Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:19, реферат
Наша контрольная работа посвящена проблеме представительных (законодательных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Прежде чем перейти к сути вопроса, нам бы хотелось обзорно остановиться на той полемике, которая идет сейчас на страницах научной печати и монографий по вопросу правового статуса субъектов Российской Федерации.
I. Введение
II. Основная часть.
Представительные (законодательные) органы государственной власти республик в составе Российской Федерации.
Представительные (законодательные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
3. Московская городская Дума как представительный (законодательный) орган власти города Москвы - субъекта Российской Федерации.
III. Заключение.
IV. Библиография.
I. Введение
II. Основная часть.
3. Московская городская Дума как представительный (законодательный) орган власти города Москвы - субъекта Российской Федерации.
III. Заключение.
IV. Библиография.
Наша контрольная работа посвящена проблеме представительных (законодательных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Прежде чем перейти к сути вопроса, нам бы хотелось обзорно остановиться на той полемике, которая идет сейчас на страницах научной печати и монографий по вопросу правового статуса субъектов Российской Федерации.
Так, Степанов И. М. в работе “Уроки и парадоксы российского конституционализма” критикует ныне действующую конституцию.1 Он пишет, что наши публицисты и авторы книг пространно толкуют о “трех ветвях власти”, о “разделении властей”. Однако фактически положение этих властей, их взаимные отношения отнюдь не таковы, чтобы можно было употреблять данные термины без самых серьезных оговорок. Автор считает, что сбои в различных областях федерального устройства, местного самоуправления, которые имеют место как на федеральном, так и на региональном уровне никак не совместимы с правовым государством.2
В своем критическом отношении к Конституции автор далеко не одинок. Но его критика тем более весома, что раздается из уст последовательного приверженца идей и принципов конституционализма.
Поленина С. В. в своей монографии “Законотворчество в Российской Федерации” подробно останавливается на вопросах взаимодействия национального законодательства и международного права.3 Для нас здесь наиболее интересна третья глава, посвященная социальным аспектам формирования законодательного решения. Автор раскрывает роль отдельных социальных факторов в формировании отраслей и институтов законодательства. а также дает анализ механизма их взаимодействия.4 Эта глава явится несомненно теоретическим подспорьем в практике законотворчества на федеральном и региональном уровнях.
Вопросам международной деятельности субъектов Российской Федерации, обусловленной Конституцией Российской Федерации, посвящена также статья Пустогарова В. В. “О концепции развития международных связей субъектов Российской Федерации”, где автор доказывает, что эта проблема не до конца отрегулирована и требуется принятие в этой связи федерального конституционного закона.5
Авторы статьи “Правотворчество областей как субъектов Российской Федерации” Тихомиров Ю А. и Зражевская Г. Д. подчеркивают, что правотворческая деятельность охватила не только федеральный уровень, но она активно развивается в областях и иных субъектах Российской Федерации. Накоплен опыт, есть достижения, но немало трудностей и противоречивостей. Два уровня правовой системы в Российской Федерации развиваются не вполне согласованно. В законодательном процессе есть изъяны. Область допускает законодательные ошибки. Слабым местом остается механизм реализации законодательства. Многое объясняется тем, что депутаты, работники исполнительных органов не в полной мере владеют навыками правотворчества.6
Тихомиров Ю А. и Зражевская Г. Д. подробно останавливаются на материалах семинаров, проходивших в течение 1996 года в г. Воронеже по программе “Процедура подготовки и принятия правовых актов области как субъекта Российской Федерации”. Программа была подготовлена Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
На примере развития законодательства в Воронежской области говорится о тех сложностях, с которыми сталкиваются законоведы на местах. Авторы считают, что следовало бы расширить участие области как субъекта Российской Федерации в федеральном законотворчестве, так как на местах выявляются четче интересы регионов и сопредельных областей. А вопрос разграничения функций федеральных и региональных органов представительной (законодательной) власти остается, по мнению авторов, самым слабым местом. В качестве “новой доминанты российского правительства” авторы выделяют, с одной стороны, законотворчество и законодательные системы субъектов Российской Федерации и, с другой стороны, приведение в соответствие регионального правового развития и правотворчества с системой законодательства Российской Федерации.7
Представительные (законодательные) органы государственной власти республик в составе Российской Федерации
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика (ст. 65 Конституции). Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в ее рамках.
Согласно Конституции Российской Федерации ( ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами - республиками в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Представительным (законодательным) органом республики в составе Российской Федерации является парламент. В разных республиках, на основании принятых республиканских Конституций, он называется по-разному: Народное Собрание - в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия (Хурултай), Республике Ингушетия (Халкта Гулам); Государственное Собрание - в Республике Алтай (Эл Курултай), Республике Саха (Якутия) (Ил Тумэн), Республике Башкортостан (Курултай), Республике Мордовия; Законодательное Собрание - в Республике Карелия; Народный Хурал - в Республике Бурятия, Республике Калмыкия; Верховный Хурал - в Республике Тыва; Государственный Совет - в Республике Коми, Республике Татарстан, Чувашской Республике; Парламент - в Республике Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике; Верховный Совет - в Чеченской Республике.
