Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:19, реферат
Наша контрольная работа посвящена проблеме представительных (законодательных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Прежде чем перейти к сути вопроса, нам бы хотелось обзорно остановиться на той полемике, которая идет сейчас на страницах научной печати и монографий по вопросу правового статуса субъектов Российской Федерации.
I. Введение
II. Основная часть.
Представительные (законодательные) органы государственной власти республик в составе Российской Федерации.
Представительные (законодательные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
3. Московская городская Дума как представительный (законодательный) орган власти города Москвы - субъекта Российской Федерации.
III. Заключение.
IV. Библиография.
Представительные (законодательные) органы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа обладают широкими полномочиями.
Их компетенция сосредоточена в сфере обеспечения государственной власти и местного самоуправления, в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также распространяется на вопросы экономического и социального развития данных субъектов Российской Федерации.
Представительный (законодательный) орган регионального уровня является юридическим лицом, имеет гербовую печать, действует на постоянной основе. Он собирается на первое заседание не позднее чем на 30-й день после избрания.
Основной формой работы представительного (законодательного) органа является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его ведению.
Представительный (законодательный) орган регионального уровня избирает из числа депутатов председателя и его заместителей тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов.
Представительные (законодательные) органы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа не могут делегировать свои полномочия председателю и иным должностным лицам соответствующего представительного (законодательного) органа.
Московская городская Дума как представительный (законодательный) орган власти города Москвы - субъекта Российской Федерации.
Особое внимание в нашей работе мы уделили представительному (законодательному) органу города Москвы как субъекта Российской Федерации.
В Уставе г. Москвы определяется статус города следующим образом. Город Москва является столицей Российской Федерации, городом федерального значения - субъектом Российской Федерации. Статус столицы установлен Конституцией РФ и Федеральным законом “О статусе столицы Российской Федерации”.
Статус города Москвы как города Российской Федерации и как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и Уставом города Москвы (принят 28 июня 1995 г.).
Там же представительным органом городского самоуправления, представительным и законодательным органом государственной власти г. Москвы определяется выборный орган - Московская городская Дума. Это коллегиальный орган власти, состоящий из полномочных представителей населения.
В ст. 43 Устава Московской городской Думы содержатся следующие основные положения.
Дума является постоянно действующим представительным и законодательным органом власти г. Москвы.
Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
Численный состав Думы - 35 депутатов. Срок полномочий депутата Думы 4 года.
В ст. 44 вышеуказанного Устава определяется порядок выборов в депутаты в Думу. Депутатом Думы избирается житель Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом Думы может быть избран постоянно проживающий в Москве не менее одного года гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
Порядок выборов депутатов Думы устанавливается законодательством города.
Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленного числа состава Думы. Дума нового созыва собирается на свое первое заседание по праву на 30-й день после дня избрания не менее 2/3 депутатов от установленной численности состава Думы. Первое заседание Думы может быть созвано и ранее указанного срока по инициативе Мэра города Москвы.
При вступлении в должность депутат Думы приносит присягу. Он имеет право добровольно сложить свои полномочия, а также имеет право на внесение депутатского запроса любым государственным органам, действующим на территории Москвы или их должностным лицам.
Компетенция Московской городской Думы так определена в ст. 45 ее Устава.
К ведению Думы относятся:
Согласно ст. 13 Законодательства Российской Федерации “О статусе столицы Российской Федерации” правовое положение районов г. Москвы регулируется Уставом г. Москвы.
Органом власти района г. Москвы является районная Управа, состоящая из районных Собраний и главы Управы.
Полномочия же представительного органа в районной Управе г. Москвы выполняет народное Собрание, которое избирается в соответствии с законодательством города. Срок полномочий состава районного Собрания - 2 года. Члены районного собрания именуются советниками.
Таким образом, в ведении г. Москвы находится формирование Московской городской Думы и других представительных органов г. Москвы и закрепление за ними определенной компетенции.
