Политиздат. - 1988. – 542 с.
2. Бетехтина
Е., Пойсик М. Мировая практика формирования
научно-технической политики. - Кишинев.:
1990.
3. Бойко
А.Н. Власкин Г.А. Овчинников В.В. Ленчук
Е.Б. Цукерман В.А. Опыт инновационного
сотрудничества стран ЕС http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=13594
6
4. Государственное
агентство по инвестициям и инновациям.
- Внедрение инноваций – неотъемлемая
составляющая обеспечения конкурентоспособности
отечественных предприятий http://www.in.gov.ua/index.php?lang=ru&get=1&id=1056
5. Кириченко,
Э. Основы инновационного лидерства
США. - Мировая экономика и международные
отношения № 7 - 2005 .
6. Наука
и высокие технологии в мировой экономике
- «International’s Global Market Information Database (GMID)» Annual
statistic report 2006.
7. Семёнова
Н. Н. Глобализация: роль кластеров
в интернационализации инноваций.
http://www.kapital-rus.ru/articles/article/976/
8. Твисс
Б. Управление научно-техническими
нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.:
Экономика. – 1989.
9. Euro Info
Centres – EIC http://europa.eu.int/comm/enterprise/networks/eic/eic.html
10. Innovation
Relay Centres – IRC http://irc.cordis.lu/ircnetwork/faq.cfm
11. The European
Business & Innovation Centers Network – EBN http://www.ebn.be/content/default.asp?PageID=1&MenuGroup=1&MenuNum=1
12. Networked
Readiness Index 2006-2007 rankings, World Economy Forum, 2007. http://www.weforum.org/pdf/gitr/rankings2007.pdf