Большинство республиканских парламентов избирается сроком на пять лет. Верховный Хурал Тывы, Народный Хурал Калмыкии; Народное Собрание Дагестана и Ингушетии, Законодательное Собрание Карелии, Государственные Советы Коми, Чувашской и Удмуртской Республик, Парламент Северной Осетии - Алании - на четыре года.
Численный состав республиканских парламентов определяется по-разному. Так, Государственный Совет Татарстана состоит из 250, Народное Собрание Дагестана - из 121 депутата; Парламент Северной Осетии - Алании из 75 депутатов; Народный Хурал Бурятии - из 65 депутатов; Верховный Хурал Тывы - из 32 депутатов.
Республиканские конституции предусматривают право Президента досрочно распускать Парламент. Однако парламент не может быть распущен: 1) в течение года после избрания; 2) с момента возбуждения им производства по делу об отрешении от должности Президента Республики (до принятия соответствующего решения); 3) в период действия военного и чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончаний полномочий Президента.
К компетенции республиканских парламентов отнесено: принятие Конституции, внесение в нее изменений и дополнений, а также, в основном, продублированные пукты из аналогичного федерального законодательства (за исключением пунктов, составляющих прерогативу федерального органа власти).
Следует, однако, отметить, что ряд положений республиканских конституций о компетенции парламентов выходит за рамки республиканской компетенции и противоречит Конституции Российской Федерации.
Так, Конституция республики Саха предусматривает право Государственного Собрания ратифицировать законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам совместного ведения Федерации и республики. Однако процедура ратификации не вытекает из действующей федеральной Конституции и характерна не для федеративных, а для конфедеративных союзов.
Конституция Тывы относит к ведению Парламента решение вопросов войны и мира. В п. 11 ст. 62 устанавливается, что Верховный Хурал по представлению Президента “принимает решение вопросов войны и мира”. Это положение противоречит п. “к” ст. 71 Конституции Российской Федерации, в которой вопросы войны и мира отнесены к исключительной компетенции Федерации. Трагические события в Чечне подтверждают пагубность таких решений.
В Конституции Республики Башкортостан указывается, что ее законодательный орган определяет размер взносов в бюджет России. Такое положение противоречит п. “з” ст.71 Конституции Российской Федерации, согласно которому федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а следовательно, и вопросы формирования федерального бюджета находятся в ведении Российской Федерации.
Большинство республиканских парламентов - однопалатные органы. Исключение составляют Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Внутренним руководящим органом парламента являются Председатель (единоличный орган) или Президиум (коллегиальный орган).
Республиканские парламенты (их палаты) образуют из числа народных депутатов постоянные комитеты (комиссии). На них возлагаются разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; контроль за исполнением законов и других решений парламента. Порядок деятельности постоянных комитетов (комиссий) определяется Положением, утверждаемым парламентом.
Решающая роль в республиканских парламентах принадлежит депутатам.
Депутаты объединяются в депутатские фракции или группы с учетом своих политических и профессиональных интересов. Полномочия депутатских фракций и групп, формы их участия в парламентской деятельности определяются процессуальным актом - Регламентом. Законопроекты о ведении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бжджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства (например, ст. 82 Конституции Республики Дагестан).
Принятый закон направляется Президенту республики для подписания и опубликования. Так, в Дагестане принятый республиканский закон в течение пяти дней направляется Председателю Государственного Совета республики для подписания и обнародования.
В Карелии принятый закон направляется главе исполнительной власти в течение семи дней, который подписывает и официально опубликовывает его в течение семи дней со дня получения.
В других республиках, если до истечения 14 дней с момента поступления закона Президент не отклонит его, он обнародуется и вступает в действие со дня опубликования.
В республике Саха (Якутия) закон, принятый на совместном заседании палат, подписывается председателями обеих палат Государственного Собрания (Ил Тумэн), обнародуется и вступает в действие со дня опубликования.
Представительные (законодательные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
В составе Российской Федерации
6 краев, 49 областей и 2 города федерального
значения - Москва и Санкт-Петербург, 10
автономных округов и одна автономная
область. Они являются государственно-
Являясь субъектами Российской Федерации, края, области, города федерального значения, а также автономные округа и автономная область обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Государственную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах осуществляют законодательные (представительные) органы. Это Государственная Дума (Ставропольского края); областная Дума (Воронежская, Мурманская, Новгородская, Саратовская, Сахалинская), краевая Дума (Приморского и Хабаровского краев); Собрание Алтайского края, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Свердловской, Тверской областей; Собрание депутатов (Областное Собрание) Амурской, Архангельской, Липецкой, Псковской областей; Законодательное собрание народных депутатов Еврейской автономной области; Думы Чукотского, Ханты-Мансийского автономных округов; Законодательный сулган Эвенкийского автономного округа.8
Представительные (законодательные) органы в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий представительных (законодательных) органов регионального уровня (собраний, дум и т. п.) - два года. Их численный состав не более 50 депутатов (представителей). Конкретное число депутатов орган власти определяет самостоятельно.
Информация о работе Органы государственной власти субъектов Российской Федерации