Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:54, реферат
Понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориально-политической организации общества.
Введение 3
СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
Сущность и понятие федерализма в Российской Федерации 5
История развития федерализма в России 8
ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 11
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ 18
Проблема противоречия Конституции Р.Ф. и федеративных договоров с республиками в составе Р.Ф. 18
Проблема взаимоотношения и равноправия субъектов Р.Ф. 21
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
Заключение 30
Список используемой литературы 33
Ознакомившись со всем вышеперечисленным и мнениями экспертов в этой области, можно выделить следующие реально осуществимые пути решения, некоторые из них применяются в настоящее время, и надеюсь, способствуют созданию федерализма без «изъянов».
Возможно, ключевая проблема современного
Российского федеративного
Еще одна важнейшая, по моему мнению,
проблема нашего государства заключается
в национально-территориальном
История уже не раз доказывала,
что использование
Следовательно, для соблюдения принципа
равноправия необходимо преобразовать
национальные республики в составе
РФ в другие субъекты и лишить их
особого статуса, которым они
наделены в настоящее время. Переход
на территориальный принцип
Но не следует забывать о тех условиях, в которых эти Договоры заключались. Поэтому, возможно, следует признать разумными действия федеральных властей, не поднимавших вопроса неконституционности данных документов из-за своей слабости и невозможности справиться с сепаратистскими настроениями в регионах. Однако в последние годы произошло существенное укрепление позиций Центра, и уже сейчас, с моей точки зрения, следует приступать к решительным шагам по наведению порядка в субъектах, где подчас отдельные лидеры пользуются «отвоеванными» у Федерации полномочиями исключительно в своих целях.
Еще один момент, который я хотел бы отметить - огромное число субъектов Федерации. Как уже упоминалось выше, РФ - самая большая Федерация в мире по количеству членов. Это создает определенные трудности в отношениях Центра и регионов. Основную долю внимания федеральных властей приковывают к себе либо богатые регионы, важные с экономической точки зрения, либо неблагополучные регионы, нуждающиеся в экстренной помощи. Основной же массе субъектов уделяется очень мало внимания. Проблема уменьшения количества субъектов может быть.
Параллельно можно разрешить еще
одну проблему - асимметрии РФ. Ни в
одной федерации нет такого многообразия
различных видов ее членов, как
в России, в которой их насчитывается
целых 6 (республика, край, область, город
федерального значения, автономная область,
автономный округ). Лично мне, да, я
думаю, и многим другим, непонятно
зачем было создано и конституционно
закреплено такое многообразие разновидностей
субъектов. Ведь по своему статусу в
Конституции они все
Такое разнообразие также создает,
по моему мнению, определенные трудности,
которые можно достаточно легко
разрешить. Города Москва и Санкт-Петербург,
с моей точки зрения, вообще не следовало
отделять от, соответственно, Московской
и Ленинградской области, так
как их раздельное существование
порождает многочисленные проблемы
(начиная от объединения в городах
федерального значения органов государственной
власти и местного самоуправления в
одном, так сказать, «в лице» и
заканчивая проблемами снабжения этих
городов продуктами). Кажется, в этих
субъектах уже осознали необходимость
объединения. Идем дальше. Так как
статус области ничем не отличается
ни в одном из документов от статуса
края, то, на мой взгляд, не имеет
смысла их различать и следует
преобразовать 6 краев в 6 областей.
Терминологическая разница
Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ непосредственно входят в РФ, а потому не являются автономиями в полном смысле этого слова. Остальные автономные округа, входящие в другие субъекты РФ, я считаю, следует либо ликвидировать, либо выделить и преобразовать в самостоятельные субъекты, наделив статусом области. Это нужно сделать с учетом экономических, социальных, национальных и иных факторов. Таким образом, вместо 6 различных видов субъектов РФ в результате постепенного реформирования должно остаться только 2 - республики и области. Последним же шагом должно стать преобразование республик в области, тем самым РФ превратится в симметрическую федерацию, что стало бы логическим завершением воплощения принципа равноправия субъектов в жизнь.
Однако все это отходит на второй план по сравнению с проблемой реализации Конституции РФ. Именно это и является на данный момент самой важной задачей федеральных властей - контроль за выполнением положений федерального Основного Закона во всех субъектах РФ. После решения этой проблемы, а также при стабильном развитии нашей страны большинство остальных проблем исчезнет и федеральным властям останется лишь внести необходимые поправки в текст Конституции РФ для окончательного решения всех проблем, связанных с федеративным устройством России.
Заключение
Принцип федерализма жизненно важен
для интеграции Российского государства,
отличающегося не только своими масштабами,
но и многообразием регионов: экономическим,
национальным, историческим, социально-политическим,
идеологическим. Уже в процессе перехода
от прежней жестко централизованной
экономики к рыночным хозяйственным
отношениям быстро выявилась необходимость
многих специфических форм и методов
такого перехода. Федерализм призван
стать твердой гарантией
Федерализм в его современном
прогрессивном прочтении не противостоит
ни идеям самоопределения народов
и развития национальной государственности,
ни интересам регионов, их стремлениям
к повышению своей
C сожалением приходится
Однако хочется заметить, что эта ситуация со временем исправляется, и развитие федеративных отношений в Р.Ф. приходит в нормальное русло. С недавнего времени наметилась тенденция укрепления федеральной власти и установления контроля за действиями региональных властей, что дает надежду на улучшение. Также Мы наблюдаем, упразднение некоторых субъектов в составе Р.Ф., в настоящее время их 86. Россия взяла курс построения отношений по принципам уравнительного подхода, который определяет помощь «слабым» и «сильным» субъектам Российской Федерации в равной доле. И если присмотреться, то не сложно заметить тенденцию перехода Российского государства на принцип территориального деления территорий (данная оценка носит только мой субъективный характер).
В тоже время десятилетний период развития российского федерализма при всех своих минусах имеет и ряд плюсов, чего нельзя не отрицать. Прежде всего, в 1991-1993 годах удалось избежать распада государства, установить более или менее стабильные и нормальные отношения Центра и регионов, а в последующем погасить региональный сепаратизм и худо-бедно разграничить предметы ведения и полномочия РФ и субъектов Р.Ф..
В конце моей курсовой работы хочется заметить, что судьба российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей!
Список использованной литературы