Суверенитет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание

Субъекты занимают центральное положение в международном праве. Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов. Оно существует для регулирования отношений между суверенными субъектами, для обслуживания их интересов.
Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ. 5
1.1. Понятие субъектов. 5
1.2. Сущность и теории признания субъекта. 8
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВ. 11
2.1. Понятия государства и его признаки. 11
2.2. Форма и типы государства. 13
3. ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ. 16
4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

госуд и сувер.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, правопреемство - это сложный  международно-правовой институт, который предполагает переход определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому, с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве.

 

      4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА.

 
 
 

     Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

     Верховенство  государственной  власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

     1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

     2) ее прерогативы;

     3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

     Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

     Единство  государственной  власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

     Независимость государственной  власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

     Независимость и верховенство государственной  власти выражаются:

     в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

     в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

     в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

     Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом 15.

     Формальным  суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

     Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

     Принудительное  ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

     Добровольное  ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

     Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

     Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

     А значит народный и государственный  суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия  государства, и наоборот, процветание  развитого демократического государства, не признающего так или иначе  суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» .

     Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного  и государственного суверенитетов - это «свойство и способность  государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права»3.

     Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

     Однако  следует отметить что, в многонациональных  государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

     Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

     Вывод: Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

     Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

     Выступая  признаком государства, суверенитет  характеризует его как особого  субъекта политических отношений, как  главного компонента политической системы общества.

     Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот  критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов16.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Международное право является самостоятельной правовой системой, особенности которой предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

     Субъектом международного права является независимый (не подчиненный какой-либо политической власти извне) участник международных отношений, обладающий правами и обязанностями, установленными международными договорами.

     Выделяют  две категории субъектов международного права:

     Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;

     Производные (несуверенные) – международные  организации; государственно-подобные образования.

     Под международно-правовым признанием понимается признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения.

     Институт  правопреемства получил весьма широкое распространение в международном праве. Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
     
  1. ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)
  2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.); Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.); Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (1992 г.) // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 2001. Т. 1. С. 433-473.
  3. Ахметшин Р.И. Народ как субъект права на самоопределение // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2007. № 2.
  4. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.
  5. Бирюков П.Н. О международной правоспособности субъектов Российской Федерации // Правоведение. 2006. № 2.
  6. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. – М.: МНИМП, 1998.
  7. Действующее международное право. В 3-х томах. / Сост. Ю.М.
  8. Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник / Под общей ред. акад. МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  9. Колосов и Э.С. Кривчикова. – М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 2006.
  10. Лаптев П.А. О правосубъектности индивида в свете международно-правовой защиты прав человека // Журнал российского права. № 2. 2006. С. 51-58.
  11. Лукашук И.И. Международное право. Общая и особенная части: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2001.
  12. Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 76-85.
  13. Международное право. Сборник документов /Отв. ред. А.Н.Талалаев. – М.: Юридическая литература, 2000.
  14. Международное право: Учебник/Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. – М.: Юристъ, 2003. С. 495.
  15. Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. – М.: Изд-во НОРМА, 2003.
  16. Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Международные отношения, 2008. С. 624.
  17. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 640.
  18. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. - 2008г, 415стр
  19. Шумилов В. М, Международное право. - 2008г, 486стр
  20. Панасюк В.В. Субъекты федерации и центральная власть: правовые аспекты соотношения полномочий при осуществлении международной деятельности членами зарубежных федераций // Юрист. 2008. № 8.
  21. Шестаков Л.Н. Международное право. М., 2007, С.464.

Информация о работе Суверенитет РФ