Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 02:29, реферат
Социал-демократия сыграла большую роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в современном мире в целом, и в Западной Европе в частности. Известные исследователи и политические деятели, не принадлежащие к самой социал-демократии, не без оснований называли XX век социал-демократическим веком. Теперь попытаемся выяснить, что есть социал-демократия, каковы её политические идеи, и какое место она занимает в общем спектре социально-политических течений в индустриально развитых странах современного мира.
Под социал-демократией, как правило, понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интернационал, и к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение.
Введение 3
1. Идейные истоки социал-демократии 5
2. Возникновение социально-демократической идеи в России 12
3. Демократический социализм в наши дни 15
Заключение 21
Список литературы 23
Существенной
Война внесла свои коррективы
в позиции лейбористов
В духе дискуссий в немецкой социал-демократии в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма. В частности, П.Б. Струве поставил под сомнение Марксову идею о "прогрессирующем социальном угнетении и обнищании масс населения". Исходя из гегелевского диалектического метода, Струве утверждал, что тезис о "непрерывности изменения" служит теоретическим обоснованием скорее эволюционизма, нежели революционности. "При обосновании социализма как исторически необходимой формы общества, - писал он, - дело идет не о том, чтобы отыскать... элементы, разъединяющие обе формы, а, наоборот... путем непрерывной причинности и постоянных переходов их соединяющие". Утверждая, что присущий ортодоксальному марксизму абсолютизм понятий есть противоположность диалектике, Струве усматривал задачу здравомыслящих людей не в том, чтобы подготовить всемирную катастрофу, утопический скачок в "царство свободы", а в постепенной "социализации" капиталистического общества.
По-видимому, определенный
потенциал развития по реформистскому
пути был заложен и в российской социал-демократии,
в той ее части, которая была представлена
меньшевиками, в особенности Г.В. Плехановым
и его сподвижниками. Но победу в ней, как
мы знаем, одержали большевики, превратившие
огромную страну в полигон для своих революционных
экспериментов.
2.Возникновение социально-демократической идеи в России
Идея
Социальная
В 60-х гг. ХIX в. началась эпоха Великих реформ в промышленности и общественном сознании. Революционные народники сыграли значительную роль в подготовке пролетарского этапа освободительного движения. Народники 60-70 гг. дали России первые образцы революционных организаций, ставивших своей задачей революционную борьбу за свержение самодержавия. В середине 70-х гг: XIX в. впервые пролетарские организации “Южно-российский союз рабочих” и “Северный союз русских рабочих” находились под сильным идейным влиянием теории народничества. Требования “Северного союза русских рабочих” в своей основе не расходились с программами революционных народников. Вот некоторые из них: ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого, учреждение свободной федерации общин, обладающие политической равноправностью и полным внутренним самоуправлением; уничтожение поземельной собственности и замена ее общинным владением; правильная ассоциация организации труда, при которой в руки рабочих должны перейти продукты и орудия производства.
В первой половине 90-х гг. в Петербурге, Москве, Твери, Харькове, городах Поволжья существовали организации революционеров-народников, правда, деятельность их была малозаметной и не оказывала большого влияния на развитие революционного движения. С середины 90-х гг. члены этих организаций, принимают наименование социалисты-революционеры, указывая на свое родство с “Народной волей”, так как народовольцы называли себя социалистами и революционерами. Объективно эсеры выражали интересы мелкой буржуазии в первую очередь крестьянства. Наличие в России огромных мелкобуржуазных масс давало эсерам широкую социальную базу, а общественный подъем второй половины 90-х гг. способствовал оживлению революционного народничества.
Социал-
Появление социал-демократии, вначале как идейного течения, связано с распространением в России марксизма. Перенос учения К. Маркса с европейской почвы на российскую не мог быть автоматическим, он предполагал необходимость определенной корректировки западноевропейских схем исторического процесса.
Целью революционно-демократического
движения была подготовка крестьянского
выступления. В 1862 году была создана организация
(Земля и воля), но, не достигнув цели, в
1864 году распущена. В 60 - 70-х годах главным
направлением стало народничество. Идеологами
народников были М.И. Бакунин (анархистское),
П.А. Лавров (пропагандистское), П.Н. Ткачёв
(заговорщическое направление). На практике
эти идеи осуществлялись посредством
создания конспиративных организаций,
отличающихся по тактике борьбы (чайковцы,
(Большое общество пропаганды), кружок
Долгушина, (Земля и воля), (Чёрный передел)
и др.). Разочарованная в идее народного
восстания, часть народников отошла от
тактики пропаганды и перешла к террору
(Народная воля). Преемниками идей народников
стали социал - революционеры или эсеры
(1902 год, лидер В.М. Чернов).
