Суверенитет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание

Субъекты занимают центральное положение в международном праве. Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов. Оно существует для регулирования отношений между суверенными субъектами, для обслуживания их интересов.
Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ. 5
1.1. Понятие субъектов. 5
1.2. Сущность и теории признания субъекта. 8
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВ. 11
2.1. Понятия государства и его признаки. 11
2.2. Форма и типы государства. 13
3. ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ. 16
4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

госуд и сувер.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

     Государство и суверенитет. 
Содержание
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Субъекты  занимают центральное положение  в международном праве. Характерные  черты международного права определяются особенностями его субъектов. Оно  существует для регулирования отношений  между суверенными субъектами, для  обслуживания их интересов.

     Круг  субъектов международного права  отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права  как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его  субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.

     Государства являются основными субъектами международного права. Следовательно, большое внимание в лекции будет уделено рассмотрению вопросов об особенностях данного субъекта, основных правах и обязанностях государств. Складывающаяся политическая обстановка в мире позволяет утверждать, что вопросы о международном признании и правопреемстве государств являются на сегодняшний день очень важными и актуальными.

     В современном международном праве  ведутся дискуссии по поводу правосубъектности физических лиц, поэтому данный вопрос также является весьма актуальным.

     В данной работе рассматривается - понятие субъектов международного права, содержание международной правосубъектности, раскрывается понятие международно-правового признания, его значение для международный отношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания, анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии, которыми пользуются государства в ходе признания новых государств и правительств.

 

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ.

1.1. Понятие субъектов.

     В общей теории права признано, что  субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная  правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в национальном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.1

     Субъект международного права – это независимый (не подчиненный какой-либо политической власти извне) участник международных  отношений, обладающий правами и обязанностями, установленными международными договорами.

     Необходимо  заметить, что содержание термина  «международная правосубъектность» в  нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности.2

     В самом общем плане международную  правосубъектность можно определить как юридическую способность  лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности  образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую.

     Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.3

     Правоспособность  – это способность субъекта международного права иметь субъективные права  и юридические обязанности.

     Дееспособность  означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

     Деликтоспособность  – способность нести юридическую  ответственность за совершенные  правонарушения.

     Признаки  субъектов международного права:

     1) субъекты международного права  – это лица, участники международных  отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся:

     известная внешняя обособленность;

     персонификация (выступление в международных  отношениях в виде единого лица);

     способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

     участвовать в принятии норм международного права.

     2) все субъекты международного  права – это такие лица, которые  приобрели свойства субъекта  в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.

     Субъекты  международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.4

     Общая правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты).

     Отраслевая  правосубъектность – это способность  акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.

     Специальная правосубъектность – это способность  акторов быть участником лишь определенного  круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают, например, физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и др.).

     Категории субъектов международного права:

     Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;

     Производные (несуверенные) – международные  организации; государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).

     Первичные (основные) субъекты международного права (государства и нации, борющиеся  за независимость) в силу присущего  им государственного или национального  суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.5

     Не  существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

     Юридическим источником правосубъектности для  производных (несуверенных) субъектов  международного права служат их учредительные  документы. Такими документами для  международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.6

     Таким образом, субъекты международного права  должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

1.2. Сущность и теории  признания субъекта.

     Международно-правовое признание – признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения.

     В доктрине существуют две теории признания:

     1. Декларативная теория исходила  из того, что государство является  субъектом международного права  с момента своего возникновения.  Признание не наделяет государство  международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.

     2. Конститутивная теория базировалась  на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, «конституировало» государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.7

     Формы признания:

     1) юридическое признание, которое в свою очередь подразделяется на:

     а) признание де-юре (de jure) - является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание;

     б) признание де-факто (de facto)  - является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.

     2) фактическое признание (неофициальное).

     Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов  как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).

     Признание правительства – признание государствами  нового правительства какой-либо страны, пришедшего к власти неконституционным путем.8

     Попытки выработать критерии признания правительств, пришедших к власти неконституционным  путем, успеха не имели. Принято считать, что такое признание является обоснованным в том случае, если учитываются следующие обстоятельства:

     деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле;

     правительство осуществляет эффективную власть на территории государства;

     установлен  демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека;

     отсутствует вмешательство во внутренние дела государства  при приходе правительства к  власти.

     Таким образом, под международно-правовым признанием понимается признание в  соответствии с международным правом существующими государствами новых  государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения.

 

      ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВ.

2.1. Понятия государства  и его признаки.

     Государство – это единая политическая организация общества, кот. распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

     Признаки:

     1) Территориальная определенность, наличие  четко обозначенных государственных границ – государство осуществляет охрану данных границ от нападений извне;

Информация о работе Суверенитет РФ