Политико-правовое учение Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:30, реферат

Описание

Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит IX-му
веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX-го века,
представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных
сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые
трудности как для изложения, так и для интерпретации. Изучить Ницше - совсем
не то, что изучить, например, того же Омара Хайама. Ницше крайне сложен и
противоречив.

Содержание

1)Введение
2) Политико-правовое учение Ницше
3)Гипотеза о воле к власти:
а)Воля к власти как познание. Учение об истине.
б)Воля к власти в природе и человеке
4)Концепция Сверхчеловека
5)Заключение
6) Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

План: 

     1)Введение 

     2) Политико-правовое учение Ницше

     3)Гипотеза  о воле к власти:

            а)Воля к власти как познание. Учение об истине.         

            б)Воля к власти в природе и человеке 

     4)Концепция  Сверхчеловека 

     5)Заключение 

     6) Использованная литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Какие только ярлыки ни вешали  на него последователи различных  политических течений; как только  ни использовали его; имморалист, нигилист, фашист, “настольная книжка  для Гитлера”, враг всего человеческого. Все это и многое другое было сказано про великого немецкого философа Фридриха Ницше.

     Творчество этого неординарного  немецкого мыслителя, который  принадлежит IX-му

веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX-го века,

представляет  собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных

сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые

трудности как для изложения, так и для  интерпретации. Изучить Ницше - совсем

не то, что изучить, например, того же Омара Хайама. Ницше крайне сложен и

противоречив.

     Рассматривая различные течения  в философии на всем протяжении  человеческой истории, можно выделить  две основных категории философов.

     К первой категории можно отнести  философов с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель .

     Ко второй категории - философов  страстного лирического склада, которые

воплощали собой ненасытное искание, к ним относятся Платон, Руссо, Фихте и

Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов  невозможно теперь без

последовательных  психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая

философия Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с

осторожной  патологией его болезненного гения.

     Жизнь Ницше - воплощение самой  его философии во всей ее  суровой

величественности  и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не

поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие,

которое оказало учение Ницше на ушедший  ХХ-й век. В литературе неоднократно

делались  попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю

четверть  жизни Фридриха Ницше, как праведную  божественную кару за его

нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его гордыни. Ницше,

действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей

вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие...

     Современники довольно холодно  встретили Ницше; но ученый синклит внимательно следил за деятельностью юного профессора, чтобы потом отвернуться от гениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он

медленно  и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от

Ницше небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.

Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Эта

слава началась внезапно; ведь последние  книги его уже никем не раскупались; и

вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучи больным, уже ничего не

понимал.

    Своей личностью он открывает  новую эру. Анализируя произведения  Ницше, мы

усматриваем в них все черты гения старого  типа; но сквозь эти черты, как

сквозь  маску, в нем просвечивает и еще  что-то, неведомое людям. Это “что-то”

и есть загадка, которую он предлагает передовым  людям культуры. 
 
 

Политико-правовое учение Ницше 

     Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) - один из значительных представителей европейской правовой мысли второй половины XIX века. Основные произведения: "Греческое государство", "Воля к власти", "По ту сторону добра и зла", "Так говорил Заратустра", "Происхождение морали" и др. 
 
     Воля к власти - специфическое свойство всех явлений, в том числе политико-правовых и социальных.  
 
     Растения борются из-за власти, жизнь как "специфическая воля к аккумуляции силы" стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - своеобразный синоним дарвинской "борьбы за существование". Однако позднее Ницше поспорит с дарвиновской теорией о том, что выживают наиболее приспособленные, а основой прогресса является лестница видов. Идея прогресса человека философом отвергается. Человеческое общество деградирует; общество и культура находятся в состоянии декаданса, упадка, потому что люди вслед за религией избрали путь сострадания слабым и немощным. По Ницше же единственной ценностью жизни является воля к власти, ибо это и есть сама жизнь. Мораль, утешающая неудачников, должна погибнуть - тогда погибнут и сами неудачники. 
 
     Ценность - это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить. Человечество есть не цель, а средство. Цель же - великие личности, самыми главными из которых, по Ницше, были Наполеон (великий завоеватель) и Гете (великий "творец"). Соответственно государство, право, законодательство, политика составляют своеобразный инструментарий, орудие культуры, которая сама является результатом борьбы сил и воль космического масштаба. Вся социально - политическая история - борьба двух воль к власти - воли сильных ("высших", "господ") и воли слабых (рабов, "стада").  
 
      Есть два основных типа государственности - аристократический и демократический. Аристократические государства - теплицы для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия - это упадочная форма государства. Ницше против идей народного суверенитета, так как их реализация ведет к уничтожению государства, разрушению его основ. Хотя в принципе он допускает падение государства, но в отдаленной перспективе.  
 
