Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника
Мотивация сотрудников
занимает одно из центральных мест
в управлении персоналом, поскольку
она выступает непосредственной
причиной их поведения. Ориентация работников
на достижение целей организации
по существу является главной задачей
руководства персоналом. Вследствие
изменения содержания труда в
условиях научно-технического прогресса,
широкой автоматизации и
Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.
Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива?
Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.
Исходным звеном,
первым «полюсом» механизма является
потребность, выражающая нужду, необходимость
для человека определенных благ, предметов
или форм поведения. Потребности могут
быть как врожденными, так и приобретенными
в процессе жизни и воспитания. Реальными,
соотносимыми со средой формами проявления
потребности выступают притязания и ожидания(экспектации).
Притязания представляют собой привычный,
детерминирующий поведение человека уровень
удовлетворения потребности. На базе одной
и той же потребности могут сформироваться
различные притязания и ожидания. Так,
у одного человека первичная потребность
в питании может быть удовлетворена с
помощью дешёвых бутербродов, у другого
же ее нормальное удовлетворение предполагает
изысканный обед в дорогом ресторане.
-5-
Механизм мотивации
Учет в процессе
руководства действий общего механизма
мотивации способствует более компетентному
выбору руководителем форм стимулирования,
правильному определению
-6-
процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях трудовой мотивации.
-7-
Пирамида потребностей А. Маслоу.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, представленной на рисунке 1, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая
потребность – потребность
Долг руководителя
заключается в том, чтобы тщательно
наблюдать за своими подчиненными,
своевременно выяснять, какие активные
потребности движут каждым из них, и
принимать решения по их реализации
с целью повышения
Раздел 2.2 Процессуальные теории мотивации Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория
-8-
ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.
2.2.1
Теория ожиданий
В. Врума.
Процессуальные
теории ожидания устанавливают, что
поведение сотрудников
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости
является одной из наиболее красивых
и потому наиболее известной теорией мотивации
в западном менеджменте. Ее основные постулаты:
1. Люди оценивают свои взаимоотношения
путем сравнения (что я вкладываю и что
получаю).
2. Неэквивалентность вклада и отдачи является
источником дискомфорта (вины или обиды).
3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями,
стремятся восстановить справедливость.
Проще говоря, ситуация знакома, наверное,
всем: работодатель и работники
-9-
оценивают свой
вклад совершенно по-разному. Сотрудники
чувствуют неадекватность того, как их
оценивают, и начинают требовать иного
к себе отношения.
О том, что происходит дальше, говорят
три способа восстановления справедливости:
1. Если человек получает меньше, чем отдает,
он начинает уменьшать свой вклад. Сотрудники
начинают опаздывать на работу, уходить
раньше, сокращать объем работ, увеличивать
время перерывов и т. п.
2. Сотрудники начинают требовать повышения
зарплаты, продвижения по службе, повышения
премии и т.п.
3. Кардинальный способ представляет собой
разрыв отношений.
Почему же возникает нарушение справедливости?
Существуют четыре причины:
1. Неправильная психологическая валюта.
В этом случае или не понимается вклад
или он не получает признания.
Что хотят работники?
a) чувства удовлетворения от работы.
b) адекватного вознаграждения.
c) гибкой системы оплаты труда (больше
делаю - больше получаю).
d) возможности реализации всех своих способностей.
e) разнообразия работы (перемещений как
вертикальных, так и горизонтальных).
Часто в качестве отдачи они получают
только деньги. Возможно, прежде чем сделать
свой вклад в отношения, стоит подумать,
что является ценностью для другого человека,
и предлагать ему именно это.
2. Другой причиной, в силу которой трудно
сохранить справедливость, является недостаточность
доверия. Иногда служащий изначально относится
к руководству с недоверием и опаской,
предполагая всяческие неприятности с
их стороны. Впрочем, весьма распространен
и обратный вариант.
3. Скрытые внутренние ожидания. Благословен
тот, кто ничего не ждет, т. к. ему не грозят
разочарования. Мы быстро привыкаем к
тому, что те или иные наши потребности
всегда удовлетворялись и, когда этого
не происходит, мы воспринимаем это как
нарушение справедливости.
4. Накопление обид. Мы склонны предоставлять
людям некоторый кредит доверия и стараемся
не замечать негативных поступков людей.
Кроме того, сам процесс выяснения отношений
достаточно болезненный и мы не хотим
этим заниматься.
И, наконец, самое главное: как может менеджер
исправить ситуацию, когда происходит
нарушение баланса справедливости?
Первое, что нужно сделать, - внимательно
выслушать сотрудника. Это поможет вам
ответить на вопрос: как человек относится
к справедливости, что он считает своим
вкладом, а что вашим. Если окажется, что
вы действительно недооценили