Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:11, контрольная работа
Политический идеал - совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения.
Введение
1. Политические идеалы
2. Политические идеалы античного мира
2.1 Пифагор и Гераклит
2.2 Платон и Аристотель
2.3 Цицерон
2.4 Августин-Блаженный и Фома Аквинский
Заключение
Список использованной литературы
2.2
Платон и Аристотель
Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля, а также в творчестве мыслителя Древнего Рима – Цицерона. Для всех названных авторов было характерно подчинение своих политических идей представлению о целостности мира и глубокой взаимосвязи человека, общества и космоса.
Устойчивое представление об идеальном государстве, в европейской традиции, существует начиная с Платона (437 - 347 до н.э.). Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в работах «Государство», «Законы» и др. Названные произведения можно отнести к утопическому жанру, ибо в них Платон высказывает свое мнение не о реальном, но об идеальном, справедливом государстве. Последнее, по мнению мыслителя, есть максимальное воплощение мира идей в политической жизни общества. Такое государство представляет собой справедливое правление лучших и благородных и должно быть «красивым в целом». В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон. Он владыка над правителями. Государство, по мнению Платона, появляется как следствие многообразия человеческих потребностей и возникшего общественного разделения труда.
Концепции идеального государственного устройства особо подчеркивают, что политический идеал представляет собой категорию, которая выполняет функцию ориентира развития, образца, нормы общественного устройства, политической власти и деятельности. Описывая идеальное государство, Платон подчеркивает, что его создание не имеет в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот... сделать таким все государство в целом.
Философ подчеркивал: «...мы основываем это [идеальное] государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитываем найти справедливость... Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом...».
Известный исследователь творчества Платона А.Ф. Лосев отмечал, что Платон видел во всякой вещи ее углубленный онтологический корень, отблеск идеала, ибо реальные вещи только в той или иной, большей частью весьма несовершенной, форме воплощают в себе свою идею.
Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства.
Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.
Олигархия – власть узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством.
Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее с необходимостью вырастает еще одна несовершенная форма.
Тирания – власть одного. Это – наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.
Политические идеи Платона были подняты на новую высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе «Политика» он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо «человек – есть животное политическое». В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.
Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства с искаженными формами. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В них правят многие или один руководитель. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.
К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:
- Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.
- Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.
- Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).
К неправильным формам были отнесены:
- Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.
- Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.
- Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.
Разница
между правильными и
У государства неправильной формы цели и характер власти искажены; властная организация противоречит естественным законам и не позволяет государству в целом достичь общего блага, которое мыслится как конечная высшая цель существования и развития государства; власть существует сама по себе и не стремится к «добродетели». Деятельность правильных государств соответствует натуре той категории людей, которых Аристотель считал изначально свободными и равными.
Политическим
идеалом Аристотеля является смешанная
форма государства, представляющая собой
синтез аристократии и «политии», в котором
правит справедливый закон и существуют
отдельно законодательная, административная
и судебная власти. Эта форма позволяет
примирить бедных и богатых, в равной мере
осуществлять их основные интересы.
2.3
Цицерон
Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима.
Среди них выделяются политические идеи знаменитого оратора и трибуна Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры.
Главную причину появления государства он усматривал в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности.
Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан. Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства:
- Монархию – царскую власть.
- Аристократию – власть оптиматов.
- Демократию – власть народа.
Лучшей
формой государства, по мнению Цицерона,
является смешанная, включающая в себя
силу монархии, финансовое могущество
оптиматов и опору на народ. Кроме
того, такое государство способно
гарантировать правовое равенство граждан.
2.4
Августин-Блаженный
и Фома Аквинский
Если античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику, то во времена Средневековья апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать Аврелия Августина-Блаженного (354 – 430 гг.) и Фому Аквинского (1226 – 1274 гг.).
Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Из этой посылки он выводит доктрину «двух мечей», в которой обосновывает единство духовной и политической силы христианской церкви над обществом и государством.
Другой мыслитель – Фома Аквинский – развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые.
Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.
Итак, у античных философов мы первые в истории находим определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому. античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы.
Но,
политическая мысль Древней Греции
и Древнего Рима имела определенные
недостатки: идея неумолимой судьбы, требующей
смирения пронизывала всю политическую
мысль этого периода. Ее рационализм был
очень ограниченным и присущ только небольшой
элите античного общества.
Заключение
В
античности философия стала
По Аристотелю «всякое действительное знание, в том числе и политическое, имеет дело с общим и существующим по необходимости». Вот почему «мудрость и искусство управлять государством не будут тождественны».
Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.
Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона.
Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли.
Выдвинутые
Платоном идеи «правления философов»
и «мудрых законов» были восприняты
многими мыслителями эпохи
Далеко за пределы античности вышло и влияние политико-правовых идей Аристотеля.
Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединения граждан ради общего блага. Отдаленные отголоски этого определения слышны и в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.
В политическую идеологию средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве.
Представления Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.
Таким образом, античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы.