Политические идеалы античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:11, контрольная работа

Описание

Политический идеал - совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения.

Содержание

Введение

1. Политические идеалы

2. Политические идеалы античного мира

2.1 Пифагор и Гераклит

2.2 Платон и Аристотель

2.3 Цицерон

2.4 Августин-Блаженный и Фома Аквинский

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Полит_идеал_античн,мира-1111.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

Введение

1. Политические  идеалы

2. Политические  идеалы античного мира

2.1 Пифагор  и Гераклит

2.2 Платон  и Аристотель

2.3 Цицерон

2.4 Августин-Блаженный  и Фома Аквинский

Заключение

Список  использованной литературы 

 

Введение 

     Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т.е. небольших, иногда даже крошечных государств.

     Общей чертой полисной жизни VII - V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии.

     В зависимости от перевеса той или  иной стороны государственная власть в полисах принимала форму  либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов.

     С превращением рабства в господствующий способ эксплуатации росло имущественное  неравенство свободных, обострялись  социальные противоречия древнегреческого общества.

     Постоянная  борьба между отдельными государствами, особенно между крупнейшими из них  — Афинами и Спартой, сопровождавшаяся государственными переворотами, частыми изменениями форм государственного строя и т.п., привлекала внимание к политическим вопросам, способствовала развитию политической идеологии.

     В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику, полисы приходят в упадок и переживают глубокий кризис.

     Во  второй половине IV в. до н.э. древнегреческие  государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) – Римом.

     Политическая  идеология Древней Греции, как  и других стран древности, формировалась  в процессе разложения мифа и выделения  относительно самостоятельных форм общественного сознания.

     Развитие  этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.

     Основные  политико-правовые идеи, концепции  и понятия древнегреческой и  древнеримской мысли прочно вошли  в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры.

     Цель  работы рассмотреть политические идеалы античного мира.

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 

 

1. Политические идеалы

     Политический  идеал - совершенный образец политического  и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения.

     Исходя  из реалий политической жизни, политический идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания.

     Отсюда  функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценочная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие.

     Политический  идеал, его сущность и содержание зависят от реальной политической жизни  общества и государства, их субъектов, политического режима, политической системы, сознания и культуры политической элиты и населения данной страны.

     Разработкой политического идеала как совершенной модели государственного и общественного устройства занимается довольно узкий круг людей - политических аналитиков, находящихся при власти и ее обслуживающих.

     Научная элита также занимается этой проблемой. Но, как показывает опыт нашей страны, ее концептуальные разработки остаются невостребованными. Наука движется собственным путем, и ее труды мало интересуют политиков.

     Политический  идеал есть важнейший, необходимый  компонент политического сознания и культуры, вне которого последние теряют целенаправленность мысли и действия политических субъектов.

     Являясь важнейшим системообразующим фактором, политические идеалы играют огромную роль в формировании политического  сознания, определении ценностных и  мировоззренческих установок личности и общества в целом.

     Политические  идеалы наряду с политическими взглядами, настроениями, чувствами, мнениями фиксируются  в политическом сознании субъекта политики и, являясь неотъемлемой частью этого  сознания, выражаются в политической культуре субъекта политической деятельности.

     Политические  идеалы рассматриваются как отражение  тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически  назревших задач.

     Политические  идеалы — это не просто образ  желаемого или должного общественного устройства, вынесенный за пределы существующей реальности, с которыми она должна сообразовываться, а сама действительность, рассматриваемая в ее динамике с учетом перспектив ее развития.

     Политические  идеалы в ходе динамичного процесса развития общества, постоянно видоизменяясь, отражают уровень развития политического сознания.

     Появление новых политических идеалов является показателем способности людей  формировать более сложные смыслы, принимать более сложные решения  на более высоком рациональном и эмоциональном уровне.

     В этой связи, политические идеалы целесообразно  рассматривать сквозь призму представления  о государстве как идеальной  форме организации власти.

     Исследование  проблемы политического идеала значительное место занимало уже в античной философии, которая в качестве идеала политического устройства рассматривала три формы правления: совершенная демократия, совершенная олигархия, совершенная монархия.

     Политические  учения Античности (эпохи Древней  Греции и Древнего Рима) развивались в рамках философско-этической концепции государства. Наиболее яркими представителями являлись Платон, Аристотель.

     Необходимо  заметить, что античная политическая мысль находилась под большим  влиянием мифологических представлений. И это наложило отпечаток на основные политические идеи античных авторов. 

 

2. Политические идеалы  античного мира 

     Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая  их познавательный кругозор, совершенствование  технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. В состав философского мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др.

     Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания. Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.

     Правовая  мысль Древней Греции постоянно  обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

     На  содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало  также развитие этики, утверждение  в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения  и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.

     Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие  государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются  религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).

     Политическая  мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях  софистов. Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй половине V в. до н.э. Софистами (греч. «софос» – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний. 

2.1 Пифагор и Гераклит 

     Пифагор (ок. 580 - 500 гг. до н.э.) был, по словам Геродота «величайшим эллинским мудрецом», Пифагор первым употребил понятие «философия» (любовь к мудрости) в отличие от самой мудрости (софии) и назвал себя философом, а не мудрецом, поскольку мудрым может быть лишь Бог, а не человек. Ученики и последователи Пифагора звались пифагорейцы. Их определение справедливости как воздаяния равным за равное представляло собой определенную философскую абстракцию древнего принципа талиона («око за око, зуб за зуб»). Пифагор полагал, что «наиболее содействует прочному существованию справедливости власть Богов, и, исходя от нее (как от принципа), он установил государственное устройство, законы, справедливость и правосудие».

     После божества, по Пифагору, следует более  всего уважать родителей и  законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Законопослушание пифагорейцы считали высокой добродетелью, а сами законы («хорошие законы») большой ценностью. Причем, критикуя склонность к законодательным нововведениям, они расценивали как «хорошее дело» пребывание в «отцовских обычаях и законах, даже если бы они были немного хуже других». Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие). Критикуя анархию, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания.

     Гераклит  Эфесский (544 - 483 гг. до н.э.) в качестве идеала государственного устройства признавал закон, за который «народ должен сражаться... как за стены». При этом, по мнению философа, единая мудрость заключается в том, чтобы достигнуть такого знания, которое правит всем и всегда».

     С философским обоснованием интересов землевладельческой знати в VI в. до н.э. в Греции выступает Гераклит (VI в.). Выражая интересы родовой аристократии, Пифагор и Гераклит выступают с откровенным восхвалением аристократических форм рабовладельческого государства. Политические взгляды Гераклита характеризуются изречением: «Для меня один стоит десяти, если он — лучший».

     Согласно  философско-гносеологической позиции  Гераклита, люди не равны между собой. Мышление — великое достоинство. Но большинство людей неразумно, не понимает смысла того, с чем встречается, хотя и полагает, что понимает.

     Демократия для Гераклита — это правление «неразумных и худших». Отвергая демократию и считая разумным правление «лучших», Гераклит тем самым выступает как сторонник аристократии, т.е. «правления лучших». «Народ, — говорит Гераклит, — должен сражаться за закон, как за свои стены». Эта яркая формулировка идеи борьбы за право имеет в виду, конечно, не закон демократической партии, а надпартийный принцип законности как таковой, принцип господства закона в полисной жизни. Божественная справедливость и правда (дике) интерпретируются Гераклитом как то разумное начало (всеобщий логос), к которому восходит и которое выражает (должен выражать) человеческий закон. 

Информация о работе Политические идеалы античного мира