Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:54, реферат
Понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориально-политической организации общества.
Введение 3
СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
Сущность и понятие федерализма в Российской Федерации 5
История развития федерализма в России 8
ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 11
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ 18
Проблема противоречия Конституции Р.Ф. и федеративных договоров с республиками в составе Р.Ф. 18
Проблема взаимоотношения и равноправия субъектов Р.Ф. 21
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
Заключение 30
Список используемой литературы 33
Подводя итог можно заявить, что отголоски современного федерализма существовали еще в дореволюционной России, хоть и не были признаны официально.
2 ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.
- первым Конституция РФ
Современная Российская Федерация -- государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
В преамбуле нынешней Конституции
РФ подчеркивается, что многонациональный
народ Российской Федерации сохраняет
исторически сложившееся
- единство системы
Система государственных органов
субъектов федерации
- разграничение предметов
1. Перечень вопросов ведения
Российской Федерации (ст. 71 Конституции
РФ), которые уполномочены решать
только федеральные органы
2. Предметы совместного ведения
Российской Федерации и ее
субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции
РФ). Причем правовые акты
3. Конституция РФ закрепляет
полноту власти субъектов
Таким образом. Оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить
Споры о компетенции между
Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.
Разграничение предметов ведения
и полномочий между федеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти осуществляется
не только Конституцией, но и Федеративным
договором (который посвящен именно
этому) и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
- в числе принципов
Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Швейцария, Германия). Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу.
Многочисленные национальные государства
и национально-государственные
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Что касается права наций на самоопределение,
то оно закреплено в современном
международном праве, в официальных
актах Российской Федерации. Самоопределение
наций может осуществляться в
различных национально-
Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.
Формами самоопределения многих народов,
народностей выступают
Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности -- русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве -- Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом. Российская Федерация -- это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.
- равноправие субъектов
1. В равенстве их прав и
обязанностей как субъектов
2. В конституционно
3. В равном представительстве
всех субъектов в Совете
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
В то же время имеются различия
в государственной организации
субъектов федерации. Среди них
есть республики, обладающие признаками
государства и государственно-