Так, в ст. 26 вышеназванного Устава в качестве компетенции Московской городской Думы по вопросам отношения собственности выделяются следующие пункты, находящиеся в ее ведении: а) установление порядка управления и распоряжения собственностью г. Москвы, в том числе порядка ее отчуждения и оформление прав собственности на территории Москвы; б) установление порядка использования и охраны объектов культурного наследия; в) введение налогов на недвижимое имущество, установление порядка их взимания и установление льгот по ним; г) установление штрафов и иных видов ответственности за нарушение правительственных актов по вопросам, отнесенным к ведению города федерального значения и регулирующим отношения собственности; д) установление общего порядка проведения инвестиционной политики при реконструкции, реставрации и строительстве объектов муниципальной и государственной собственности г. Москвы.
Дума призвана также осуществлять контроль за соблюдением на территории Москвы законодательства о собственности.
По вопросам земельных отношений к компетенции Московской городской Думы относится следующее (по ст. 34 Устава Московской городской Думы): установление порядка по использованию, охране, контролю за использованием земли, других природных ресурсов и объектов природы в Москве, а также по отчуждению земель и оформлению прав собственности на земельный участки, по предоставлению земель в аренду, по оформлению прав на земельные участки. Дума регулирует также земельные налоги, порядок их взимания и порядок предоставления льгот по ним; штрафы и иные виды административной ответственности за нарушение земельного законодательства по вопросам, отнесенных к ведению города федерального значения и регулироющим земельные отношения; утверждение по представлению Мэра перечня и описания границ земельных участков на территории Москвы, находящихся в федеральной государственной собственности; утверждение перечня и описания границ земельных участков на территории Москвы, которые не могут быть переданы в собственность или аренду.
В области финансово-бюджетных отношений предусмотрено разграничение компетенций Московской городской Думы и Московской городской администрации (ст. 40 указанного Устава).
К ведению Думы относится рассмотрение проекта бюджета Москвы, утверждение бюджета, контроль за его исполнением, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета города. Для осуществления контроля за исполнением бюджета Дума создает контрольно-счетную палату Москвы.
К ведению же городской администрации относятся составление проекта бюджета, представление Думе отчета об исполнении бюджета.
В процессе исполнения бюджета изменения в него могут вносить Дума по представлению Мэра или Мэр самостоятельно в пределах резервного фонда свободных бюджетных средств в порядке, установленном Законом города.
На территории Москвы проводится единая налоговая политика. Дума по представлению Мэра законами города устанавливает городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, порядок предоставления льгот по ним, а также по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы.
Компетенция Московской городской Думы по вопросам международных связей регулируется следующим образом (ст. 93 Устава Думы): к ведению Думы относятся: заключение договоров о сотрудничестве с органами представительной власти иностранных государств, регионов и городов; непосредственное осуществление международных связей с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств, международными межпарламентскими и иными зарубежными организациями; участие в работе международных организаций, деятельность которых направлена на решение проблем городского и муниципального управления, межмуниципального сотрудничества; осуществление контроля за исполнением международных договоров и соглашений, заключенных органами власти города и районов.
Итак, подведем некоторые итоги. Рассмотрев в нашей контрольной работе представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации и, на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Конституций и Уставов субъектов Российской Федерации, а также Устава городской Думы города Москвы, мы проанализировали сущность вопросов ведения, компетенции и функций представительных (законодательных) органов власти субъектов Федерации вообще и Москвы как города Российской Федерации и как субъекта Российской Федерации в частности.
На основании вышеизложенного материала мы пришли к следующим выводам.
1. Парламенты стали постоянно действующими органами государственной власти с четко определенной компетенцией. В ряде республик учреждена двухпалатная структура парламента.
2. Прослеживается тенденция усиления роли единоличного главы государства (президента, губернатора) при сохранении достаточно авторитетного парламента.
3. В содержательном плане предметы ведения республиканских парламентов и представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации охватывают однородный круг вопросов.
4. Становление органов представительной (законодательной) власти находится в стадии своего становления и развития. За последние четыре года были подписаны и вступили в силу Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации, но вопросы более четкого разграничения функций этих двух уровней властей требуют доработки.9 Самый сложный в этой связи вопрос - это проблема реализации своих функций, которая зависит от многих составляющих и, в частности, от действий органов представительной (законодательной), исполнительной и судебной властей, а также деятельности органов местного самоуправления. Все это требует времени и профессионального, компетентного подхода к этой проблеме.
1 Степанов И. М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996.
2 Там же. С. 85.
3 Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Информация о работе Органы государственной власти субъектов Российской Федерации