     Ницше отвергает различные теории происхождения государства, объясняет происхождение государства как возникновение или продолжение насильственного процесса борьбы сильных и слабых. 
 
     Рабство необходимо, оно освобождает от физического труда тех, чье назначение - развивать культуру. Высокая культура -это достояние немногих, она всегда аристократична, господство культуры толпы ведет к вырождению, ибо рабская воля к власти - это инстинкт упадка, воля к смерти, тогда как аристократическая воля к власти - это инстинкт подъема, воля к жизни.
 
 
 
 
 
 
 

Гипотеза  о воле к власти

      

      Когда Ницше пишет, что "жизнь - это воля к власти”, то складывается

впечатление, что он просто заменяет Шопенгауэровское понятие "воля к жизни"

понятием "воля к власти". Это, однако, означало бы, что Ницше смотрит на мир

как на проявление некоего изначального единства, трансцендентного этому миру.

Понятие воли к власти оказывается у немецкого  философа универсальным

объяснительным  принципом, с помощью которого он характеризует процесс

непрерывного  становления. Это психологическая потребность, которую человек

стремится удовлетворить косвенными путями, если прямое удовлетворение претит

им. Гипотезу о воли к власти нужно рассматривать  скорее как  определенную

интерпретацию реальности, угол зрения и способ описания.

Ницше, разумеется, опирался на Шопенгауэра, однако эта идейная

преемственность не носит прямого и непосредственного  характера. В своей

концепции мира как воли к власти он идет не от общего к частному, а в

обратном  направлении: применив сначала это  понятие к объяснению психических

процессов, он затем распространяет его и  на всю органическую природу.

Он пишет:

     "Прежде всего нечто живое хочет проявлять свою силу - сама жизнь есть воля к

власти: самосохранение есть только одно из косвенных  и многочисленных следствий

этого".

     В дальнейшем Ницше применяет данное понятие и к миру в целом:

     "Допустим, наконец, что удалось бы объяснить совокупную жизнь наших

инстинктов  как оформление и  разветвление одной  основной формы воли - именно

воли  к власти, как гласит мое положение; допустим, что явилась бы возможность

отнести все органические функции к этой воле к власти... тогда  мы приобрели бы

себе  этим право определить всю действующую  силу единственно  как волю к власти.

Мир, рассматриваемый  изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в зависимости от

его "интеллигибельного  характера", был  бы "волей к  власти", и ничем, кроме

этого".

   Наделив волей к власти весь мир, Ницше  рассматривает органическую жизнь  единичным воплощением этой воли к власти. Все живые существа, начиная с клетки и кончая человеком, представляют собой, по его мнению, определенную иерархию сил, борющихся за власть и отличающихся друг от друга количеством и качеством воли к власти.

   Закон жизни, утверждаемый Ницше, заключается  в том, что сильные подчиняют себе слабых, угнетают их, живут за их счет. “Воля к власти во всякой комбинации сил, обороняющаяся против более сильного, нападающая на более слабое”.

   Социальную  жизнь Ницше редуцирует к биологической, в основе которой лежит та же воля к власти. Человеческое общество - не более как механическое скопление индивидуумов, борющихся за власть, а в обществе происходит такая же борьба за выживание, как и в природе. Побеждают сильнейшие, то есть те, кто наделен большей и лучшей волей к власти, а сильнейшими являются представители “расы господ”. Отличие человека от животных Ницше усматривает в способности оценивать и осознавать свои поступки - человек в отличии от животного осознает, насколько тяжело подчинить себе волю другого, и какой вред он наносит себе, властвуя над другим. Ницше оправдывает стремление организмов к власти, ибо это есть стремление к жизни.

   Исходя  из теории “воли и власти” Ницше  рассматривает историю как борьбу двух типов воли к власти: воли к  власти “сильных” или господ, которая  есть стремление к господству, и воли к власти “слабых” или рабов, которая есть стремление к подчинению, к ослаблению жизни. Причину жалкого положения трудящихся он видит в них самих. Она заключается в их бедности волей к власти, а, следовательно, волей к жизни, которая одна только и делает человека господином над другими людьми.

   Итак, вслед за Шопенгауэром, сущностью, первоосновой мира Ницше объявляет волю, - волю к власти. Учение его столь же иррационально, как и учение его  предшественника, ибо разум - лишь вспомогательный инструмент в руках непознаваемой, вездесущей воли к власти. Воля к власти является вместе с тем основным методологическим принципом в понимании социальной реальности и сферы политики.

Информация о работе Политико-правовое учение Ницше