Принципы отбора и продвижения государственных служащих: эффективность кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:52, доклад

Описание

Часто ли вы видели объявления в Интернете или специализированных изданиях: «Требуется вице-губернатор…» или «председатель комитета…» или «Начальник главного управления…» или хотя бы «глава какой-нибудь из служб администрации или управления». «Неподкупный, с в/о, имеющий опыт работы в обстановке чиноприклонения»? Вряд ли. Неопределенные критерии отбора и практически полностью закрытая информация о вакансиях – вот что отличает систему подбора персонала в российском госаппарате. Отсюда и огромный процент устройства на работу посредством знакомых, друзей и родственников, т.е. посредством кулуарных методов, и вследствие этого низкий профессиональный уровень работника.

Работа состоит из  1 файл

доклад по принцинам отбора.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Принципы отбора и продвижения государственных служащих: эффективность кадровой политики 

         Часто ли вы видели объявления в Интернете или специализированных изданиях: «Требуется вице-губернатор…» или «председатель комитета…» или «Начальник главного управления…» или хотя бы «глава какой-нибудь из служб администрации или управления». «Неподкупный, с в/о, имеющий опыт работы в обстановке чиноприклонения»? Вряд ли. Неопределенные критерии отбора и практически полностью закрытая информация о вакансиях – вот что отличает систему подбора персонала в российском госаппарате. Отсюда и огромный процент устройства на работу посредством знакомых, друзей и родственников, т.е. посредством кулуарных методов, и вследствие этого низкий профессиональный уровень работника.

      При этом я меньше всего склонен считать, что виной всему плохие чиновники. Основная причина мне видится в том, что государственные чиновники встроены в порочную политико-правовую систему.

   Политико-правовая система России основана на недостаточно легитимной Конституции, в этой системе мало здравого смысла, она не отвечает требованиям новой парадигмы управления, механизм кадровой политики в сфере государственной службы насквозь коррумпирован. Даже когда в эту систему попадает честный и профессионально подготовленный специалист, то достаточно быстро он данной системой отторгается. "Мы сталкиваемся с феноменом сформировавшегося классового сознания, в котором собственные корыстные интересы ставятся выше интересов общественных. Правомерность участия граждан в делах управления российские чиновники отвергают".

   Чем несовершенна нынешняя система государственной  службы? Чаще всего граждане и государствоведы  отмечают низкую эффективность государственной  службы, снижение ее престижа и доверия  к ней, порочные принципы кадровой политики, непрофессионализм большинства государственных служащих, отсутствие профилактики коррупции в рядах российского чиновничества, а также борьбы с ней. Невооруженным взглядом видно, что в государственном аппарате оказалось много людей без каких-либо идей о путях улучшения положения народа и страны, но досконально изучивших искусство манипулирования сознанием народа и извлекающих из этого собственную выгоду. Это же подтверждают данные социологических опросов. Так, согласно результатам совместного исследования Института социологии РАН и фонда Фридриха Эберта, в среде современных российских чиновников распространены равнодушие и формализм (63,7%), продажность (58,5%), безразличие к интересам своей страны (41,1%).

   Даже Премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин,  в бытность свою Президентом, в одном из своих посланий Федеральному собранию вынужден был признать очевидное: "...российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей".

   Правящая  государственная бюрократия едва ли не ежедневно демонстрирует факты предательства национальных интересов. Она неадекватно реагирует на изменения, происходящие в стране и мире. Похоже, что у нее притуплено чувство будущего. Проводимая правящей группой политика ведет к проеданию капиталов, накопленных предыдущими поколениями, а что будет со страной в будущем - государственную бюрократию мало интересует. Главное для нее - удержать власть и самой во власти удержаться.

   Налицо  разложение государственного аппарата, его ориентация на обслуживание интересов  представителей крупного финансового, торгового и промышленного бизнеса, а также высшей бюрократии. В сфере государственной службы России возникла ситуация, аналогичная той, которую описал К. Ясперс: "Аппарат, который должен был служить интересам населения, служит самому себе; он требует стабилизации и надежности для себя. Это оказалось возможным потому, что бюрократический аппарат именно в виду своей сложности уклоняется от общественного контроля. Он становится непроницаемым, все более недосягаемым для критики. В конечном счете, в сущность его уже никто не может проникнуть, разве только те, кто находятся в нем, да и они лишь в рамках своей непосредственной сферы деятельности. Бюрократический аппарат становится недоступным как для населения, так и для высших правительственных органов". В то же время следует подчеркнуть, что чиновничество является организующей силой, единственной силой, способной препятствовать хаосу в стране. Поэтому вопрос состоит не столько о том, чтобы бороться против чиновничества, сколько бороться за новую политико-правовую систему, за новые правила игры, позволяющие формировать честного, компетентного, национально ориентированного чиновника. Государственный аппарат надо не разрушать, а улучшать. И это возможно, но на основе новых принципов кадровой политики в сфере государственной службы.

