Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:53, доклад
Самолет - летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев.
Различают:
· По назначению – гражданские, военные;
· По типу двигателя – поршневые, турбовинтовые, турбореактивные,
ракетные;
· По скорости полета – дозвуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые;
· По условиям базирования – сухопутные, корабельные, гидросамолеты,
самолеты-амфибии;
Самолет - летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с
помощью силовой установки и крыльев.
Различают:
· По назначению – гражданские, военные;
· По типу двигателя – поршневые, турбовинтовые, турбореактивные,
ракетные;
· По скорости полета – дозвуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые;
· По условиям базирования – сухопутные, корабельные, гидросамолеты,
самолеты-амфибии;
· По длине взлетно-посадочной полосы – вертикальные, укороченные,
обычного взлета и посадки;
· По достигнутой стадии разработки – экспериментальные, опытные,
серийные.
Авиация – (от
латинского avis – птица) – теория и практика полетов на аппаратах тяжелее
воздуха (самолетах, вертолетах, планёрах) в околоземном воздушном пространстве.
1-ый самолет
был построен в России А.Ф.
авиация стала развиваться в начале 20 века. Первый успешный полет самолета
американских механиков братьев У. и О. Райт с двигателем внутреннего сгорания
был совершен 17 декабря 1903 года. Вслед за этим в Европе, главным образом во
Франции, строят самолеты А.Сантос-Дюмон, Ф.Фербер и другие. В России в 1909-
1914 годах появились самолеты Я.М.Гаккеля, Д.П.Григоровича, И.И.Сикорского и
других. С середины 20-ых годов в самолетостроении начали использовать
дуралюмин, (первые советские цельнометаллические самолеты были построены
А.Н.Туполевым в 1924-1925 годах); к середине 30-ых годов произошел
окончательный переход от биплана к моноплану. В конце 30-ых годов появился
реактивный двигатель. В СССР первый полет на самолете с жидкостным реактивным
двигателем был совершен в 1942 году. С начала 50-ых годов реактивные самолеты
стали использовать и в гражданской авиации (в СССР ТУ-104, 1955 год), широко
развивалось вертолетостроение, в ВВС появились сверхзвуковые самолеты.
(Советский
Энциклопедический Словарь,
Русский фольклор насчитывает немало сказок и легенд о фантастических
существах и людях, обладающих "дьявольской" силой и умением летать по
воздуху. Мысль о возможности летания жила в народе, переходя из поколения в
поколение. До нас дошли былины о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-Горбунке,
о Кощее Бессмертном, о ковре-самолете, на котором летал Иван-царевич, о
полете Ивана-царевича на сове. Ряд легенд говорит и о реальных попытках
создать летающие механизмы и приспособления. Так, сохранилась относящаяся еще
к 906 г. легенда о пуске по воздуху на осажденный князем Олегом Царьград
каких-то снарядов. Другая легенда говорит о летающем искусственном орле,
сделанном во времена Ивана III (1482-1505гг.). Известно сказание о спуске на
устройстве, подобном парашюту, поповского сына Симеона и др.
Несомненно, что русские люди пытались летать на самодельных крыльях, причем
полеты, по-видимому, преследовали увеселительные цели. В рукописи Даниила
Заточкина, относящейся к ХIII столетию и хранившейся ранее в Чудовом
монастыре. есть указания на полеты людей. Перечисляя народные увеселения
славян, Даниил Заточник пишет: "...а иные слетают с церкви или с высокого
дома на шелковых крыльях ... показывая крепость сердец своих..."
Возможно, такие попытки летать продолжались бы до поголовного истребления
"изобретателей
от сохи" но в XVIII веке за
проблему воздухоплавания
основатель первого российского университета, Михаил Васильевич Ломоносов.
В протоколе заседания Российской Академии наук от 1 июля 1754 года имеется
запись: "Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину,
называемую им аэродромической (воздухобежной), которая должна употребляться
для того, чтобы с помощью крыльев , движимых горизонтально , в различных
направлениях силой пружины , какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух
(отбрасывать его
вниз), отчего машина будет
воздуха , с той целью , чтобы можно было обследовать условия (состояние)
верхнего воздуха посредством метеорологических машин (приборов),
присоединенных к этой аэродромической машине".
В том же году М. В. Ломоносов писал, что он сделал машину, которая, сама
поднимаясь вверх
, может поднять маленький
вертолета и первая в мире документированная практическая разработка
летательного аппарата тяжелее воздуха - вертолета. Однако для того времени
реализация идеи вертолета оказалась слишком сложной.
Русские ученые и изобретатели продолжали работать над созданием аппаратов
тяжелее воздуха.