После второй мировой войны наступает новый этап в судьбах демократического социализма. Сразу после войны то ли по инерции, то ли по убеждениям, то ли по каким-либо другим причинам руководители большинства социал-демократических партий, известных своими реформистскими ориентациями, прагматизмом и оппортунизмом, неизменно высказывали свою приверженность марксизму. Так, К. Шумахер в предисловии к Дортмундской программе действий СДПГ писал в 1952 г.: "Мы как социал-демократы не имеем абсолютно никакого повода выбрасывать марксизм целиком за борт... В обеих своих важнейших формах - экономический взгляд на историю и классовая борьба - он не устарел... потому что реальная действительность подтверждает его. Марксизм - не балласт. И если мы не рассматриваем его как катехизис, тем не менее он является методом, которому мы, применяя его для анализа действительности, должны быть благодарны более чем любому другому научному и социологическому методу за обретение силы, знаний, оружия для борьбы. Классовая борьба прекратится только тогда, когда все люди обретут равные права и одинаковые обязанности".
Но тем не менее после второй мировой войны в свете опыта фашизма и большевистской диктатуры в СССР европейская социал-демократия пошла на решительный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма, самого демократического социализма. В 1951 г. Социнтерн принял свою программу принципов - Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы "основные ценности демократического социализма". Она содержала также положение о возможности плюралистического обоснования социал-демократами социалистической цели. Последняя точка в этом вопросе была поставлена сначала в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958 г.) и Годесбергской программе СДПГ (1959 г.), которые решительно отвергли основополагающие постулаты о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства и т.д. В последующем по этому же пути - одни раньше, другие позже (некоторые в 80-х гг.) -пошли остальные национальные отряды социал-демократии.
В формировании идейно-политических позиций английского лейборизма, по мнению ряда исследователей, важную роль сыграли идеи, почерпнутые у таких политологов, как Ч, Диккенс, Дж. Рэскин, Ллойд Джордж, К. Харди и др. Даже такой левый по своим воззрениям руководитель лейбористской партии, как Т. Бенн, признавая марксизм в качестве одного из источников лейборизма, наряду с ним называл в этом же качестве христианский социализм, фабианство, учение Оуэна, тред-юнионизм и даже радикальный либерализм.
В чем суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности? Пожалуй, наиболее емко и лаконично эта суть выражена в Годесбергской программе СДПГ 1959 г., в которой в качестве "основных целей социалистического стремления" провозглашены свобода, справедливость и солидарность. Эти три пункта в различных модификациях с дополнением ценностей "равенства", "демократии" и т.д. в той или иной форме присутствуют в программах большинства социал-демократических партий.
По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.
Следует отметить, что, поставив в основу своих политических платформ идею позитивной свободы, в реализации которой государству предписывалась ключевая роль, в послевоенные десятилетия европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля правления или превратившись в серьезную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т.д.), составивших тот фундамент, который обеспечил бурное экономическое развитие индустриальных стран.
Процессы
О том, насколько велика позитивная роль социал-демократии в определении приоритетов внутриполитического развития на уровне страны, наглядно можно представить на примере Швеции. В данной связи следует говорить прежде всего о так называемой "скандинавской модели", или "шведской модели", демократического социализма. Под этой моделью подразумевается та форма государства благосостояния, которая в послевоенные десятилетия сложилась в Дании, Норвегии и Швеции. Ее возникновение, как правило, связывают с приходом к власти первых социал-демократических правительств: в Дании - в 1929 г., в Швеции и Норвегии - в 1932 г. Поскольку же в наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы в Швеции, то «скандинавская модель» более известна под названием "шведская модель".
В последние полтора-два десятилетия в общем контексте дальнейшего освобождения от остатков марксистского наследия в социал-демократии наблюдалась тенденция к усилению акцента на пересмотр позитивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие связанные с ними ценности и установки. Причем этот акцент делается в контексте более решительного поддержания партиями демократического социализма институтов, ценностей и норм либеральной демократии. Показательно, что в 70-80-е гг. большинство из них приняли новые программные документы. Все они ставят в основу своих программ ряд основных установок, таких как политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям населения, обеспечение максимального уровня занятости и т.д. Есть тенденция к усилению этической аргументации в социал-демократических программах.
На фоне развернувшейся
в 70-80-е гг. консервативной волны
с характерными для нее требованиями
децентрализации, разгосударствления,
сокращения государственного регулирования,
стимулирования рынка и т.д. в социал-демократии
растут настроения в пользу отказа от
лозунгов национализации, обобществления
или социализации и других традиционных
установок демократического социализма.
Усиливаются позиции тех правых кругов,
которые всегда сохраняли приверженность
частной собственности на средства производства.
Эти настроения характерны для большинства
партий демократического социализма,
особенно тех, которые в 80-начале 90-х гг.
находились у власти. Это, в частности,
выразилось в том, что эти партии осуществляли,
по сути дела, неоконсервативную экономическую
политику денационализации, разгосударствления,
децентрализации. Следует отметить, что
эти изменения в социал-демократии происходили
в условиях нарастания кризиса тоталитарной
системы в СССР и Восточной Европе с ее
тотальным огосударствлением, планированием
и уничтожением частной собственности
на средства производства. Опыт "реального
социализма" воочию продемонстрировал
всему миру, что эти его атрибуты не только
не кладут конец отчуждению, но и многократно
усиливают его, не только не обеспечивают
свободу, но и беспредельно расширяют
и укрепляют тиранию государства над подавляющей
массой населения. Монополия государства
на средства производства оборачивается
монопольным контролем над человеческими
жизнями.
Информация о работе Социал-демократия: истоки и современность