   Сложившийся механизм отбора и продвижения государственных  чиновников отвергает лучших представителей российского общества, он ориентирован преимущественно на отбор и продвижение  циничных, своекорыстных, способных  к двоемыслию. Россия из развитых стран является единственной, где самые важные и доходные должности, как правило, замещаются родственниками и "своими людьми". Масса чиновников находятся на таких государственных должностях, которым они не соответствуют. Многие из них заняли государственные должности через взятки, интриги, обман, предательство. Их главные цели в жизни - не общественные интересы, а власть, престиж и деньги. "В аппарате наблюдается жесткий "отрицательный отбор", - пишет М.Г. Делягин, - так как концентрация его усилий на выполнении предельно простых функций грабежа и потребления объективно отвергает профессионалов, склонных к выполнению сложных функций и поэтому проигрывающих внутриэлитную и внутриаппаратную конкуренцию".

   В этих условиях немало россиян, способных и желающих послужить Отечеству, вынуждены избирать иные профессиональные пути, уходить в частный бизнес, сосредоточиться исключительно на личных интересах. Данная тенденция еще более ослабляет государственный аппарат. При сохранении порочного механизма формирования государственного аппарата Россия и дальше будет деградировать. В российском народе преобладает скепсис по отношению к возможности улучшения качества государственной власти. Почти половина опрошенных на такое не надеется, и лишь треть продолжает верить, что шансы все же есть.

   Представляется, что реформа государственной  службы может быть успешной лишь в  том случае, если будет комплексной, учитывающей тенденции развития страны, инновации в кадровом менеджменте. Она должна включать существенные изменения в институтах государственной службы, законодательстве, подходах к формированию и контролю государственных служащих. Естественно, отбор и продвижение государственных чиновников должны осуществляться на основе четко установленных квалификационных требований, предъявляемых конкретной должностью. Новая кадровая политика в сфере государственной службы должна определяться стратегией развития страны на ближайшие десятилетия и являться ее составной частью.

   Выход из существующей ситуации видится в создании правового механизма продвижения в государственный аппарат лучших представителей российского общества. Иначе Россия так и будет пребывать в классической феодальной системе патронажа.

   Очевидно, что возрождать Россию необходимо с  установления сильной и уважаемой обществом государственной бюрократии. Больше некому восстановить разрушенную экономику, вывести на достойный уровень социальную сферу, сохранить и приумножить культуру, преодолеть нищету населения. Поэтому надо бороться не против государственного аппарата, а за государственный аппарат иного качества - высокопрофессиональный, ориентированный на интересы большинства российского народа.

   Однако  новый чиновник в России не появится до тех пор, пока не произойдет революция  в принципах отбора и продвижения государственных служащих. Кадровая революция в сфере государственной службы пока не произошла, поэтому народ России вынужден страдать. Вполне очевидно, что качественно изменить ситуацию в сфере государственной службы можно не за счет "смены состава игроков", а за счет "изменения правил игры". В этой связи инновации в кадровом механизме государственной службы должны коснуться прежде всего принципов создания новой политико-правовой системы и формирования нового механизма кадровой политики в сфере государственной службы.

   На  взгляд автора, в первую очередь  к инновациям в кадровом механизме  необходимо отнести следующие принципы:

   Во-первых, определяющим выступает принцип отбора на государственную службу лучших специалистов, способных работать на уровне требований новой управленческой парадигмы, обеспечивать условия для достойной жизни большинства российского народа, возрождать Россию. Именно лучшие умы, а не наиболее ушлые должны управлять Россией. Только приход во властные структуры умных и авторитетных людей, ставящих превыше всего национальные интересы, позволит оздоровить морально-политическую ситуацию в обществе. Им же предстоит освободить государственный аппарат от тех, кто ради шкурных интересов очень часто предает российский народ.