В 1854-1855 гг. к идее создания самолета обращается военный моряк Российского
флота А.Ф.Можайский. Серьезными поисками в этой области он стал заниматься
несколько позже и пришел к выводу о необходимости разработать летательный
аппарат с неподвижным крылом , в работе которого использовался бы принцип
динамического полета .
Научный эксперимент - это был
единственно возможный в то время путь исследования для оценки возможного
значения подъемной силы при различных углах атаки, а также определения
необходимой площади крыла и скорости полета, ведь аэродинамика как наука тогда
еще не существовала, и лишь спустя 25-30 лет основы ее были заложены великим
русским ученым Н. Е. Жуковским. Не было еще аэродинамических труб
1
и аэродинамических весов для испытания моделей самолета. А.Ф.Можайский создал
прибор - движущуюся тележку с прообразом аэродинамических весов. С помощью
этого [FKS1] прибора можно было производить расчет
лобового сопротивления и подъемной силы крыла самолета. Изготовленные Можайским
модели самолета с приводом винтов от пружины демонстрировалась в полете в
Петербургском манеже.
В марте 1879 г. был поставлен вопрос о постройке самолета в натуральную
величину. Изобретатель подготовил объяснительную записку, лично разработал
чертежи самолета и смету необходимых расходов. Заявку на изобретение самолета
с описанием аппарата и чертежи Можайский направил в Департамент торговли и
мануфактур, а 15 ноября 1881 г. ему была выдана "привилегия" (патент) на
"воздухоплавательный снаряд".
По проекту самолет должен был состоять из лодки (фюзеляжа), в которой
предполагалось разместить экипаж, силовую установку и приборное оборудование,
двух паровых двигателей и четырехколесного шасси. На самолете были
предусмотрены тросовое управление, штурвал, емкости для горючего и некоторые
приборы, в том числе и оптический прицел.
В конструкции первого самолета была применена монопланная схема, которая
имеет наибольшее
распространение и в
лодки в соответствии с принятыми в то время единицами измерения равнялась
20,5 аршина , длина каждого крыла - 15 аршинам , ширина крыла - 20 аршинам .
6 июля 1882 г. построенный
самолет был осмотрен
войск гвардии и Петербургского военного округа. В протоколе комиссии от 22
февраля 1883 г. было записано, что масса самолета должна составлять 57 пудов.
Испытания проводились под Петербургом, на военном поле в Красном селе, и
продолжались до 1885 г., но на завершающем этапе по военным соображениям были
засекречены. Об этом периоде сохранилось очень мало документов.
В области исследования теории полета аппаратов тяжелее воздуха также работал
и великий русский ученый Д.И.Менделеев. Его труд "О сопротивлении жидкостей в
воздухоплавании", по словам Н.Е.Жуковского, является капитальной монографией
по сопротивлению жидкостей и может слуить основным руководством для лиц,
занимающихся воздухоплаванием. В труде особо отмечается необходимость
накопления опытных данных о сопротивлении среды. Менделеев писал , что когда-
нибудь будет достигнута полная победа над воздухом, станет возможным
управлять полетом. Только для этого необходимо точно знать сопротивление
воздуха.
А в 1894 г. увидела свет работа К.Э.Циолковского "Аэроплан, или птицеподобная
(авиационная) летательная машина ", в которой автор обосновал идею создания
аэроплана с неподвижным свободнонесущим крылом. На эскизе, помещенном в
статье, были показаны тянущий винт, обтекающей формы корпус, хвостовое
оперение и шасси. В 1905 г. Циолковский предложил ромбовидный и клиновидный
профили крыла для аппаратов со сверхзвуковыми скоростями полета.
Несмотря на трудности,
обусловленные незнанием
планеров и самолетов продолжалось. Конструкция их часто была очень сложной.
Можно упомянуть также работы А. Г. Уфимцева, которого Максим Горький назвал
"поэтом в области научной техники". Уфимцев построил четыре оригинальных
двигателя и два самолета с крылом круглой формы и круглым горизонтальным
оперением . Постройкой самолетов и двигателей занимался в 1909-1910 гг.
С.В.Гризодубов, отец известной летчицы, Героя Советского Союза и Героя
Социалистического труда В. С. Гризодубовой . В 1912 г. на одном из своих
самолетов он совершил несколько полетов.
В годы,
предшествовавшие первой мировой войне, русские конструкторы работали над
созданием легкого маневренного самолета, который обладал бы достаточной
устойчивостью и управляемостью. В 1912 г. военным ведомством был объявлен
конкурс на разработку самолета с максимальной скоростью не менее 114км/ч и
полезной нагрузкой 450 кг (летчик-наблюдатель и груз).
2
По чертежам, представленным на конкурс , было построено несколько машин,
например самолет Пороховщикова. Но, несмотря на некоторые преимущества его
перед иностранными, на авиационных заводах России по лицензиям строились
самолеты иностранных марок. Это сильно сдерживало развитие самолетостроения в