Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:30, реферат
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, понимание в общем административного права как часть жизни. Тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин: правоведение, обществознание, граждановедение. Вопросам исследования посвящено множество работ, интересных книг, изучающих право. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, но безусловно приводятся и примеры. Также используется административный Кодекс РФ.
1. Введение…………………………………………………………………………..3
2. Понятие административное правонарушение и его признаки………………..4
3. Виды административного принуждения, их правовая характеристика…….
3.1 Административно-предупредительные меры……….
3.2 Меры административного пресечения их особенности и виды…………..
3.3 Меры взыскания………………
4. Юридический состав административного проступка……..
5. Порядок назначения административных наказаний…………
6. Заключение…………………
7. Список использованной литературы………
- Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.
Ряд авторов одной из мер административного пресечения считают применение оружия. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление6. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности.
Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совершения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий:
-наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;
-отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте;
-отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе7.
Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам , судьям и прокурорам.
Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.
Применение
к использованию огнестрельного оружия
как меры пресечения . Применения огнестрельного
оружия - самая серьёзная мера пресечения
которая может повлечь причинение телесных
повреждений смерть , поэтому установлены
дополнительные гарантии законности :
сотрудник милиции обязан в каждом случае
применения оружия в течении 24 часов с
момента его применения предоставить
рапорт начальнику ОВД по месту службы
. Каждый раз в результате служебных проверок
проверяется правомерность применения
оружия . Служебная проверка назначается
когда кому-либо причинён физический или
имущественный вред , либо поступила жалоба
на соответствующие действия сотрудника
милиции , либо по факту применения огнестрельного
оружия возбуждено уголовное дело . О всех
случаях смерти или ранения должен быть
уведомлён прокурор .
3.3 Меры взыскания.
Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе законопослушного гражданина, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;
- все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;
- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- являются эффективным средством реализации института ответственность, под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания8.
Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.
В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:
1. Меры морального
воздействия. Они связаны с
малозначительными проступками,
2. Меры личностного
воздействия. Они состоят в
ограничении субъективных прав
и вложении на нарушителя
В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий:
- предупреждение (ст. 26);
- штраф (ст. 27);
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);
- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);
- исправительные работы (ст. 31);
- административный арест (ст. 32);
- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений9.
4. Юридический
состав административного проступка
Практическое значение состава административного проступка состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона. По особенностям конструкции состава административного правонарушения различаются материальные и формальные составы. Материальными называются составы в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий - деяние, или описывается действие само по себе обязательно влекущее вредное последствие. Формальными составами называются те в которых нет обязательного признака наступления вредных материальных последствий ( нарушение паспортного режима). Признаки состава проступка охватывают его правление как в объективной, так и в субъективной сферах и подразделяются на 4 элемента:
1. Объект;
2. Объективная сторона;
3. Субъект;
4. Субъективная сторона.
Объект правонарушения - общественное отношение или совокупность общественных отношений, охраняемых законом на которые посягает правонарушение, причем для материальных составов необходимо для признания объекта фактическим наличие ущерба, причиненного объекта.
Общий объект - та группа общественных отношений, на которые посягают все административные проступки. Родовой ( видовой) специальный объект - группа общественных отношений, на которые посягает однородная группа проступков ( например, главы в КоАП), этот критерий выдержан не до конца, то есть законодатель в отличие от уголовного права. Непосредственный объект - те общественные отношения, на которые посягает конкретный административный проступок на конкретные общественные отношения.
Предмет правонарушения - вещи или вещества материального мира ради которых или с помощью которых, или путем повреждения, или устранения которых совершается правонарушение. Предметы с помощью которых совершаются правонарушения называется орудие правонарушения. Признаки субъективной стороны - внутреннее психическое отношение лица к содеянному. Вина - особое психическое состояние лица, совершившего противоправное действие. Субъективная сторона включает в себя помимо вины как главного признака еще и факультативные признаки: цель, намерение, желание и др. Если факультативный признак указан в норме, то он обязателен.
Субъект
проступка - совокупность признаков, характеризующих
правонарушение. Субъектом выступают
физические и коллективные лица. Чтобы
быть субъектом проступка физическое
лицо должно обладать административной
деликтоспособностью ( возраст 16 лет, наличие
вменяемости у лица). Лица с 16 до 18 лет рассматриваются
в качестве субъектов с ограниченной деятельностью.
Различают общий и специальный субъект
административной ответственности. Общий
субъект - все лица достигшие 16 лет (включая
лиц без гражданства и иностранцев) Специальный
субъект - лица, которые обладают особыми
правами, осуществляют особый вид деятельности
( должностные лица и т. п.). Особый субъект
- лица несущие ответственность в особом
порядке (военнослужащие и т.д.). Объективная
сторона - совокупность признаков, характеризующих
внешний акт поведения правонарушения.
В объективную сторону входили следующие
признаки10: 1. Противоправное деяние
(действия или бездействия). 2. Время и место
его совершения. 3. Способ совершения правонарушения
. 4. Результат правонарушения. 5. Причинная
связь между деянием и результатом. 6. Общественная
опасность, которая определяется исходя
из всех признаков объективной стороны
путем их синтеза.
5. Порядок назначения
административных наказаний.
При назначении административного наказания учитываются:
- характер совершенного правонарушения;
- личность нарушителя;
- степень его вины;
- имущественное положение;
- обстоятельства,
смягчающие или отягчающие ответственность.
Наказания применяются на основе трех
принципов: законности, индивидуализации,
справедливости.
Административная ответственность смягчается при наличии следующих обстоятельств:
- раскаяние виновного;
- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним;
- совершение правонарушения беременной женщиной и женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Ответственность за административные правонарушения отягчают следующие обстоятельства:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на обращенное к правонарушителю требование прекратить такое поведение:
- повторное в течение года совершение правонарушения, однотипного тому, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;
- совершение правонарушения лицом, ранее совершившим правонарушение;
- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
-совершение правонарушения
в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающее
административное наказание, в зависимости
от характера административного правонарушения
могут не признать данное обстоятельство
отягчающим.
Если человек совершил два и более правонарушений, то взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.
При наложении административного взыскания учитываются сроки, установленные в ст. 4.5 КоАП РФ:
- не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения;
- при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения11.
По истечении этих сроков исключается возможность назначения административного наказания.