   Во-вторых, принцип отбора и продвижения государственных служащих преимущественно на основе конкурса и сложных экзаменов. Конституция РФ провозглашает принцип равного доступа граждан к государственной службе. При этом очевидно, что единственным средством, обеспечивающим равенство соискателей государственных должностей, является процедура конкурсного отбора. Однако реальное отсутствие открытых конкурсов и экзаменационных процедур ведет к тому, что на ключевые должности государственной службы, как правило, попадают не самые талантливые, а те, кто ориентирован прежде всего на интересы представителей торгового, финансового и промышленного бизнеса и высшей бюрократии. По этому поводу на пресс-конференции 23 декабря 2004 г.

     России В.В. Путин отметил: "Мне  кажется, что если мы будем внедрять систему конкурсного отбора, другие современные системы поиска и подготовки кадров, то мы, безусловно, в такой богатой талантами стране, как Россия, конечно же, найдем хорошо подготовленных профессионально, порядочных лично и патриотически-настроенных людей".

   Заметим, что о необходимости использования  конкурсного отбора и продвижения  государственных служащих как одного из ключевых направлений совершенствования  кадрового механизма государственной  службы России специалисты говорят  более десятка лет. Принцип конкурсного отбора государственных служащих был закреплен в Федеральном законе "Об основах государственной службы в Российской Федерации", присутствует он и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Конкурсный отбор государственных служащих уже используется. Но эта работа носит локальный характер, в ней пока нет системы, она не приобрела государственного масштаба. Конкурсный отбор и продвижение государственных служащих на деле все еще исключение из правил. Общенациональной статистики относительно конкурсного отбора чиновников пока не ведется. В то же время наблюдения автора позволяют предполагать, что удельный вес прошедших конкурс чиновников в численности государственного аппарата России, скорее всего, менее 10%.

   Для сравнения обратим внимание на то, что в государственных органах  Казахстана уже к началу 2002 г. доля чиновников, которые прошли конкурсный отбор, достигла 25,1%, а в Агентстве  по туризму и спорту - 100,0%, Министерстве финансов - 45,1%, Министерстве юстиции - 37,5%13. Согласно законодательству, здесь предполагается формировать на конкурсной основе свыше 90% корпуса государственных служащих. Данная новация кадровой политики в сфере государственной службы является для Казахстана настоящей революцией, поскольку раньше государственные должности были чуть ли не предметом наследования.

   Как известно, в США конкурсный отбор  государственных служащих введен еще  в 1883 г., и в настоящее время 90% федеральных чиновников поступают  на государственную службу на основе конкурса.

   Заслуживает внимания опыт конкурсного отбора государственных  служащих в Южной Корее. О характере  соревнования за должности государственной  службы говорят следующие факты. В 80-е гг. на определенные штатные  должности претендовали по 160 кандидатов и более. И это при весьма сложных конкурсных экзаменах - по 12 предметам, среди которых профилирующими являются экономика, деловой менеджмент и государственная администрация. В результате в 1988 г. 70% государственных служащих Южной Кореи имели университетские дипломы.

   Высокая эффективность государственного аппарата Японии достигнута за счет создания элитарной  государственной службы, привлечения  в нее самых ярких талантов и умов страны. Это стало возможным  благодаря организации конкурсных экзаменов на основе их полной открытости. Так, в 2000 г. конкурс на организационно-управленческие должности в Токийской мэрии составил 30,2 человека на вакантную должность, и это при четырех сложных экзаменах.

   Похоже, что нынешней власти пока не хватает политической воли, чтобы осуществить прорыв в кадровой политике в сфере государственной службы. Ведь именно конкурсный отбор и продвижение государственных служащих позволит осуществить естественную ротацию государственного аппарата, оказавшегося неспособным провести в жизнь политику модернизации страны в интересах большинства народа. Кроме того, конкурсный отбор включит зеленый свет для поступления на государственную службу подготовленной молодежи. Однако заметим, что реальный конкурсный отбор может появиться тогда, когда чиновников будут отбирать независимые в организационном и финансовом аспектах конкурсные комиссии, сформированные из специалистов по вопросам государственной службы и авторитетных представителей гражданского общества.

Информация о работе Принципы отбора и продвижения государственных служащих: эффективность кадровой политики